Финал Топоса, часть 1

Dec 07, 2021 08:23


Ошиблась: конкурсный концерт выложили вовсе не второго числа, а в прошлое воскресенье. И уже к вечеру среды нужно успеть проголосовать за троих лучших из лучших.



Хочется, чтобы песни запоминались, вызывали отклик, пробивали на сильную эмоцию; вообще рассказывали о чём-то важном для автора (первый уровень, а второй - чтобы это важное ещё и окружающим было близко); были интересны и оригинальны как по содержанию, так и по форме.
Таковы мои слушательские ожидания, исходя из которых и буду ранжировать конкурсантов - с учётом исполнения, конечно.

Шкала десятибалльная (от 7 - условное «хорошо»); жирным - выступающие, которых нужно послушать, чтобы иметь представление о концерте в целом; курсивом - знакомые.

Ну и ещё... Мне, разумеется, никто и никаким указом не позволял расставлять оценки и вообще высказываться - но, считая это право общечеловеческим и естественным, забираю его сама. Поэтому, если кого-то по умолчанию возмущает существование диванных критиков и дураков с мороза, предлагаю сразу полюбовно разойтись.

Но если вы вдруг не согласны по всем пунктам, зато готовы поделиться своими мыслями, с большим интересом почитала бы =)

Засим с необходимыми формальностями покончено - и да здравствуют субъективизм, плюрализм и Топос!

image Click to view




00:00:07 - Антон Леухин (г. Санкт-Петербург)
композитор: «Апрельский снег» (ст. Д. Лаабе)

За гладкой музыкой (оставим в стороне альтернативный гитарный строй...) текст проходит мимо. Оттого, вероятно, что сам гладок, миролюбив и созерцателен - за исключением разве что неожиданного финала, который выбивается из общей благостной стилистики наличием болезненной, пусть и не пояснённой мысли «Живи-живи, не опоздай».
На выходе получается, что приятно-никакое впечатление оборачивается лёгким недоумением - правда, и оно может пройти незамеченным для слушателя, загипнотизированного босса-новой. Кстати, по мнению Владимира Альтшуллера это единственный музыкальный жанр, который авторская песня по природе своей упорно отторгает.
Песня, которая старательно никого не раздражает: не позволяет себе глобальной идеи, не предъявляет требований слушателю, ничего не меняет в мире. Приносит кратковременное чувство «доволен я буквально всем», когда своевременно исполнена в кругу.

Зато это наглядный антипример к словам об ожиданиях. Если дальше в конкурсе попадётся что-нибудь подобное, можно будет не распинаться =)

Ну и по моим ощущениям именно такой уровень соответствует 6 баллам. С учётом уплывшей гитары - 5,5 / 10.

00:02:13 - Михаил Кузнецов (г. Сочи)
автор: «Вообрази», «Игра в оловянных солдатиков»

Ну вот сразу и попалось! Зато текст интереснее. Вот, например, прекрасное:

«Наша близость - это марихуана,
И её непрестанно
Есть потребность курить».

Припопсованная музыка второй песни отбивает всякое желание слушать её до конца. Поддаваться ему нельзя, пропустите незабываемое! В доказательство делюсь любимой строфой:

«Я командир, проигравший сражение
Я должен честью спасти положение.
Щёлкнет пружинка, взведётся боёк,
Выпустит пулю курок...»

6,5 / 10

00:09:23 - Юлия Сивакова, Ольга Васильева (г. Санкт-Петербург)
композитор: «Заклинание» (ст. И. Сельвинского), «Кочевье» (ст. М. Цветаевой)

Не может не всплыть рудновское «Думай обо мне, думай обо мне...», но это не плохо, просто жанр один. И «Заклинание» - настоящее заклинание, это здорово! Единственно - не очень нравятся прыжки наверх, превращающие мужские стихи в женскую песню, но такова уж композиторская воля.
Вторая песня - этюд. Менее интересный поначалу, он цепляет слушателя, когда неожиданно заканчивается. Конечно, хотелось бы послушать что-нибудь другое - подлиннее и другого характера, но всё равно видно, что музыка у авторов рождается из текста - и что это действительно музыка, даже если она деликатна и традиционна.
Дипломант.

