Сергей Левицкий. Первый фотограф Петербурга

Sep 28, 2018 19:01




Он был личным фотографом четырех поколений российских императоров. Сам Наполеон III приглашал его для съемок в свою резиденцию, ему позировали все классики российской литературы и даже Гоголь, который никому не позволял себя фотографировать. Так кто же он такой?

Это сегодня фотоаппарат есть почти у каждого жителя нашего прекрасного города, может быть не отдельным предметом, но встроенным в смартфон, в планшет или в другие современные гаджеты, ну и почти каждый может бить себя пяткой в грудь, называя фотографом. Для этого просто нужно начать снимать или просто дать объявление о том, что проводите фотосессии. Но когда-то этот жанр искусства только входил в моду, и до того как это стало мейнстримом, некий Сергей Левицкий бросил успешную карьеру дипломата и с головой ушел в редкое для того времени хобби. Кстати, спустя пару веков такой же дорогой пошли блогеры, променяв белые воротнички на развитие собственных аккаунтов. Кто-нибудь знает имя первого блогера?

Изначально ничего не предвещало беды для семейства Яковлевых, где наш герой числился внебрачным сыном. К слову, если говорить о нравах того времени, то и сам Левицкий чью жизнь мы сегодня будет препарировать, никогда не был женат, но зато у него было четыре ребенка, и все они жили в его доме в статусе «воспитанников». Этакая семейная традиция безбрачия, которая перешла к нему от отца.

2.


фото Левицкого с сайта https://birdinflight.com

Но вернемся к истории, которая все-таки имеет значение в моем сегодняшнем рассказе в отличии от этих пустьговоряшных вставок. В 1839 году, в году, в котором и изобрели фотографию, наш Сергей оканчивает юридический факультет Московского университета и благодаря процветавшему в то время блату, пользуясь служебным положением родного отца, он устраивается на теплое местечко в канцелярию одного важного министра неких важных внутренних дел и не дует в ус. Там же впервые слышит о таком чуде как фотография и в качестве хобби начинает заинтересовываться этим новаторским процессом.

Главный поворот в судьбе описываемого фотографа происходит спустя пять лет, когда Сергея посылают в командировку на Кавказ, где его разум и сердце поглощают не заниженные тонированные кареты белого цвета, а фотосъемка. Ведь именно там он знакомится с Юлием Фрицше. Химиком, который первый в России сделал собственные снимки и даже отстоял доклад в Академии наук на эту новую и щекотливую тему, ну и который повлиял на нашего героя.

3.


фото Левицкого с сайта https://birdinflight.com

Заручившись такой помощью и поддержкой Сергей Левицкий производит на свет свои самые первые дагеротипные снимки Пятигорска и окрестных гор, погружаясь в магию волшебства производства фотокарточек. Полученный результат настолько вскружил его голову, что он тут же пишет заявление по собственному и на всех порах валит в Европу, туда, где фотография расцветает во всю. В Париже он знакомится с Луи Дагером, наблюдает за опытами цветной фотографии Ньепса де Сент-Виктора, учится у известных фотографов своего времени, записывается на лекции по физике и химии в Сорбонне.

Понабравшись мастерства он в качестве вольного творца приезжает в Рим, где уже существовала «русская колония» творческого люда, состоящая из восхищающихся городом художников, скульпторов и архитекторов. В этой компании он быстро становится своим человеком и тогда же производит на свет тот самый групповой снимок, в центре которого восседает сам Гоголь. Как потом писал сам Левицкий: «Позировка была на открытой террасе в мастерской Перро; пластинка была держана 40 секунд, но, несмотря на долгую позу, центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо».

4.


фото Левицкого с сайта https://birdinflight.com

Изучавший историю писателя читатель знает, что Николай Васильевич ненавидел процесс съемки, и это единственная его фотография, дошедшая до наших времен. Видать в тот момент в него еще не вселился Вий, а может случайно вылетевшая во время съемки птичка забрала к себе его душу. Что произошло уже не разобрать. Но с тех пор Гоголь ни разу не сфотографировался, а при первых появлениях папарацци того времени закрывался от камеры всевозможными способами. Кстати, в последствии для различных нужд растиражировали именно этот портрет писателя, а Репин в своей картине использовал образ срисованный с этой фотографии.

5.


картина Репина с сайта https://artchive.ru/

Поговаривают, Левицикий снял тайком еще один портрет Гоголя. В тот неловкий момент, когда писатель расслабился после трапезы в доме одного их общего знакомого и уснул. Тогда Сергей расчехлили свой агрегат и щелкнул затвором. «Он ужасно рассердился и настоятельно требовал, чтобы я стер пластинку, - вспоминал Левицкий, - но ею завладела графиня, и я с тех пор даже не видел ее».

