Смысл аллегории - Груз 200

Nov 28, 2008 09:17

Опуская повторы множества рецензий провокационной фантасмагории "Груз 200" А. Балабанова  хотелось бы остановиться исключительно на одной, но самой ужасной сцене: маньяк читает письма убитого и рядом лежащего солдата-афганца привязанной к кровати жертве... Сцена пострясает, и по поводу ее как раз  в основном ведутся самые яростные и ожесточенные споры. Не пересказывая далее сцену, предлагаю следующую ее трактовку, состоящую из трех основных концептов-символов.
1. Концепт России  воплощен в девушке. Составляющими концепта являются: беззащитность, юность, недопустимая наивность, вера в свою правовую состоятельность (отсылка к статусу отца). 
Россия - жертва насилия, надругательства и унижения.  Прямого физического и  метафорического импотентного (насилия как накачивание водкой ( сцена в начале))  и даже насилия "любовью" - чтение чужих писем и признание  маньяка  в любви к жертве  как оправдание всех действий по отношению к ней.
2. Концепт власти. Это сам маньяк - милиционер  и еще один убитый милиционер-насильник. Власть живуча и в то же время она мертва. Она- насильник  и она импотент.  Она своеобразно  "любит" свою жертву, зная , что та ей не принадлежит ("Я ее люблю, а она любит солдата").  Чтение чужих писем - это декларирование официозного отношения власти к субъекту любви: подлинных, но  власти не принадлежащих, чувств.
3. Концепт народа составляет два персонажа: воин-афганец и Антонина . Первый герой, но он  мертв. Его подлиную любовь к  России, подтвержденную жизнью и смертью за нее,  и ретранслирует власть. Живая любовь (Антонина)  действенна, но она незаконна в рамках установленного миропорядка. Освобождение России возможно через убийство существующей власти.  Это преступление, но это и единственный выход.

текст, кино, рецензии, фильм

Previous post Next post
Up