8 / 10

00:11:06 - Данил Копань (г. Санкт-Петербург)
автор: «Имя», «Только ты»

Неожиданно сельвинские рифмы с первого куплета ))

Сегодня перечитывала pro_avtora, сейчас вот что подумалось: авторам-демиургам хорошо бы иногда сдерживать желание отточить форму. От идеальных стихотворений, пестрящих поэтическими удачами, устать ничуть не сложнее, чем от шаманского накидывания образов. Даже Щербаков, уж на что мастер, иногда перебарщивает с этими играми созвучий.
Здесь так же - текст очень быстро сводится к «посмотрите, как я могу» и пускается в погоню за необычной рифмой, всеми правдами и неправдами пытаясь оправдать её появление содержательно.
Что важнее - в череде действительно интересных строчек попадаются провалившиеся, после которых новая удачная цепочка уже не воспринимается хорошо. Нелюбимое правило «Либо без изъяна, либо без претензий» работает здесь безупречно, увы.

Вторая песня не так старается произвести впечатление, но в ней и погрешностей больше. Музыкально обе вторичны =(

Но, конечно, это живо и жизнеутверждающе, да и в любом сборном концерте хорошо слушается.
Возможно, спецприз.

7 / 10

00:16:55 - Андрей Михалевкин (г. Санкт-Петербург)
автор: «Белое море»

Неожиданно понравилась!
Неброская, но хорошая. И за образами интересно наблюдать - автор к тому же выдерживает паузу, давая возможность слушателю додумать рифму - а потом оправдывает или обманывает ожидания.
Третий куплет проигрывает первым двум, ну и ладно.

7 / 10

00:22:21 - Инга Башкирова (п. Новоивановское)
автор: «Лист», «Май»

Песни, к которым привыкаешь, оценивать сложно. Если с первого прослушивания обращаешь внимание на шероховатости, с третьего - знаешь о них заранее, с пятого - подпеваешь, смирившись, как с собственными «так-уж-вышло» огрехами; с седьмого - вопреки всему считаешь песню родной. С «Листом» у меня так, я его давно люблю.

У Инги в целом необычная поэтика, ей невозможно подражать, её развитие сложно предугадать - и отдельные строки берут за живое. В неё, правда, иногда сложно вникнуть, но это-то и интригует случайного слушателя.

Нашла тут первые заметки: ругалась на «Проспект» за монотонность музыки, а потом несколько раз пересматривала запись - и привыкла к стилю.

Наверное, желание преодолеть музыкальное решение - то, через что должен пройти будущий ингин слушатель.

Тоже 7 / 10, хотя уже видно, что все эти семёрки очень разные, из разных плюсов и минусов собранные.

00:29:18 - Константин Уварин (г. Киев, Украина)
автор: «Если всё время смотреть на небо...», «Работа над ошибками»

Очень старалась, но слышу тут только «Порто Франко», чуть изменённое в отдельных местах, чтобы получилось «по-своему». И можно сказать, что дело просто в типических аккордах и стандартной басовой проводке, но - если бы оно было так - подобных песен было бы много, на каждом шагу, чего не наблюдается.

«Три шага до аутизма» написана в начале 2016 года, совсем недавно.
И я думаю, что автор просто мог услышать песню Алины Михайловской, написанную за пятнадцать лет до этого, в чьём угодно исполнении - услышать, но не отрефлексировать. Характерная, яркая мелодия запомнилась на подсознательном уровне - и всплыла вместе со стихами, сыграв недобрую шутку.

Не хочу допускать мысль, что это сознательный плагиат.

Вторая песня мелодически совсем другая.
Ничего не могу сказать, в замешательстве...

00:33:19 - Екатерина Литвиненко (г. Балашиха)
композитор: «Потерпи» (ст. М. Маховой), «Это лечится» (ст. И. Карабинской)

Первая по-прежнему кажется мне несложившейся. Может, эти стихи вовсе не способны обрести музыку - по крайней мере в этом прочтении они оставляют впечатление намеренно сопротивляющихся. Ну, воля поэта...

Вторая гораздо гармоничнее.
Её бы определила как 7,5 / 10

00:39:27 - Максим Прут (г. Рали, США)
автор: «Юзерпик», «Алекс»

Певец современности, самобытный и раз за разом удивляющий.
Меня поражает война слов и музыки - проигрыши и специфические гармонические обороты чередуются с речитативами, полным отсутствием мелодии. Будто развести информацию по двум каналам - авторская задача. Это завораживает.

