Сходила-таки на Васильевский остров, представьте!
Во-первых, я поначалу жила прямо напротив Адмиралтейства - и, оказавшись так близко, фактически уже не имела права не заглянуть. Во-вторых,.. там проходила часть мероприятий Топоса, хе.
...В прошлый приезд из всего Питера видела только метро - и то одну ветку. Теперь придумала новую забаву - играть в чиновника, то есть ходить пешком везде, где можно и где нельзя.
Началось всё с того, что подруга какими-то переулками провела меня от вокзала на Площади Восстания до Площади Александра Невского - и потому возникло ощущение переконцентрации станций. Я привыкла к тому, что метро действительно сокращает время в пути в десятки раз, но от какой-нибудь Горьковской до какой-нибудь Выборгской действительно идти столько же, сколько ехать! Это яркое впечатление! Или к Дому Учёных в Лесном приходила с Политехнической, уходила на Академическую - и не сказать, чтобы разница была очень уж заметной.
Ладно, на самом деле вопрос в занятости. В Питере мне некуда было спешить (хотя с таким подходом я несколько раз опаздывала к заявленному началу мероприятий... повезло, что Топос тоже чуть отставал от графика. Его за это кто-то уже поругал, но лично меня в конечном итоге всё устроило, ничего не пропустила... ну, эээ, почти ничего, но об этом чуть позже), в Москве подобные прогулки отнимали бы время от чего-то полезного. Так-то тоже можно, просто настрой другой. Вот, когда мне в одиннадцатом классе отключили школьную карточку, я около недели дважды в день ходила от Мичуринского до Воробьёвых - вполне себе как питерский чиновник, ага. Это очень быстро утомило, разозлило даже... А тут - отчего бы и нет. Каждому мосту можно порадоваться! Понравилось на них натыкаться.
Вообще, понятно, что питерские мосты - такое же развлечение, как московское метро или там плитка. Попадались стенды про реконструкцию Зелёного - ну просто один в один наше «Стройка - на время!».
Ощущение другого города было непривычным. Я, едва заселившись, отправилась в магазин, закупилась какой-то едой... а потом иду себе ввечеру домой - всюду какие-то то столовки, то кафешки. В обычной жизни как-то их не замечаешь, а ведь куда проще съесть порцию чего-нибудь вкусного в уютном месте, чем заморачиваться с приготовлением самой быстрой еды (кто вообще готовит на одного?..) на общей кухне, при этом стараясь не слишком греметь сковородками, потому что соседи уже спят! Это тоже из яркого: Питер создал ощущение города жаворонков.
Ещё было смешно воочию видеть здания из бесконечных этих «заданий на культуру». Тот же Зимний. Ощущение развиртуализации - экзаменационная картинка оказывается настоящим домом. Ну, дворцом, не суть.
Так что вот - метро, мосты, Невский. Всю дорогу попадались очень дружелюбные и разговорчивые люди. Спрашиваешь, как пройти куда-нибудь, а тебе в ответ: «О, да Вам со мной в одну сторону, пойдёмте вместе!».
...Найти Дом Учёных, где проходила большая часть мероприятий, - задача нетривиальная. В первый день я не имела никаких шансов с ней справиться, если бы не местная жительница. Во второй - уже приблизительно представляя, куда идти, - всё же заблудилась, но была вновь выведена в верном направлении ещё одной доброй женщиной. А на третий раз, уже став специалистом в нахождении этого коварного здания, сама провела к нему другую слушательницу. Причём она до последнего не знала, что доверилась приезжей, ххе.
Троллейбусы! Кто-то пел про них песню с рефреном «время троллейбусов ещё не прошло». Это, кажется, на питерском отборочном этапе было - в четверг.
Я вообще-то поехала слушать, искренне надеясь, что самого конкурса избегу. Ну потому что древнего желания «быть нужной в таком состоянии, в котором существуешь - безоценочно, без теорий, регалий и обязательств» никто не отменял; неужели за прошедшие три года так уж мало выходила на сцену и до сих пор не приблизилась ко времени, «когда больше не придётся участвовать, а можно будет просто петь»?
Казалось, что достаточно не подавать заявку в положенный срок, чтобы остаться в удобной роли наблюдателя - но в который раз не удалось! Мотив «аааа, постоять в сторонке не получилось - почему опять затянуло в эпицентр событий?!!» внезапно тоже оказался жизнеобразующим, как тот с отставанием, которое не сразу отследила. Вероятно, два проявления одного поведения. Инертно-импульсивного.