6.


фото Левицкого с сайта https://ria.ru/

Понабравшись опыта и знаний он начинает самосовершенствоваться, по собственным разработкам нашего героя на свет производят специальную камеру на мехах, позволяющую творить изображения совершенно разного размера, благодаря чему его дагеротипы получили золотую медаль на выставке в Париже 1849 года. Правда награду он так и не забрал, потому что годом ранее сбежал от накрывавшей столицу Франции революции обратно в Петербург.

Так на Невском проспекте появилось первое в городе «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого», которое чуть позже подвергнется незначительному ребрендингу и трансформируется в «Светопись Левицкого». Данный вид досуга пользуется неимоверной популярностью, а знакомство с творческим людом лишь добавляет вистов, поэтому ему позируют Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров. Позже его клиентами становятся члены царской семьи. Не в стороне же им оставаться от появившейся в городе диковинки.

7.


фото Левицкого с сайта https://ria.ru/

Скитаясь между Питером и Парижем он постоянно ищет что-то новое, знакомится со словами ретушь и коллаж, что естественно отражается и на его творчестве. Особенной фишкой нашего героя становятся созданные без фотошопа кадры, где герой «дублируется». Играет на пианино и слушает свою игру, ну или сам себе пожимает руку, а самый известный из таких коллажей - «Герцен против Герцена», где кузен фотографа ведет драматичный спор со своей копией. Видать даже он тогда понимал, что невеста на ладошке это беспросветное дно, и выбирал более сложную дорожку, когда во время съемки герой должен был быстро поменять положение тела или даже переодеться, а фотограф - успеть сделать вторую фотографию до того, как стекло с нанесенным на него раствором высохнет. А мы тут со слоями в редактор возимся...

8.


фото Левицкого с сайта http://school.rusarchives.ru/

Но главная проблема, с которой сталкивается наш герой, кроется в географическом положении города, все-таки Северная столица позволяла вести качественные съемки при дневном освещении только летом, а вот зимой короткий световой день вносил вынужденные коррективы, обеспечивая фотографа незапланированным отпуском на полгода. Поэтому в переписке с Менделеевым они пытались найти решение данной проблемы: «Милостивый государь, Дмитрий Иванович... При освещении свечами Яблочкова с расстояния восьми аршин короткофокусный объектив едва освещает полпластинки. Нужно держать от 75 до 120 секунд и сильное напряжение искр, но и при этом отчетливо выходит только центр»

В связи с тем, что он работал на два города, и фамилия Левицкого была на слуху, то в 1864 году ему вручают именное приглашение на право провести фотосессию императора Наполеона III и его семьи. Попав в королевскую резиденцию его долго не отпускали, попросив снять все сразу, небольшими группами, отдельными портретами, сверху, снизу, сидя на ступеньках, как мы едим, давай я как-будто катаюсь на лошадке, давай я тут сижу у окна задумчивый, давай я тут переживаю за Францию, давай я тут пробую вино...

9.


фото Левицкого с сайта https://meshok.net/

Итоговые кадры так понравились заказчику, что его провозглашают придворным фотографом французского императора, а эта новость быстро разлетается по стране и залетает в нашу империю, где уже русский император просит явиться на царский ковер с фотоаппаратом и отснять всю царскую семью.

Левицкий стал монополистом в съемке царской семьи, а большую часть портретов написали именно с его фотографий, причем он сам выбирал подходящие снимки и по ним давал последующие указания: «Считаю обязанностью предупредить художника, что волосы у Государя последнее время заметно поседели, так что на большом портрете они темнее, чем теперь в натуре, в прическе же надобно держаться большого портрета, потому что он снят зимою, а на кабинетном, снятом летом, - волосы, по летнему военному положению, пострижены. Мундир или красный, или голубой с серебром, но можно сделать и темно-зеленый с золотом, тогда он будет Стрелковый Императорской фамилии - только надобно будет уничтожить перевязь для лядунки».

10.


фото Левицкого с сайта https://ria.ru/

Левицкий нотариально заверял авторские права на снимки императорской семьи и имел личное разрешение Романовых на использование этих фотографий в коммерческих целях «на правах художественной собственности». А когда в 1877 году он обратился к Александру II с просьбой «об исходатайствовании мне с сыном звания фотографов Их императорских Величеств», он почти сразу получил это звание - «с правом иметь на вывеске изображение государственного герба». Конкурентам о таких привилегиях можно было только мечтать...

Не хотите пропустить новые посты? Подписывайся на телеграм-канал и на инстаграм.


Продам дворец за 1 рубль





Офис в хлеву





Цвет, которого нет




Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:




Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но, пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Петербург, История, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up