Таким образом, в процессе трудовой деятельности формируется не только сознательное отношение трудящегося к труду, но и его самосознание, в специфической форме осознания себя как деятеля, как субъекта труда.
С другой стороны, сама трудовая деятельность человека и ее производительность зависят от осознания человеком себя, как субъекта этой деятельности, как субъекта труда. Значение этого субъективного фактора особенно явственно раскрывается во все возрастающем сознательном организационном творчестве передовых людей советского производства.
Процесс осознания себя как субъекта деятельности и его значение для самой деятельности можно наблюдать и в детском возрасте. Известно, какое значение имеет для успешной учебы школьника формирование его отношения к себе, как ученику советвкой школы, задачей которого является овладевать знаниями.
Осознание себя, как субъекта определенной деятельности, тесно связано и с осознанием себя, как члена определенного коллектива, с осознанием своих отношений и обязанностей в этом коллективе.
Это имеет существенное значение и в личной жизни человека, где многое зависит от того, в"какой мере он осознает себя как члена семьи, как мужа или жену, как отца или мать, как воспитателя детей и т. п.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но оно изменяет отношение человека к себе, как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но, прежде всего, как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как части коллектива.
Вот почему самосознание не может сразу возникнуть, как нечто готовое. Умение критически относиться к себе связано с большим и разнообразным кругом отношений. За этим постоянно изменяющимся отношением к себе, как субъекту деятельности, скрывается образующееся все более общее отношение к себе, как к гражданину.