Короче, к третьему дню Топоса перекочевала из очевидцев в участники. Привело это, в частности, к тому, что на концерт пошла с нейлонкой - я не могла, конечно, поехать совсем без гитары, но не повезла бы, разумеется, хорошую ради одной тусовки! - а она ко второй песне уплыла. Вечная тема... Ладно, на самом деле кто-то мне однажды подкинул утешительную мысль, что право играть на расстроенной гитаре надо заслужить. Остаётся думать, что уж хотя бы его, но заслужила.
...Ещё была смешная, но глупая история из бытовых. Когда приехали межгородцы, я переехала к ним - и забирала ключи от квартиры в бесконтактной ячейке. И, хмм, забрала все, а потом оказалось, что часть из них принадлежала другим постояльцам - и они попытались было заехать во время гала-концерта...
Пришлось пропускать второе отделение, нестись отдавать чужую связку. Координировала мою спасательную операцию Маша Жданова. «Давай, - говорит, - посадим тебя в такси, быстрее получится!». Надо было, конечно, сразу сказать, что с ним у меня, как с зумом, и поехать на любимых трамвайчиках - но повелась на машин авторитет... В итоге первая машина сорвалась, потому что мы с водителем не могли друг друга найти. Он, правда, нисколечко ни старался, я параллельно отбрыкивалась от названивавших администраторов. (А интернет вот-вот кончится... А зарядки мало...). Но, только вознамерилась всё же прыгнуть во что-нибудь общественное и человеколюбивое, как случайно на него наткнулась - стоит, курит, весьма доволен собой.
- Вы только что нас отменили? Может, всё-таки отвезёте?
- Не, уже не могу, только новый заказ оформлять.
- Ллладно, можете назвать точный адрес, чтобы указать эту же точку? Где мы вообще?
- Да без понятия, - говорит.
Потрясающий человек, конечно.
...Заказали ещё раз, но он поймать не успел. Докурил и, не прощаясь, уехал. А я осталась посреди дороги ловить вторую машину - вызвали ведь. Пожаловалась новому таксисту на предыдущего, на то, что впереди ждёт разнос, а он как озадачит: «Ничего-ничего, - говорит, - иногда полезно, чтобы ругали!»
Потом, правда, свернул: «Вы на них сейчас тоже поругайтесь - избавитесь от стресса. Все нервные, надо куда-то стравливать...». Но идея, что мне не повредит немного наездов, впечатлила куда больше. То есть - ему-то это откуда знать, первый раз видит! И такое сразу хорошее настроение, абсурд же в чистом виде!
Тем более, что тётенек в холле не было! Звоню одной: «Кому ключи-то отдавать?» А ведь стращали, что хозяева рвут и мечут... Но нет - тишина, благодать... куда неслась?.. «Положите обратно в ячейку».
Ладушки, подхожу к ячейке, мне навстречу мужчина. Может, он оторвался и отметался на администрации (и поэтому они все убежали из-за стойки, хм?..), но в тот момент был спокоен, дружелюбен - и даже растерялся немного от моих извинений.
Дальше тоже песня со сказкой, потому что отдавать ключи ему лично в руки запретили. Что ж, убираю связку в ячейку, но не буду же теперь путать код, чтобы убедиться, что он точно его знает - и вообще тот человек!
Отхожу, наблюдаю за тем, как он пытается понять, как эта страшная приспособа открывается. Там, действительно, хитрый рычажок, сама не сразу разобралась. Подсказала... И к чему тогда весь этот цирк, если всё равно ни безопасности, ни конфиденциальности...
В общем, героически справившись со всплеском энтропии, села-таки на трамвай и поехала дослушивать остаток второго отделения. В потрясающе хорошем настроении, хотя параллельно переписывалась с редактором журнала по поводу правок бригантинной статьи и отвечала на какие-то московские вопросы. Вот вам и побег, эээх... Да, а Машу отпустило сильно позже. Думаю, больше она не будет меня упихивать в такси, побережёт нервы х)
Так вот Питер немного оторвал меня от Топоса. Теперь только запись ждать - я Дрыгину прослушала и много ещё кого.
...В пятницу на гитаре по кругу познакомились с интересным композитором из Владимира. И попели с будущим лауреатом конкурса (спойлеры, спойлеры!), которого я хорошо знала в лицо, но не помнила, откуда. Оказалось - в том числе с межгородских посиделок.
Одна из участниц: «А я спою вам простую женскую песню!» - и запевает «Мне твердят» Юрия нашего Иосифовича. Прыснули, конечно. Затем весь вечер перебирали разные варианты - были простые мужские песни, непростые бард-роковские, наконец, непростые неженские непесни и размышления о том, что, когда встречаются женские песни и мужские песни, рано или поздно появляются детские. Это Лёша Богданов выдал, дипломант в композиторской номинации.
