...Будь нетерпим и ненавистен,
Провозглашая и трубя
Завоеванья новых истин, -
Они ведь новы для тебя.
Потом, когда в своем наитьи
Разочаруешься слегка,
Воспой простое чаепитье,
Пыльцу на крыльях мотылька...
Дулов
подкинул прозорливого Ходасевича с пятью строфами-рекомендациями. Если принять одну строфу за десятилетие (методом подбора, чтобы общая картинка получилась логичной), то я очень удачно попадаю в междустрочный интервал, по настроению выбираясь из него то на завоевания, то на чаепития. В этом году расхождений с официальной линией Топоса всего ничего, так что с радостью воспою чаепитие, даже если оно слегка безумно =)
О конкурсе
Мы с Внуками узнали о появлении Настоящих Итогов Топоса прежде, чем разошлись с обсуждения наших локальных. Гордые, что удалось прийти к показательному и устраивающему всех списку имён, тут же быстро убедились, что во многом совпали с оценками Главного жюри - а удовольствие от такого попадания настолько сильное, что поначалу вовсе проглядываешь отдельные случаи, вызывающие несогласие, а потом незаметно смиряешься.
Сейчас кощунственную вещь скажу, но дистанционный конкурс - это здорово. Поймала себя на пугающей мысли, что это даже уже привычно. Можно потратить на каждого участника столько времени, сколько посчитаешь нужным; вслушаться в текст, вернуться к вызывающему вопросы музыкальному обороту; спокойно обдумать ощущения, чтобы перейти к следующему человеку со свободной головой. Ну, так радужно не получается, конечно, но больше возможностей хотя бы попытаться услышать всех, чем на живом концерте, где есть риск попасть под влияние одного выступающего и забыть об остальных совершенно.
Понятно, что такой формат сказывается и на итогах конкурса. Поначалу показалось, что он скорее слабее прошлогоднего - и отсутствие очевидного победителя в авторской номинации (и в то же время отсутствие сильных расхождений), видимо, подтверждает это мнение - на рациональном уровне. Вроде как интересных выступающих много, новые имена в наличии, но открытия, перезагрузки - катарсиса, если хотите, - не случилось. Потом поняла, что вышло как-то сложнее...
Если в год Александры Фигуровской Топос был надрывным, драматическим, а в год Лены Жилиной - лирическим и нежным, то Топос Евгения Пальцева - наследник смеховой культуры. Удивление, смущение, экзальтация и безудержность - не фестиваль авторской песни, а настоящий карнавал. Многие, с кем успели обсудить и сам концерт, и его итоги, оценили это по достоинству.
А у меня появилась возможность выбирать из четырёх наборов итогов:
Чем больше списков, тем веселее!
(Если и их привести к общему знаменателю, то выйдет что-то подобное:
Полное единодушие:
Мария Смолова - лауреат
Вадим Кусков - дипломант
Голосом большинства:
Марина Белоцерковская - дипломант
Ольга Ким-Щепилова - дипломант
Инга Башкирова - спецприз
Усреднённое значение:
Евгений Пальцев - дипломант
Илья Сергодеев - спецприз
На обсуждение:
Светлана Гаврилова - спецприз
Алексей Панасовский - спецприз
Михаил Хохлов - спецприз. )
О расхождениях
Если же сравнить только официальные итоги с субъективными, то значительных расхождений насчиталось три штуки.
Во-первых, Евгений Пальцев. Когда внуковским решением он тоже стал лауреатом, в очередной раз удивилась, насколько разным может быть восприятие... Нет, мне очень понравились обе, каждая строчка - шедевр! Но теперь я окончательно запуталась, где заканчивается карнавал, и с какого момента к песне нужно отнестись настолько серьёзно, чтобы отметить её высшей наградой. Зато ко времени объявления основных результатов успела смириться, что просто в противофазе: поделать ничего нельзя, но и огорчаться нечему.
Второе расхождение - в представлениях о песнях Анны Юрьевой. Давно знаю, что я совсем не её слушатель, тоже сложилось, как сложилось. Грустно, что опять не обошлись без музыкальных разногласий, но это уже традиция, видимо...
Третье другого рода - это лауреатство Евгения Мельникова. Вкусовщина, конечно, но не понимаю, в чём ценность перевода подобного оригинала. Кому из осчастливленных русских слушателей эта песня... да не то что даже «жизнь спасёт», хотя бы просто не будет противна. Нефтяной танкер, затонувший в топосовском океане.
И здесь должна быть какая-нибудь сбивка, возвращающая благостное состояние духа, потому что дальше речь пойдёт о запомнившихся и интересных участниках.
Собственно,
об участниках
По ходу прослушивания второго отделения в моём предварительном списке происходили подвижки. Так Михаил Хохлов прошёл путь от потенциального лауреата аж до спецпризёра (увы, даже в этом мы с Большими жюри не сошлись). Пожалуй, это единственный выступающий, серьёзно пострадавший от ограничений дистанционного формата. Уверена, что в зале с хорошим звуком «Глубоководный блюз» прозвучал бы солидно.
Из дипломантов участниками стали Юлия Сивакова и Ольга Васильева. Они одни из немногих композиторов, чья музыка вообще запомнилась, но после Вадима Кускова стало очевидно, что по совести выйдет разве что спецприз. А уже под конец второго отделения неожиданно здорово выступила Татьяна Соловьёва. Изъяны и достоинства распределись по двум песням как-то равномерно, но вторых достаточно, чтобы хотелось и получалось переслушивать... Наверное, Лорка нравится больше. Во всяком случае, её действительно справедливо отметить - на этом из лимита по наградам и выпала.
