Продолжаем разговор! (с)
Принципы те же: в оценке нет ничего личного, она лишь отражает впечатление от выступления. Затем либо остаётся такой же, либо снижается из-за каких-то погрешностей, либо - в особенно воодушевляющих случаях - её есть за что поднять.
Курсивом - знакомые, жирным - номера, без ознакомления с которыми представление о конкурсе будет неполным. Комментарии - по мере необходимости. Надеялась, что получится короче в том году, но с первой половиной как-то не сложилось...
Click to view
00:00:11 - Виталий Басенок (г. Хайфа)
композитор: «Перед листопадом» (А. Тарковский), «Городок-2» (С. Плотов)
Запись прогрузилась и начала играть в другой вкладке. Пока её искала, успела подумать, что текст какой-то графоманский («малость шороха осени», строка «вне моего бытия и жилья», какая-то из ниоткуда берущаяся героиня (или это «оторопь листвы»?) в жёлто-сине-красном...) - а это внезапно оказался Тарковский в композиторской номинации.
Вишенкой на торте стала конструкция «я не вправе на пожар», которая не могла бы даже притвориться грамотной, если бы слушателя уже не засыпали поэтизмами по макушку. Пришлось усомниться в языковом чутье и отправиться разбираться.
Выяснилось, что по этому стихотворению какие-то литературоведы писали диссертации, оно включено в школьную (!) программу, помещается в разделах «лучшая классическая литература», а ещё существует несколько пресмешных его разборов, но ни одного смиренного «простим молодому автору эту неудачу и закопаем её поглубже, чтобы не смущать умы».
Ладно уж с образами, это моё частное неприятие. Но что касается ошибки в употреблении предикативного наречия с существительным в винительном падеже, то господа-лингвисты, к которым в усталый полуночный час обратилась за помощью, накидали мне аналогичных примеров из XIX века - и одинокого отставшего Солженицына: «По отношению к сестре Клара чувствовала себя вполне вправе на эту поездку», 1968.
Примеры, честно сказать, все в целом какие-то корявые («Но, вступая в тесные сношения с Швециею, надобно было покончить с Англиею, которая считала себя вправе на благодарность московского правительства, именно за возможность тесных сношений с Швециею», 1859), но во всяком случае понятно, что для молодого Тарковского это самое «вправе на + существительное» могло звучать по-другому.
Единственное, есть цитата из Гоголя: «Клянусь, я больше вправе на тебя быть сердитым, чем ты на меня». Это сороковые годы XIX века.
Тогда, возможно, более поздние примеры - не свидетельство об изменении языковой нормы, а банальные ошибки.
В любом случае. На сегодняшний день «я не вправе на пожар» - точно ошибка. И не стоит современному композитору, отвечающему за текст своей песни, её распространять. В музыке прослеживается влияние Луферова. Паузация пониманию стихов тоже не способствует.
Ко второй песне... Совсем другое музыкальное решение, меньше нравится, чем отрезовское. Стихи-то ироничные, а тут лирика - ещё и без развития.
6, 5 / 10
00:05:48 - Владимир Медведев (г. Санкт-Петербург)
автор: «Вчерашние стихи», «Здесь и сейчас»
Разгрузка после всех этих тарковских изысканий. Всё такое благостное и доверительное - слушай, да радуйся! Музыка позволяет, текст не препятствует. Правда, с первого прослушивания совершенно не услышала прекраснейших строк:
«Хрустит крахмалом свежая рубашка:
«Я новая - надень меня, владей!»
Как всякая былинка и букашка,
Я заново рождаюсь каждый день»
Вторая длинная очень. И не могу понять, что напоминает. Зимовье? «Города, которых не стало», вот! И ещё что-то - но эти влияния причудливо смешались, не раздражали, а интриговали.
В целом приятно.
7,5 / 10
00:11:11 - Вячеслав Шевелёв (г. Архангельск)
автор: «Shuten Doudji», «Узник»
Акустический рок гребенщиковской школы. Вторая более монотонная, сложно не отвлекаться, хотя она куда интереснее.
