Тропою испытаний. Часть пятая, заключительная

Feb 22, 2013 01:24

День пятнадцатый, 30 сентября. (Предыдущая часть здесь .)

С сегодняшнего дня мы почти по прямой идём на север - начинается наш путь домой. Абсолютно фантастический туманище красноречиво говорит о том, что сегодня дождя не предвидится. Ура!



Собираться начали ещё в туманном молоке, но к моменту выхода туман пополз вверх по речным долинам, и вовсю засветило солнышко. «Пожалуйста, ну пожалуйста, два дня, только два дня! Пусть будет ясно хотя бы два дня!» - уговаривала я небо. Потому что в ближайшие два дня нас снова ждёт тропа по верхам, по отрогам Сумультинского хребта, над зоной леса, над речными долинами. Так хотелось в завершении похода видеть Алтай во всей красе, видеть Его сияющим! К тому же за весь поход нам досталось пока всего лишь два тёплых дня, и тепла хотелось просто потому, что хотелось тепла, элементарно хотелось погреться. Ну хоть немножко.

И пока что солнышко никуда деваться не собиралось, и в отличном настроении мы двинулись по отличной тропе вверх, к перевалу к истокам Уйкараташа.












Перед самым перевалом тропа раздвоилась: лошадиная пошла на пологий подъём вверх по ручью до упора и на перегиб, а маралья сразу полезла в лоб через довольно крутой борт. Я почему-то выбрала маралью. Вверху на самом гребне и на северном склоне оказалось прилично снега, который спрятал тропу, пришлось поискать спуск - он оказался немного в стороне от того места, где мы поднялись. Впрочем, пригодное для спуска место в конце концов нашлось, а на нём, когда немного спустились и снега стало меньше, обнаружилась и пропавшая тропа. Спустились плавным, широким серпантином и вышли в верхнюю часть долины, к очаровательному озерцу и прелестному ручейку. Так и ждала, что сейчас из рощицы выйдет Бэмби или ещё какая-нибудь большеглазая мультяшная зверушка - до того всё яркое, весёлое и безобидное, будто картинка из книжки с детскими сказками.












Снова поднялись на борт долины, на широкую полку. Отсюда, с маральей тропы, увидели, где здесь лошади ходят. Вот это серпантин! По почти отвесной стене. Порадовались, что пошли другим путём: мы же не лошади. Но идём дальше. Тропа идёт высоко по борту, и вид на широкую, залитую солнцем долину Уйкараташа и на озёрные цирки в его истоках открывается великолепный.












После брода основного истока начинаем подъём на перевал в долину реки Учал. Так началось путешествие в сказку… Шли к перевалу, плавно набирая высоту, через череду крошечных укромных долинок, со всех сторон прикрытых останцами, с узкими, как двери, входами и выходами, и совершенно не похожих друг на друга. Казалось, что в одной долинке непременно живут гномы, в другой эльфы, в третьей духи - такие они были разные и такие одинаково таинственные, волшебные и сказочные. Даже воздух был в каждой долинке свой: то сердце заходилось от ощущения тайны и древности, то от восторга, то от любопытства.

Исток Учала тоже спрятался в такой долинке, и она была самой великолепной! Каскад разноцветных озёр - такого я никогда ещё не видела. Там была пара пустых озёрных котловин - одна светлая, а другая тёмная. И тропа шла прямо по бывшему дну озера. Там был целый город изящных серых останцев, там был потрясающий вид на гору, на вершине которой улёгся, вытянув вперёд лапы, Снежный Медведь. Наверное, он присматривает за этим местом. Эх, не осталось у нас времени! Постоять бы здесь, пофотографировать… Сейчас для фотосессии очень неудачно падает свет: солнце в объектив, снимаем, что можем, а можем, к сожалению, не так уж и много.













































Уходить не хочется, но надо, обед уже давно прошёл, ходового времени осталось на сегодня не больше трёх часов. А там, впереди, наверняка будет ещё что-то интересное. Например, я точно знаю про ступенчатый водопад на одном из притоков Учала. А вот и тропа пошла на спуск. Так и есть, скатываемся к речке и довольно долго идём вниз по течению таёжной тропой. Я несколько напрягаюсь, ожидая скорого появления болота и берёзки, но мы выходим на большую поляну на прибрежной полке. И сразу понятно, что люди здесь бывают. По обилию мусора, понятно, конечно, по чему же ещё… Но, раз здесь бывают люди, значит, есть зачем бывать. И точно, здесь и находится тот самый водопад. Забавный, ступеньками.






Потом утомительный подъём из речной долины обратно на хребет. Вроде и не очень круто, но угол какой-то неудобный. И корняво.



Но наверху, на гольцах, жизнь наладилась моментально, тропа снова стала просто загляденье и покатила по широченной террасе высоко над долиной Учала. А ровно к шести, как по заказу, подошли к маленькому озерцу, расположившемуся в круглой ямке, как в лунном кратере. Там и встали ночевать, без дров, зато с водой. И очень наше лунное озерцо оказалось фотогеничным. А уж утренний вид из палатки, который мы имели удовольствие наблюдать, пока вкушали наш кофе, просто превзошёл все ожидания.









