Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя. Правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильной самооценки. Таким образом, постоянное развитие практического знания человека человеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе. А отсюда следует, что коммуникативные свойства не только образуют очень важную часть характера, но и составляют основу формирования самосознания (рефлексии), определяют отношение к себе личности.
Буржуазная идеалистическая психология, как известно, утверждает первичность самосознания и самооценки. Для различных буржуазных учений о характере это положение об изна- чальности самооценки и изначалыюсти самосознания, изначаль- ности отношения к самому себе не является случайным. Идеалистическое учение о сознании исходит из утверждения непосредственности, первичности состояний сознания, как самосознания, как самоотражения субъекта в нем самом, то есть изна- чальности «я».
Эта трактовка проходит красной нитью через разнообразные направления буржуазной психологии, выражая классовую сущность буржуазного учения о личности, идеалистического и индивидуалистического по своему содержанию. Между тем еще Маркс в одном из примечаний к «Капиталу» указывал на то, что человек не рождается с готовым самосознанием, что человек «сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека». 1 Осознавая бытие и жизнь других людей в своей общественной практике, человек тем самым сознает самого себя как человека. Из отношения к другим людям у человека формируется отношение к себе.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе, как личности.
Исследования в области детской психологии, особенно раннего и дошкольного детства, показывают, что ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых.
Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе. Это обобщенное отношение к себе предполагает не только накопление знаний, но н развитие частичных форм самооценки. Эти частичные формы самооценки, которые возникают раньше, чем представления об «я», заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, то есть как обобщенное знание своей личности.
Ясно, что осознание бытия других людей, а, в связи с этим, осознание своего собственного положения в жизни, является источником самосознания. «Я» есть целая система сознательных отношений к самому себе. Мы можем здесь выделить прежде всего отношение к себе, как к психофизическому существу, само по себе множественное, так как это - отношение и к своей наружности, и к своему телу, и к своему поведению и, наконец, к своим внутренним, психическим состояниям. Даже то, что кажется самым непосредственным, - отношение к своей наружности - складывается постепенно, проходит длительный своеобразный цикл развития и оказывается весьма и весьма относительным знанием о себе (например, знание собственного голоса
Сравнительно с распознаванием чужого голоса, восприятие изображения своей наружности, особенно отдельных черт наружности и т. д.).