Московская делегация в принципе приглянулась членам жюри целиком. Екатерина Литвиненко из «Берега», Инга Башкирова, Владимир Чирков - и мы с Ксюшей и Машей. Хотя формально Маша представляет Королёв, как Денис Вакуленко - Мытищи. Лёша тоже сейчас скорее петербуржец, а не москвич. Но о выступающих я подробнее ещё расскажу с записями. Завтра - честное слово, не позже.
...Ещё были ночные посиделки у Вари Гарнюк. И чудесные мастерские. Я попала в последнее окно в зум (не смейтесь) к Дмитрию Коломенскому и Антону Степанову. Приходила поздороваться, а получила, внезапно, действительно чудесный разговор. Вот что делает отсутствие текстов! Не нарочно, но организовала идеальную на мой вкус ситуацию, когда впечатление от песни составляется только по её прослушиванию.
ДмитрийЭвадьевич всё равно выловил торчащее ухо - но это то место, с которым я сама согласна, знаю про него. Потрясающе ценно, в мастерские-то хожу с двумя целями: познакомиться (или повидаться) и проверить реакцию на то, на чём сама спотыкаюсь. И если с первым всё просто, то со вторым прежде не везло. Начинали ругать не за то - или даже хвалить, но не останавливаясь на тех слабостях, которые меня волновали.
...Сказали, что песни производят более целостное впечатление. Смешно - раньше, когда не сталкивалась с проблемами фрагментации, ну, или не отслеживала их, - постоянно ловила мнение, что единая картинка не складывается. Теперь, когда сомневаюсь периодически, что вообще возможно не фрагментировать и не фрагментироваться, заслужила столь высокую похвалу. Не хвастаюсь, но любопытствую.
Но про мастерские я тоже потом чуть подробнее расскажу - с цитатами.
...Партия новых мыслей про конкурсы вообще.
Они всё же требуют любви к соревновательности - глупо играть в них не по их правилам. Действительно не хочу так - непоследовательно. Либо погружаешься во все нюансы, подходишь со всей серьёзностью, стремишься к признанию, либо выключаешься из этой забавы полностью. Причём такое оценивание не имеет никакого отношения, собственно, к искусству, тут другие законы.
Кому-то в кайф им подчиняться, мой азарт в другом - люблю делать ставки, угадывать победителей, сравнивать потом впечатления. Это удел критика, наблюдателя, которым не смогла остаться. Между тем угадала 10,5 человек из 15 - но этика конкурсанта не позволяет в полной мере поделиться удачами предсказателя. И перловкой, ага.
Пользоваться любой сценой просто как возможностью высказаться тоже на мой взгляд не слишком правильно. Да, удобно, можно не устраивать концерт, не изыскивать возможностей выйти к публике, а проехаться на чужой спине, преследуя собственные цели. Некорректно. Подмена понятий, смешение жанров, безответственное поведение - и обман зрительских ожиданий. То, что почти всегда можно высказаться, не ново. Это же не повод...
Впрочем, не сильно терзаюсь, потому что на этот раз наши с Топосом интересы совпали - если ему нужны люди, то я-то готова петь. Но дальше надо думать, как не попадать в подобную ситуацию бесконечно, как научиться оставаться рядом, не вызывая вопросов, почему не участвую. Чтобы, собственно, участвовать - но на другом, более привлекательном уровне.
...О, ещё две забавинки!
Во-первых, соседка по хостелу угостила каким-то фирменным пирожным за то, что я спела утром пару песен! Причём я старательно отыскала в голове что-то общеизвестное, а мне велели петь своё, «старое-то мы и так знаем». А ещё накормили оладушками - ради них даже немного опоздала на мастерские. Хорошо съездила на фестиваль, ага, понапропускала всего понемногу =)
Вторая как раз связана с концертом. Участники должны заполнить анкету со всевозможными каверзными вопросами, потом ведущие зачитывают отдельные ответы - какие уж покажутся наиболее говорящими. На самом-то деле ничего сильно необычного или нового я там не написала, но полученным
обратным приветом не могу не похвастаться и не возгордиться!
(А чуть дальше там
посвящение Маше Ждановой от Алексея Дудина, тоже хорошее очень).
...В общем, здорово вышло, рада поездке - и встречам, в том числе и неожиданным! И, в самом деле, для меня время как-то пролетело, даже не думала, что очного Топоса давно не было, не знала про новое место (не помнила старого) и, удивившись, что фестиваль состоится, недооценила всю сложность его подготовки.
Организаторская команда на высоте! Главное - вот прошло всего несколько дней, а уже есть видео - и даже таймингованные! Это восторг, конечно =) Вот-вот доберусь, поделюсь интересностями.
Спасибо всем причастным!