Общий признак таких отношений, образующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их:
- общество и общественные идеи (идеология), 2) труд - как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека. Отсюда главнейшими характерообразующими отношениями являются эти отношения к обще'ству и идеологии, ТРУДУ. Другим людям и самому себе. Именно эти отношения являются основными, выделяющимися из общей совокупности многообразных и изменяющихся отношений личности ко всему окружающему и к самому себе.
Однако и эти отношения не одновременно и не сразу становятся чертами характера, то есть внутренними свойствами личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действий.
Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойствах характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд отношения к природе, отношения к обществу, отношения к вещам, отношения к людям, отношения к самому себе. Эти отношения не могут быть поставлены в один ряд потому, что самое содержание этих отношении выполняет,' различную роль в реальном бытии человека.
Определяющую роль в нравственном формировании человека играет отношение человека к обществу, к людям. Даже отношение к вещам, как отметил в одном из примечаний к «Капиталу» Маркс, лишь выражает отношения человека к человеку через вещь. В своей критике товарного фетишизма Маркс указывал, что вещи являются средством отношений между людьми, что человек относится к человеку через вещь. Таким образом не всякие отношения равноценны в их нравственном значении для формирования характера. Среди них есть ведущие, формирующие нравственное содержание личности и составляющие нравственную основу поведения личности.
На основании советских научных исследований можно утверждать, что существует определенная последовательность в развитии свойств характера (которую нельзя однако путать с «постепенностью», ибо, как мы увидим ниже, стадии формирования характера связаны именно с- «перерывами постепенности», со «взрывами», по выражению А. С. Макаренко).