Данил Копань... Хочу тут повесить
запись с финала 2019 года - мне кажется, та песня интереснее представленных. Когда первый раз их слушала, всё ждала какого-то неожиданного поворота, чего-то характерного для авторского стиля. Так не произошло, но, может, через год =)
Светлана Гаврилова сразу очень понравилась. Особенно песней про сыр. Здорово, что в этом мы совпали с Главным жюри, хотя и не совпали с Внуками.
Зато с Внуками так единодушно отметили Марину Белоцерковскую, что она автоматически и без дополнительного обсуждения оказалась лауреатом. Так же получилось и с Марией Смоловой, чьи песни давно хорошо известны, тут результат был предсказуем.
Илья Сергодеев! Это он в общетопосовском безумии отвечал за безудержность восторгов! С первых аккордов, с первых строк попадаешь под какую-то дикую энергетику. «Мне тесно, я грызу свой кооокон!» - любимое!
Ладно, я соврала, видимо, что не было открытия: пожалуй, первая песня Ильи - кульминация нынешнего Топоса. И это фантастика, потому что и к тексту есть вопросы, и к музыке - а всё равно всё прекрасно.
И дальше - больше! Дальше два человека поют почти одним голосом, там даже зрители на записи это обсуждают, кажется =)
Очень хотела, чтобы автора наградили. У нас получилась промежуточная оценка между спецризом и дипломантством - решили быть строже и все промежуточные понижать, а Главное жюри мудро рассудило иначе. Здорово!
Не по порядку выходит, ну ладно уж. Ещё хотела отметить Вячеслава Шевелёва. Фрагментарно очень понравилось. Абсолютно уверена, что избавление от половины припевов и спасло бы первую песню, и сохранило бы слушателям энтузиазм проникаться второй с её волшебными «хранителями ключей от замка своих рук». Что спецприз-то точно мог получиться, сложись цифры чуть иначе.
Удивительно, что Ольгу Ким-Щепилову прежде не слышала. В представленных песнях всё время чего-то немного не хватало для абсолютного восторга, но пойду теперь дальше слушать. Ещё одно открытие - не с большой буквы, но всё же.
По первому прослушиванию запомнился Василий Дульский с его странным сочетанием честности и позёрства.
Песни Максима Прута обе понравились. Первая необычная очень. И сказка, и притча, и балаган.
«Белое море» Андрея Михалевкина вряд ли возникнет желание переслушивать, но оно чем-то зацепило. Строчка про горечь и соль - классная!
Наконец, рада награждению Инги Башкировой! И с некоторыми формулировками спецпризов согласна абсолютно, тоже приятное попадание.
А вообще - спасибо всем участникам!
Благодаря вам наблюдать за конкурсом было ооочень интересно (да и просто всё состоялось...)!
О мастерских
Казалось бы, больше, чем в прошлом году уже просто некуда... Ан-нет!
В субботу утром на Топосе дебютировали Внуки Булата: Андрей Копёнкин, Андрей Панченко и Юна Русанова.
Много говорили о фактуре музыки - и подумалось, что в принципе здорово было бы ввести практику конспектирования мастерских на постоянной основе, чтобы всякие универсальные теоретические советы выписывать и заблаговременно распространять среди потенциальных участников. А если найдётся трое-пятеро желающих, то можно будет в следующий раз и вовсе успеть всё происходящее на фестивале зафиксировать!
Вот полезная красивость от Юны:
«Что мы любим в музыке? Контраст или развитие того, что есть. Так вот, даже если вы собираетесь играть с контрастами, классно будет дать человеческому мозгу две радости: радость новизны и радость узнавания. Тогда он, мозг, поймёт и полюбит. Это, к сожалению, физиологические штуки, но они так работают».
И ещё одна история.
Под конец субботнего «Зеркала» Николай Сбытов, Георгий Курячий, Ольга Ксендзовская, Катерина и Александр Крамеры вдохновенно отразили сову Дусю, и чего в ней только не было - один из самых ярких разборов получился.
Когда дошло дело до слова исполнительницы, видимо, залетевшей по ссылке случайно и не прочитавшей правил, она огорчённо заметила: «Это всё, конечно, круто, но вы рассказали только о своих впечатлениях, а я ждала замечаний по существу...»
А в воскресенье в двух мастерских (утренняя - Антон Степанов и Георгий Курячий; дневная - Дмитрий Коломенский и Ася Анистратенко) почти параллельно цитировали Александра Николаевича, тоже забавно. Может, и в третьей (Марии Фаликман, Андрея Когана и опять Дмитрия Коломенского вместо Дмитрия Григорьева) цитировали, но под вечер я отвлеклась, пропустила, как водится, всё самое интересное - и теперь с нетерпением жду записей.
Вообще желающие имели возможность провести в зуме больше девяти часов...
Оргкомитету
огромное спасибо!
Прослушивающей комиссии, членам жюри, мастерам, координаторам, оформителям, счётной палате и особенное-особенное - архивистам, всё это добро протайминговавшим.
Ещё два наблюдения
Теперь, когда фестиваль уже вроде два дня как закончился, как ни странно, хочется опять переслушать конкурсный концерт - и, что страннее, откуда-то возникает ощущение, что после этого праздник жизни перейдёт на новый виток.
А второе, ну, или полуторное, - такое же ненормальное - тянет пересматривать Топос прошлого года!
Единственное лекарство, кстати, - сравнивать живые впечатления.
Но на этом у меня из важного всё, кажется...
(Сумбурно - значит, отражает дух фестиваля!)