Уже тот факт, что наиболее существенные формы общительности носят всегда избирательный характер, заставляет считать, что простого количественного определения объема отношений совершенно недостаточно. Дело заключается не в самом объеме, а в мотивах и способе общения. Идейная общность, общность жизненного положения и деятельности расширяет объем общительности. Коллективность в самой организации жизни и деятельности неизбежно изменяет тип индивидуального общения, что прекрасно показано А. С. Макаренко в его педагогических исследованиях.
От типа организации, руководства коллективными отношениями зависит инициативность в общении, творческая активность взаимосвязанных в коллективной деятельности людей. Обусловленная общей организацией коллектива мера активности, инициативы в общении, стихийности или организованности в этом общении своим наиболее высоким уровнем в развитии способа общения имеет идейную мотивацию в общении, то есть общность убеждений, жизненных перспектив и целей, задач, интересов. Лишь на основе анализа коллектива, в котором живет советский человек, можно дать правильную характеристику отношений общения и тех коммуникативных черт, которые из них вытекают - объема общительности, мотивов и способов общения.
Но в процессе общения, в совместном развитии людей, неизбежно не только внешнее отношение, воздействие через речь или через поступок, но и познание людьми друг друга, раскрытие внутренней картины характера других людей, особо проявляющееся в оценке человека человеком. Эта внутренняя сторона общения - практическое знание человека человеком, «практическая психология» - имеет очень важное значение в формировании характера человека. Представление человека о человеке, включающее и оценку человека человеком, всегда носит этический и эстетический характер и зависит от идейной общности или противоположности людей. Эта сторона общения также связана с особенностями коллектива, со стилем его работы.
Характеризуя стиль работы с коллективом, Макаренко выдвигал в качестве одной из важных черт этого стиля воспитание у членов коллектива способности ориентировки, умения «узнавать и определять свое отношение к новому лицу» и «быстро устанавливать такую линию поведения, которая наиболее соответствовала бы интересам коллектива».Эго умение воспитанники колонии им. Горького блестяще проявили, когда они распределяли по отрядам колонистов после переезда в Куряж: «Сильные и слабые, энергичные и шляпы, суровые и веселые, люди настоящие и люди приблизительные, - все нашли для себя место в зависимости от разных соображений»... При этом во внимание были приняты «узы дружбы и бездны ненависти, характеры, наклонности, стремления и уклонения»