Почему философ не посещает процедурный кабинет?

Mar 24, 2015 22:49

Возможно, данное рассуждение и не объяснит рассматриваемый в нем предмет, но, хотя бы, заставит подумать о его важности.)

Обратимся тогда вначале к деятельности врача, постоянно посещаемого больными, страдающими простудой. А средствами лечения простуды у врача выступают только два метода - ингалятор и уколы. И сам собой этот врач больше сторонник ингалятора - всем своим больным он прописывает ингалятор. И надо же случиться такому несчастью, что ингалятор начал барахлить - что делать врачу? И он думает - "а дай-ка я направлю всех на уколы, ведь терапевтический эффект одинаковый, запас доз даже избыточный, а от ингалятора всего чего угодно можно ждать в таком положении...". И что мы имеем тогда, если оцениваем ситуацию подобного выбора онтологически? Мы располагаем фактом существования двух различных, но обеспечивающих единообразный эффект процедур, которые различны по виду, но одинаковы по типу - это процедуры физического воздействия. Или, иначе, мы видим здесь эффект, обеспечиваемый разными видами (или - формами) процедур, принадлежащих к одному и тому же типу физических воздействий. Можно, используя и следующую формулировку, определить, что в данном примере эффект обнаруживает его независимость от вида используемой процедуры, но зависимость от необходимости оказания именно физического воздействия.



Теперь тогда посмотрим на другой пример, сейчас уже не приема больных врачом, но регулярно посещаемого публикой присутственного места, где забывчивые посетители непременно забывают закрывать за собой дверь. И измученный персонал этого присутственного места, вынужденный постоянно вставать и закрывать дверь за посетителями, вешает тогда на дверь объявление: "Закрывайте пожалуйста дверь!" Но посетители явно не все такие внимательные, что обращают внимание на объявление, и принимают его к сведению. И тогда персонал, как и раньше, вынужден вставать и закрывать дверь самостоятельно. Но в случаях проявления посетителями чувства такта и исполнения ими выраженной в объявлении просьбы, персоналу нет нужды вставать и закрывать дверь самостоятельно.

Но что же мы тогда имеем уже в данном случае, где, скорее всего, также имеет место случай достижения того же самого эффекта посредством двух различных процедур? Если дверь за забывчвыми посетителями закрывает персонал, то здесь, как и в случае терапии, мы можем говорить о чисто физическом воздействии. Но в случае, если предупредительные посетители обращают внимание на объявление, не появляется ли у нас сомнений в сугубо физической природе такого "воздействия объявления на посетителей"? Если исходить тогда именно из буквально понимаемых принципов науки "физика", то объявление непременно физически действует на посетителей, но по странной прихоти случая такое действие исчезающе мало. Но, тем не менее, действие объявления налицо, а мы - не знаем как подобраться к определению предмета подобного действия. Как можно обозначить действие объявления на приученных к вежливости посетителей, понимающих необходимым последовать данной в нем рекомендации? Вот здесь и появляется возможность определения не просто "другого вида", но и другого типа такого действия - воздействия не через физический канал передачи действия, но - воздействия через информационный канал передачи действия.

Но что тогда философ, которого мы обвинили "в непосещении процедурного кабинета"? Он как бы не вполне задумывается о действительном "многообразии процедур" в таком условном "процедурном кабинете", не подозревая, что для некоторых видов диагнозов "успех обеспечивает не только медикаментозное лечение, но и лечение гипнозом". Или, иначе, философ не дает себе труда описать мир с той точки зрения, что действительность располагает такими возможностями, когда одинаковые эффекты получаются благодаря применению процедур "фундаментально различной природы". И, соответственно, он и не задумывается о построении какой-либо "онтологии процедур", явно не лишней в условиях столь значительного на сегодняшний день суммарного объема информации о содержании действительности в целом. Он как бы "не желает помочь" ни себе, ни другим "труженникам сферы познания" в достижении некоторого, не такого уж бессмысленного упорядочения картины мира...

Попытка построения некоторого прообраза модели информационного воздействия или информационной "процедуры" предпринята мной здесь и здесь.

онтология

Previous post Next post
Up