День шестнадцатый, 01 октября.







Это наш второй день на учальской верхней тропе. Верхней - потому что есть ещё и нижняя, таёжная тропа вдоль реки. Мы видели её на перевале, этой тропой можно было уйти, спустившись по истоку от озёрного каскада. Но мы изначально были настроены на верхнюю тропу - я нашла её описание в одном из отчётов, когда готовила поход. А после всех прелестей таёжных троп в начале похода мы окончательно укрепились в своём выборе. И ни секундочки не пожалели.

А сегодня опять ясно! Алтай всегда даёт то, что вам действительно необходимо. Ещё один волшебный день. Это просто праздник какой-то, как говорил Карабас-Барабас.









Буйство красок, тепла и света, и чудеса на каждом шагу. Со склонов в долину Учала бежит множество ручейков и речушек, и тропа постоянно ныряет в речные распадики: короткий спуск, несложный подъём, переход по широкой террасе; спуск, подъём, переход… И так несколько раз подряд. На дне распадков - каменные русла, где с журчащим ручейком, а где сухие, в беспорядке разбросанные паводками окатанные водой валуны.

С очередной террасы замечаем внизу красивое таёжное озеро. Зелёное, в кедрах. К нему идёт ответвление тропы, но мы спускаться не собираемся, просто радостно фотографируем озеро сверху.






А на следующей террасе тропа забирает ближе к скалам и упирается в другое озеро, такое же зелёное. Рядом роскошная каменная рассыпь, поросшая невысоким горным кедрачом - очередная иллюстрация к сказке. Ну всё, перекус будет здесь! Не пробегать же, в самом-то деле, мимо такой красоты. К воде пришлось метров десять продираться через заросли могучей карликовой берёзки, скрывшей нас с головой. Но даже это не испортило восторженного настроения.






Ещё один переход и вновь нырнувшая в распадок тропа вывела к краю давнего селевого выноса. Мама дорогая! Целая каменная страна! Широкий разлив каменной реки и чистейшая вода в родниках под валунами.












Плохо только, что на камнях тропа совершенно не читается. Перебрались через поле камней и уткнулись в почти отвесный склон нашего последнего водораздельного хребтика: это перевал из долины Учала в долину речки Эвий. Он-то нам и нужен, и здесь закончится путешествие верхней тропой - к Эвию мы спустимся с горы и будем выходить речным ложем.

Только вот как перебраться через водораздел? Вроде бы какие-то тропки поднимаются распадком вверх, к цирку, замыкающему долину. Пошли. Через сотню метров поднялись выше лесной зоны и вышли, как мы подумали, под перевал. Выглядел он симпатично: пологий подъём и уже традиционные останцы по гребню.






Тропы, правда, нет, но путь и так очевиден. Зашли без проблем, и где-то уже почти на самом верху услышали с другой стороны крик марала. Это было похоже на очень громкое тирольское пение, когда певец охрип, осип и подхватил жестокий насморк. Вот под эти нежные звуки мы и вышли на перегиб.

И сразу стало ясно, что никакого перевала здесь нет, спускаться здесь нельзя. Ну, можно немножко, до зоны леса, аккуратно, траверсом по склону, огибая в обратном направлении гору, на которую мы только что влезли. Ну или можно просто пойти назад, к каменной реке, и там поискать тропу. Назад не хотелось. Хотелось вперёд: со склона распахивался немыслимый простор, и становилось до отчаяния ясно, что это прощание, что в этом походе мы больше не увидим ни останцев, ни перевалов, ни бесконечной череды хребтов в синей дымке… Нырнуть в лес мы ещё успеем! А сейчас пройдём, сколько сможем, по этому склону, подышим ещё высотой.



А марал никуда не делся - он медленно брёл по кромке леса, сверкая белой грудью и гордо неся огромные рога. И брёл он в таком удобном месте, явно по какой-то полочке… В общем, стало понятно, чего он надрывался. Это он нас звал. «Ээээй! Идиоооотыыы! - орал марал, - Туда не ходи, сюда ходи! Там пути нет, с горы упадёшь - совсем мёртвый будешь! Тропа здесь, сюда смотри, для вас, придурков рюкзачных, специально натоптал, а то пропадёте же без меня, олухи». И убедившись, что мы вняли призыву, он с достоинством удалился в чащу, очевидно, бурча на ходу: «Делать мне больше нечего, как только балбесов всяких восторженных спасать, только и знающих, что залезть повыше…»

Ну конечно! Разумеется! Где марал - там тропа, это естественно. И грех этим не воспользоваться. До той полочки, где топтался марал, мы спустились без проблем намеченным изначально траверсом. А там - проспект, и точно в том направлении, куда я пошла бы, если бы хотела найти человеческую тропу, которая сбежала от нас на каменной реке, и которая, как я теперь понимала, идёт южным склоном хребта, а переваливает его гораздо ниже, по лесистому плечу. Ура маралам, они где попало не ходят. Мы с полным комфортом проскакали по кромке леса буквально по прямой (а это, как известно, есть кратчайшее расстояние между двумя точками) и вывалились в матёрый черничник, в котором благополучно воссоединились с искомой тропой, совместив полезное с приятным (а именно - с поеданием черники).

