Nov 28, 2008 09:17
Опуская повторы множества рецензий провокационной фантасмагории "Груз 200" А. Балабанова хотелось бы остановиться исключительно на одной, но самой ужасной сцене: маньяк читает письма убитого и рядом лежащего солдата-афганца привязанной к кровати жертве... Сцена пострясает, и по поводу ее как раз в основном ведутся самые яростные и ожесточенные споры. Не пересказывая далее сцену, предлагаю следующую ее трактовку, состоящую из трех основных концептов-символов.
1. Концепт России воплощен в девушке. Составляющими концепта являются: беззащитность, юность, недопустимая наивность, вера в свою правовую состоятельность (отсылка к статусу отца).
Россия - жертва насилия, надругательства и унижения. Прямого физического и метафорического импотентного (насилия как накачивание водкой ( сцена в начале)) и даже насилия "любовью" - чтение чужих писем и признание маньяка в любви к жертве как оправдание всех действий по отношению к ней.
2. Концепт власти. Это сам маньяк - милиционер и еще один убитый милиционер-насильник. Власть живуча и в то же время она мертва. Она- насильник и она импотент. Она своеобразно "любит" свою жертву, зная , что та ей не принадлежит ("Я ее люблю, а она любит солдата"). Чтение чужих писем - это декларирование официозного отношения власти к субъекту любви: подлинных, но власти не принадлежащих, чувств.
3. Концепт народа составляет два персонажа: воин-афганец и Антонина . Первый герой, но он мертв. Его подлиную любовь к России, подтвержденную жизнью и смертью за нее, и ретранслирует власть. Живая любовь (Антонина) действенна, но она незаконна в рамках установленного миропорядка. Освобождение России возможно через убийство существующей власти. Это преступление, но это и единственный выход.
текст,
кино,
рецензии,
фильм