История борьбы с мусором в Стокгольме. Ресайклинг Швеции. Самая чистая нация. Победа над мусором

Sep 26, 2018 19:01




Пока в России разгораются очередные мусорные скандалы, пока Челябинск тонет в собственных отходах, под остывший шум от митингов на свалках в Подмосковье мне хочется рассказать, что в Швеции давно побороли мусорную проблему. Да не просто побороли, уложив на лопатки, а вышли на новый уровень и теперь закупают мусор в соседних странах, потому что им понимаете ли своего не хватает.

Пару лет назад эта новость повергла весь мир в шок. Как это закончился мусор в стране? Как это его можно брать у соседей? А вот так! И пока экологи всего мира читают лекции, пока «зеленые» очищаю леса, пока художники творят из пластиковых пакетов картины на тему мусорного апокалипсиса, в Швеции тупо перерабатывают мусор.

2.


Еще век назад Стокгольм был похож на обычные города, по его улицам ветер гонял бумажные пакеты, а дети пинали консервные банки, играя в импровизированный футбол. Но постепенно власти Стокгольма поняли, что с этой проблемой нужно сражаться и затеяли национальную борьбу с мусором. И у них получилось.

3.


Изначальную мысль, которая и легла в концепцию, они осознали сразу - перевоспитывать взрослого человека занятие неблагородное, попробуйте объяснить деду, что бутылку нужно выбрасывать в один контейнер, а этикетку от нее в другой. Он просто косо посмотрит на вас как на умалишенного, кинет все в мусорный бак и спокойно пойдет дальше. Это работает независимо он национальности, шведы в этом вопросе не особенные, генетически иначе не сложенные.

4.


Просто они решили бороться с этим недугом иначе и сразу по всем фронтам, тем самым переведя переработку отходов в национальную идею. В школах и детских садиках вместе с физкультурой появились уроки мусорной экологии, где детям рассказывают о необходимости правильно выбрасывать мусор. Не занятие, не урок, а целая дисциплина «ресайклинг», о которой говорят годами! И это правильно, ведь отказаться от дурных привычек во взрослой жизни гораздо сложнее, чем с самого детства запомнить, что лишняя упаковка, одноразовые приборы и неотсортированный мусор - это выкинутые деньги.

5.


Почему деньги? Ведь это обычные отходы! Но шведы посчитали иначе. Оказывается, если сжигать к чертям выброшенные вещи и делать новые «с нуля», то это поглощает еще больше ресурсов и энергии, чем нужно для обычного ресайклинга. Кроме того, при обычном сжигании мусора даже самым экологичным способом в атмосферу все равно попадет парниковый газ СО2, который вызывает изменение климата, а они как люди, проживающие ко льдам поближе остальных, очень боятся, что те растают и смоют их с насиженных скал.

6.


Поэтому с тех пор как они начали эту мусорную войну в стране выросло новое поколение детей, которое заботится о своем окружении, те, кому рассказывали о необходимости переработки. Причем после окончания школы эту тему промывания мозгов не бросают, а продолжают влиять на подсознание уже другими приемами. Panta mera или «перерабатывай больше» - это практически отдельный жанр рекламных роликов и музыкальных видео, которыми постоянно кормят с экранов телевизора или интернета. В 2014 году свою версию гимна ресайклингу записали даже звезды главного шведского музыкального телешоу.

7.

image Click to view



Неудивительно, что на выброшенном мусоре люди начинают строить и новый бизнес, придумывают рекламные акции, которые потом прорываются и в остальной мир. Так из старых автомобильных шин делают волокно для напольных покрытий и искусственных футбольных газонов, а компания Znogg превращает старые газеты в экологичные лопатки для уборки за собаками и кошками. А H&M начал принимать старую одежду и делать из нее новую, как раз воодушевившись скандинавским опытом.

8.


На этой волне выросла и новая популярность всевозможных шеринговых сервисов, ведь вместо того чтобы купить сиюминутно понадобившуюся вещь, ее можно взять в аренду существенно снизив расходы на содержание. Пока мы привыкаем к каршэрингам, велосипедам и ДелиСамокатам, в Швеции уже давно делят и лыжи.

9.


Но и этого им оказалось мало, и поэтому именно в Швеции запустили хэштег #sharewear для обмена одеждой. Схема простая, сфотографируй наскучившую вещь, которую готов отдать, выложи в соцсеть и найди ей нового хозяина.

10.


Дабы поддержать этот проект в рамках рекламной компании самые модные шведские дизайнеры выпускают специальные коллекции, вещи из которых можно получить бесплатно - при условии, что через неделю ты просто передашь их дальше.

11.


Почти за полвека шведское правительство смогло изменить сознание проживающего в их стране человека и настроить его на совершенно новый лад. Естественно все подкрепили штрафами, но в основу легло именно массовое переобучение. Интересно, а нам так слабо?

Подписывайтесь и на мой телеграм-канал, я там тоже интересные вещи пишу, вернее такие же как здесь. Следить за мной можно и в инстаграме.




Тот, кто кликнет по баннеру, улучшит свою карму, а кто купит билет, так и вовсе познает всю радость Алькопончика.


История хорошей площадки





Кровавая баня





Не дай туристу поссать




Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:




Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Стокгольм, Путешествую, Швеция, #sharewear

Previous post Next post
Up