В оценке своей собственной наружности всегда играет определенную роль не только эстетическое отношение, но и определенное мнение и притязание человека, на которые так или иначе влияет и характер этой оценки. Кроме того, есть множество психофизических свойств, которые осознаются только в специальных условиях упражнения при специальных жизненных задачах. Скажем, многие взрослые, без специальной необходимости в этом, не сознают, какой глаз у них ведущий в пространственном различении, или не воспринимают вес своего тела до тех пор, пока не принуждены с ним считаться (например в спортивной тренировке). В процессе самой деятельности, в зависимости от того, что именно требуется от тела задачами деятельности, какие элементарные психофизические качества требуются деятельностью, постепенно заново формируются или раскрываются те или иные свойства, которые в ходе развития деятельности и осознаются самим человеком.
Таким образом, даже осознание собственного тела и элементарных психофизических функций требует известного развития, известной работы над собственным телом, овладения собственным телом, использования тела в определенных специальных условиях, которые раскрывали бы те или иные качества тела.
Еще в большей степени это относится к осознанию челове- ком своих внутренних, психологических особенностей. Исследования показывают, что ребенок лучше указывает на черты характера других людей, нежели на собственные, причем часто указания на собственные черты характера представляют собой отражение оценки взрослых или оценки товарищей. Разобраться во внутреннем строе своего характера возможно только через известное осознание собственных поступков, через оценку их другими людьми.
Следовательно, отношение к себе, как к психофизическому существу, очень многообразно. И это отношение не только не исчерпывает самосознания, но и не занимает в нем главного, ведущего места. Ибо в самосознании, в сложной системе отношений к себе взрослого человека (и уже на более поздних стадиях детского возраста) на первый план выступает и решающее значение приобретает отношение к себе, как к личности, то есть общественному существу, деятелю. Это отношение к себе, как деятелю, зависит, прежде всего, от самой формы деятельности. Если деятельность становится иной, новой, то изме- мнется не только предмет, методы, операции этой деятельности, изменяется вместе с тем отношение к себе, как к деятелю.