Насилие, как способ решения проблем (о фильме «Американский снайпер», 2014)

Jun 29, 2019 15:53

У слова «жизнь» есть забытый со времен Гераклита синоним - «война». «Пусть будут войны, великие, кровопролитные войны, если они будут борьбой лучшего с худшим, добра со злом, разума с безумием», - писал Лев Львович Толстой, сын и оппонент известного писателя-пацифиста. Предвечный и ни на миг не затихающий конфликт цивилизации и варварства, порядка и хаоса, просвещения и невежества перманентно рождает именно такие конфликты, и наше время - отнюдь не исключение.

История Клинта Иствуда повествует о лучшем снайпере в американской истории Крисе Кайле. Это один из тех парней, благодаря которым Голливуд может спокойно строить воздушные замки своих волшебных миров, а инженеры, художники и программисты, затерявшиеся в двоичной реальности машинных кодов, помогают нам как можно полнее погрузиться в сладостные иллюзии. Весь комфорт современной жизни воспринимается теперь как нечто естественное и незыблемое, но возможен он лишь до тех пор, пока Крис Кайл и ему подобные метко стреляют. И попадают в людей, которым такая рафинированная упорядоченность жизни кажется излишней. Похоже, эту простую мысль из воспоминаний настоящего Криса Кайла и попытался в первую очередь донести режиссер.

Экранизация мемуаров техасского ковбоя правдоподобна и очень близка к оригиналу, а исполняющий главную роль Брэдли Купер блестяще перевоплотился в того парня, что уже после демобилизации избрал девизом своей бизнес-компании слоган «насилие решает проблемы». Иствуд избегает чрезмерного пафоса, он повествует о войне в спокойной и немного отстраненной манере, ему явно чужд дух брызжущей слюной агитки или выспренной романтизации. И в этом фильм строго следует духу своего литературного источника.

Итак, простой американский парень видит по телевизору репортажи о взрывах в посольствах и принимает вызов. Он становится «морским котиком», а потом и настоящим супергероем, убивая 255 террористов и тем самым спасая сотни сослуживцев. Но помимо этого внешнего вызова ему приходится принять и внутренний. Отряд начинает подменять собой семью, а война в самом обыденном значении этого слова становится смыслом жизни, в которой ни для чего кроме нее не остается места. Удастся ли герою после 10 лет службы выйти победителем и из этого противостояния, реализовав себя в качестве надежного мужа и счастливого отца?

Шансы есть, ведь все это время его поддерживает вера. Не только собственно вера в Господа (в книге Крис Кайл называет себя «истовым христианином»), но и вера в свои принципы и в правоту своего дела. В фильме сомнения сослуживца «в том, что мы делаем», меткий ковбой воспринимает, как слабость или признак усталости, и уверенно отправляет его домой, пока знойные пески не затянули товарища в свою бесформенное смертоносное лоно.

Сполна понять соответствующий эпизод, да и вообще то, как сам стрелок видел свой тернистый путь, можно, перечитав небольшой отрывок из его воспоминаний: «Я верю в то, что спасусь через признание Иисуса моим спасителем. Но в своей специальной комнате, или где там Бог будет предъявлять мне мои грехи, я уверен, среди этих грехов не будет ни одного снайперского выстрела, совершенного мною на войне. Все, кого я убил, были злом. У меня есть оправдания по поводу каждого выстрела. Они все заслуживали смерти».

К сожалению, сейчас фильм воспринимается сквозь призму господствующих политических стереотипов, которые мешают беспристрастно оценивать художественный замысел и идейный посыл. В картине чаще всего видят патриотическую пропаганду, оправдывающую якобы враждебный нам американский милитаризм, хотя режиссер явно хотел сказать о чем-то более важном и глобальном, имеющем общечеловеческую значимость. Неслучайно картина Иствуда очень близка по духу с трактатом русского философа Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою». Того самого Ильина, что учил: «Злое начало едино и агрессивно и в агрессивности своей лукаво и многообразно. Тот, кто ему не сопротивляется, тот уступает ему и идет в его свите; кто не пресекает его нападения, тот становится его орудием или гибнет от его лукавства».

В России тоже есть свой участок на ничейной земле между цивилизацией и ее врагами, хоть об этом и не принято писать в СМИ, подменяя реальный конфликт пропагандистскими симулякрами. И обнимая на ночь своих близких, стоит иной раз себя спросить, а не нужно ли нам поблагодарить за эту возможность какого-то русского Криса Кайла, который где-то в горах вовремя подстрелил плохого парня.
Previous post Next post
Up