Устройство характера. Часть 7.

Jan 21, 2012 22:08


В оценке своей собственной наружности всегда играет опре­деленную роль не только эстетическое отношение, но и опреде­ленное мнение и притязание человека, на которые так или иначе влияет и характер этой оценки. Кроме того, есть множество пси­хофизических свойств, которые осознаются только в специальных условиях упражнения при специальных жизненных задачах. Ска­жем, многие взрослые, без специальной необходимости в этом, не сознают, какой глаз у них ведущий в пространственном раз­личении, или не воспринимают вес своего тела до тех пор, пока не принуждены с ним считаться (например в спортивной тренировке). В процессе самой деятельности, в зависимости от того, что именно требуется от тела задачами деятельности, какие элементарные психофизические качества требуются дея­тельностью, постепенно заново формируются или раскрываются те или иные свойства, которые в ходе развития деятельности и осознаются самим человеком.




Таким образом, даже осознание собственного тела и элемен­тарных психофизических функций требует известного развития, известной работы над собственным телом, овладения собствен­ным телом, использования тела в определенных специальных условиях, которые раскрывали бы те или иные качества тела.

Еще в большей степени это относится к осознанию челове- ком своих внутренних, психологических особенностей. Исследо­вания показывают, что ребенок лучше указывает на черты ха­рактера других людей, нежели на собственные, причем часто указания на собственные черты характера представляют собой отражение оценки взрослых или оценки товарищей. Разобраться во внутреннем строе своего характера возможно только через известное осознание собственных поступков, через оценку их другими людьми.

Следовательно, отношение к себе, как к психофизическому существу, очень многообразно. И это отношение не только не исчерпывает самосознания, но и не занимает в нем главного, ведущего места. Ибо в самосознании, в сложной системе отно­шений к себе взрослого человека (и уже на более поздних ста­диях детского возраста) на первый план выступает и решаю­щее значение приобретает отношение к себе, как к личности, то есть общественному существу, деятелю. Это отношение к се­бе, как деятелю, зависит, прежде всего, от самой формы дея­тельности. Если деятельность становится иной, новой, то изме- мнется не только предмет, методы, операции этой деятельности, изменяется вместе с тем отношение к себе, как к деятелю.

Пропаганда, Буржуазная теория характера.

Previous post Next post
Up