Очень понравились строки первой, характеризующие её стиль вообще:
Стою перед тобой
И продолжаю бой
Под барабанный бой,
Под строгий ритм.
И закипает кровь
И я вплетаю вновь
Великую любовь
В ничтожность рифм.
И нет, я не в ничтожности рифм упрекаю (просто строчка цепляющая), а продолжаю мысль об отвлечении слушателя ритмом - его больше, чем слов, и автор это понимает, сам озвучивает. Люблю такое.
Вообще говоря, если убрать из первой песни половину припевов (идею припева в принципе), было бы хорошо. Хватало бы сил на вторую. А она, если переслушивать отдельно, действительно здоровская.
Получается 7,5 / 10 - не хватает подачи.
Хотелось бы, чтобы отметили хоть спецпризом.
00:19:08 - Мария Жданова (г. Королёв)
автор: «Плато»
Радостная Маша ))
В этот раз с одной песней, хм. В прошлом году стала дипломантом (с «Кузнечиками», которых очень у неё люблю). Интересно, что ещё подавала.
Про само «Плато» мало что могу сказать, опять-таки давно его знаю, привыкла. Вообще у Маши очень узнаваемый стиль, её ни с кем нельзя перепутать.
7 / 10
00:22:21 - Виктор Сапиро (г. Кармиэль)
автор: «Голый король», «Кошки-мышки»
Не Гребенщиковым единым, вот и ДДТ в конкурсе!
А в тексте соседствуют интересности и банальности, самый огорчительный вариант!
«Альтернативы уже и не хочется.
Бог - не дурак, да безумна пророчица.
Вот парадокс: рад бы в рай, да стихи не дают.
Всё предначертано - метрики, рубрики,
Как по заказу разбросаны кубики; (???)
Рукописи не горят, они просто гниют».
И вот ещё
«Глупая сказка, но скоро закончится.
Видишь: придворные в хохоте корчатся,
Подданных много, а преданных мало - беда.
Как же нам свойственно тешиться сказками;
Маски за лицами, лица за масками -
Фантасмагория... Впрочем, так было всегда».
И «город без солнца, свобода без выбора» - ну круто же! Потом опять спад...
Автор требует у слушателя, чтобы ради некоторого количества удачных образов он так же благосклонно тратил время на всё остальное. И слушателю приходится подсчитывать, чего он больше получает от песни - радости или досады. А как будет изворачиваться жюри...
В условиях катастрофической нехватки времени и наличия менее спорных конкурсантов возникает желание не вникать вовсе.
«Кошки-мышки» ровнее. Понравились, но с музыкой ещё большая беда.
6,5 / 10, обидно
00:29:35 - Александр Джигит (г. Санкт-Петербург)
композитор: «Маленькое признание» (С. Ирбе), «Я тебе принесу...» (М. Кукин)
Опять, как в прошлом году, начало воодушевляет очень, а потом всё скатывается в бесконечный самоповтор с отдельными оборотами разве что. Но удачная находка удачна до тех пор, пока её не начинают терзать в каждом куплете, без оглядки на текст... Или искать универсальную музыку, или следовать воле стихотворения - третьего не дано, никакие проигрыши и профессиональное владение инструментом не спасут несостоявшейся песни.
Вторая больше понравилась.
7 / 10
00:36:04 - Сергей Чернов (г. Липецк)
автор: «Обильна...», «Ты больше...»
Про колокольчик забавно.
Предположу, что спецприз.
7,5 / 10
00:41:33 - Илья Сергодеев (г. Снежинск)
автор: «Один», «В добрый путь»
Сплина и лестниц в небо в копилку влияний!
А вообще, это прекрасно, послушайте ))
Однозначный спецприз.
8 / 10
00:46:27 - Павел Ардабьевский (г. Красногорск)
автор: «Долгая память», «Как помилуют меня...»
Вторая совершенно не нравится. Да и в принципе передоз политики на один маленький конкурс, это печально.
В первой немного Труханова, но ещё больше - Ардабьевского. Тоже автор с узнаваемым стилем. Очень тяжёлым, правда. Почти дуловское упорство в воспитании слушателя и отказе от лирики, которая как раз-таки очень здорово иногда выходит.