Ну всё, теперь точно началось возвращение. Теперь только вниз, потом километров восемь по тайге вдоль русла Эвия, а там начнутся лесовозные дороги. Не исключено, что там и припозднившийся лесовоз попадётся. Цивилизация… Но расслабляться всё равно ещё рано, до дороги нужно ещё дойти, и это точно будет не сегодня. Пока что наша тропа перевалила наконец хребет (а мы перевалили его уже в третий раз) и начала падать вниз. Именно падать, другого слова не подобрать. Помните наш спуск в долину Сынырлу по горной коленке, которая едва не ухайдакала нас до потери сознания? Так вот, это была детская забава, оказывается: спуск с хребта к Эвию затмил коленку по всем статьям. Сосредоточиться на своих несчастьях и умереть от ужаса и изнеможения нам не позволило только бесконечное изумление от того, что такое вообще бывает…

А потом началась таёжная тропа… Сырость, мох, болота, корни, камни, ВАЛЕЖНИК!!! То вверх, то вниз… «Сколько до стоянки? - Километров пять - Ну, за пару часов дойдём. - Должны». Как выяснилось, не должны. Ориентир для стоянки - впадение в Эвий большого притока, речки Эймаш. Обе реки текут почти параллельно с двух сторон хребта, на их слиянии стоит охотничья избушка, на поляне у избушки и намечена ночёвка. Оконечность водораздельного хребта и место впадения Эймаша видно издалека. Как нам кажется. Вот ещё буквально чуть-чуть… Нет, это просто плавный поворот. Ну, вон там-то уж точно. Опять нет? Ну ладно, тогда вооон там... Да сколько ж можно?!

Наши два часа растянулись на три с половиной… Очевидный конец пути всё время маячил перед глазами и с завидным упорством отодвигался по мере нашего движения, как горизонт. Шайтан-прибор показывал два километра до стрелки Эвий-Эймаш и эти километры никак не хотели кончаться, цедились по сотне метров, как из пипетки. «Сколько осталось? - Километр…» И тут начались броды. Ущелье резко сузилось, практически схлопнулось, и тропа начала метаться с берега на берег, выискивая проходимые участки. Полчаса - и десяток бродов. А проклятый хребет словно заколдованный! И тут я замечаю под скалой сухой пятачок. Палатку впихнуть сможем. Да, мрачно, дрова сырые, вокруг сухого пятачка - мокрый мох и травища… Но если через десять минут не выйдем к избушке, вернёмся сюда, и баста: стемнеет скоро, хватит уже над собой издеваться! Но буквально через пару минут выныриваем из чащи на большую поляну. Избушка имеет место быть. Фанфары!



День семнадцатый, 02 октября.

Дождь. Попрошенные два дня были нам честно дадены, а большего нам и не обещали. Под дождём собираем лагерь. Очень кстати оказывается большой навес над входом в избушку - там и упаковываем рюкзаки. Тропа сразу же от избушки лезет на полку. И тут трудности таёжной тропы кончаются, как по волшебству, решительно и бесповоротно: прямая, ровная, просторная и мягкая травянистая терраса, светлое редколесье, свежий воздух… Совсем скоро широкая тропа превращается в уверенную колею, а через час мы уже маршируем по настоящей проезжей дороге. Попадаются следы вырубок, невывезенные штабеля леса, брошенная техника.

Вдруг бросается в глаза что-то неестественно белое. Берёзы! Ого, как мы успели от них отвыкнуть: яркая белизна стволов бьёт по глазам, как вспышка. Привыкаем не сразу. Идти легко, но километраж на два дня планируется немаленький - километров семьдесят. Это туда нас забросили на уазике, а обратно на своих двоих топать… Не пришлось. Часа через три бодрого чёса по дороге нас нагнал уазик-таблетка. Мы его видели уже сегодня, он проехал нам навстречу. Теперь, видно, возвращается. «Машину заказывали?» - браво окликает нас водитель. «А как же!» - легко соглашаемся мы. Это работники лесхоза, бригада, размечающая участки под вырубку. Возвращаются со смены. Так и довезли нас до самого Иогача. Все семьдесят километров. И денег ни копейки не взяли: тайга, закон - помогать, деньги за помощь брать грех.









А от Иогача нам уже рукой подать до базы, где нас ждут - вон он, Артыбаш, на другом берегу Бии, только мост перейти. Перешли. В первом же магазине набрали пирожных и пива. Весь день шёл дождь, а Телецкое встретило нас солнышком. До базы - пара километров по дороге, добежим за полчаса, торопиться некуда. Идём на берег озера, располагаемся на камушках, достаём все походные остатки колбасы, сушёного мяса и рыбы, пьём пиво…

Мы вернулись!










Фотографии мои и Змея Горыныча.

маршруты

Previous post Next post
Up