Пусть будет 8 / 10

00:48:32 - Сергей Отрезов (г. Санкт-Петербург)
композитор: «А у нас в городке...» (ст. С. Плотова)

Вот плохо, что только одну песню выпустили, интересно было бы ещё послушать. Ну, можно в очередной раз проверить, награждают ли по одной песне...

7 / 10

00:50:30 - Марина Белоцерковская (г. Дюссельдорф, Германия)
автор: «Занимательная топография», «Сын рисует…»

Здорово! Дипломант?

8,5 / 10

00:54:52 - Василий Дульский (г. Красноярск)
автор «Увы, сложней собраться в путь...», «Бродит пёс...»

Ага, к середине концерта его уровень заметно поднялся.
Хороший акустический рок, тоже возможный претендент на дипломантство.

9 / 10

01:00:37 - Алексей Панасовский (г. Москва)
автор: «Ёлки, мандарины, уют», «Жак-Ив Кусто»

Гремучая смесь из русского рока типического-типического и вполне конкретного, цельнодёрнутого Вени, кондового блатняка, фольклорных мотивов, танцевальной эстрады. Это всё только про музыку пока, потому что текст - лишь качественная сопроводиловка к такому продукту. Всё здорово, профессионально, с драйвом - но совершенно из другой оперы.

Абсолютно не удивлена, что Алексей вышел в финал - и он запросто может победить по зрительскому голосованию. Хорошо себя подаёт, представляет молодёжь - ну круто ведь! Но музыкальная вторичность возведена в культ, в квадрат - а это тупик.

Ну и за Дыркина мне просто неописуемо обидно. По зрителям прошёл шёпот: «Панасовский, Панасовский участвует. Не слышала? Он на Дыркина похож...». Ну, конечно, немудрено заслужить такую славу, попросту присвоив чужую мелодику.

Спецпризом наверняка отметят.

7 / 10

01:06:42 - Варвара Гарнюк (г. Санкт-Петербург)
автор: «Папа приезжал редко...»

Личностная, классическая такая АП извода 60-ых.
Отмечу тоже, чтобы не возникало ощущение, что конкурс состоит из сплошных новаторств всевозможных сортов.

6,5 / 10

01:08:45 - Евгений Пальцев (г. Санкт-Петербург)
автор: «Жить в Петербурге...», «Катманду»

Непременно нужно послушать, тут даже нельзя выбрать, что цитировать - всё бесподобно!
Очень надеюсь, что это будет спецприз - и что уважаемое жюри найдёт подходящие формулировки.

8 / 10

01:16:13 - Михаил Хохлов (г. Берлин, Германия)
автор: «Глубоководный блюз», «Иннатюрморт»

Буду ещё переслушивать - и вообще, и после второго отделения - но, вероятно, это лауреат. Жаль, качество записи плохое.

9 / 10

01:20:58 - Светлана Гаврилова (г. Пермь)
автор: «Хатуль», «Ночь»

Спецприз, наверное.
В музыке что-то из фолка и советских кинокомпозиторов, но сплавлено интересно.
Тексты классные.

8 / 10

01:26:25 Андрей Буравлёв (п. Тургояк)
композитор: «Март» (ст. А. Кролева), «Уходя, оставьте свет!..» (ст. Г. Волчек)

А тут какая-то советская эстрада с лёгкой примесью Никитина О___о
Забавно.

7 / 10

01:32:22 - Мария Смолова (г. Москва)
композитор: «Колыбельная тёплой зимы» (ст. А. Хайтлиной), «Дельфин» (ст. А. Хайтлиной)

«Колыбельная» тоже что-то напоминала (Чайковского, наверное...), когда первый раз её слышала, но и тогда было понятно, что это влияние прочно укоренено в авторской стилистике - и да, что речь именно про влияние, в котором нет ничего дурного, пока оно не превращается в копирование, минуя стадию цитирования.
Настоящих композиторов вообще всегда слышно. Самая показательная номинация, давно заметила.

Лауреат, конечно.

9, 5 / 10

Такое первое отделение, неоднородное очень.

Предположительно:
Четыре спецприза
Три дипломанта
Два лауреата

мария смолова, алина михайловская, светлана гаврилова, сергей никитин, михаил хохлов, максим прут, марина белоцерковская, Объединение N, цыфиркин, ссылки, александр щербина, веня д`ркин, иные КСП, борзый конь как есть, 2021, данил копань, Топос, АСАП, михаил щербаков, видео, авторская песня, инга башкирова, музыка

Previous post Next post
Up