Я даже повешу тут:
Click to view
Тут опять немного Сплина и Никитина (кстати, о Тарковском!), но опять пример того, как несколько влияний, перемешиваясь, порождают что-то новое.
Если попадёт в настроение членов жюри, то тоже спецприз, скорее всего. Эхх, уже много получается наград, где-то точно наошибалась.
6 / 10
00:49:48 Вадим Кусков (г. Новосибирск)
композитор: «В мире облаков» (Тим Собакин), «Спускаюсь с квадратной горы» (Хэ Сюнь, пер. Л. Бежина)
Обе фрагментарно что-то очень напоминают. В первой что-то из советсткой эстрады, а во второй и вовсе проигрыш Сендея!
Но, возможно, это претендент на дипломантство, если иных не найдётся.
В целом понравилось, и точно понравилось бы, не мучай меня эти неузнаваемые заимствования, возможно совершенно случайные.
7,5 / 10
00:54:23 - Алексей Карпенков (г. Всеволожск)
автор: «Покров», «БН»
«Ветер. Тот самый. Который.»
Опять рокер, злободневность, в музыке сочетание чего-то типического и речитативов, феерический текст. Песни одинаковые на первый взгляд, не вызывают желания вникать в разницу.
Про чаек-фей смешно.
5 / 10
01:02:11 - Анна Юрьева (г. Саров)
композитор: «Только-только…» (А. Шмелёв), «Нарисуй свой город...» (Н. Князева)
«Что, скажи, кроме сына у тебя за душой?» - ?
Мелодия и без того монотонная, так ещё и повторы...
Вторая немного разнообразней, но во всех местах, где интересна, типическая. В прошлом году так же было. Видимо, я совсем неподходящий слушатель для этого автора.
6,5 / 10
01:08:39 - Александр Шарыгин (г. Павлово)
автор: «Затмение», «Я вернусь»
«И по жизни кружим облачной мечтой...»
Очень длинные, теряюсь в поисках мысли. Будь Топос очным, к концу второго отделения хотела бы от авторов, чтобы они удерживали на себе внимание.
6 / 10
01:15:19 - Евгений Мельников (г. Тула)
переводчик: «Амстердам» (Жак Брель)
Я не знаю оригинала, но полагаю, что стихи в поэтической номинации должны быть безупречными, чего не наблюдается.
«Ведь в таком же порту все они родились:
Та же сода и соль, та же рыбная слизь.»
«Чадный дым», моряки, которые любят грызть палубу, луну и печаль... - ладно, это, может, оригинал такой, но зачем нам-то подобная песня?
...А дальше уровень деструктива и распущенности зашкаливает.
4 / 10
01:18:17 - Татьяна Соловьёва (г. Гродно)
композитор: «Время» (П. Соловьёв), «Баллада морской воды» (Ф.-Г. Лорка)
Время играет на батарее...
Первая понравилась больше, чем полноавторские песни прошлого года.
И вторая интересная, хоть и перетянутая немного. Но в целом - круто, что даже неожиданно. Ещё немного - и мог бы быть диплом.
8 / 10
01:23:28 - Виктор Кутьинов (с. Ивановское)
композитор: «Уже зима» (Е. Касьян), «Бабье лето» (И. Царёв)
Вроде и неплохо, но не запоминается. Во второй бодренькая гитара и налёт эстрадности идут вразрез со стихами.
6, 5 / 10
01:30:02 - Ольга Ким-Щепилова (г. Сергиев Посад)
автор: «Данко», «Подари, Господь, Баха»
«Данко» портят повторы (кроме первой половины последнего, понятное дело) - и неинтересное музыкальное решение третьей и четвёртой строки. Это то, что не даёт мне просто насладиться сказочной песней, поверив автору безоговорочно - а хотелось бы! Было бы лауреатство. А как иначе, если сильное выступление под конец концерта...
По II отделению:
Пять спецпризов
Два диплома
Пойду общий итог подводить.