Устройство характера. Часть 6.

Mar 10, 2011 22:02



Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мо­тивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать са­мого себя. Правильное оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильной самооценки. Таким об­разом, постоянное развитие практического знания человека че­ловеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе. А от­сюда следует, что коммуникативные свойства не только обра­зуют очень важную часть характера, но и составляют основу формирования самосознания (рефлексии), определяют отношение к себе личности.




Буржуазная идеалистическая психология, как известно, утверждает первичность самосознания и самооценки. Для раз­личных буржуазных учений о характере это положение об изна- чальности самооценки и изначалыюсти самосознания, изначаль- ности отношения к самому себе не является случайным. Идеа­листическое учение о сознании исходит из утверждения непо­средственности, первичности состояний сознания, как самосозна­ния, как самоотражения субъекта в нем самом, то есть изна- чальности «я».

Эта трактовка проходит красной нитью через разнообразные направления буржуазной психологии, выражая классовую сущ­ность буржуазного учения о личности, идеалистического и инди­видуалистического по своему содержанию. Между тем еще Маркс в одном из примечаний к «Капиталу» указывал на то, что человек не рождается с готовым самосознанием, что чело­век «сначала смотрится, как в зеркало, только в другого чело­века». 1 Осознавая бытие и жизнь других людей в своей обще­ственной практике, человек тем самым сознает самого себя как человека. Из отношения к другим людям у человека формирует­ся отношение к себе.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе, как личности.
Исследования в области детской психологии, особенно ран­него и дошкольного детства, показывают, что ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овла­девает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых.

Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка об­разовалось обобщенное отношение к себе. Это обобщенное от­ношение к себе предполагает не только накопление знаний, но н развитие частичных форм самооценки. Эти частичные формы самооценки, которые возникают раньше, чем представления об «я», заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, то есть как обобщенное знание своей лич­ности.

Ясно, что осознание бытия других людей, а, в связи с этим, осознание своего собственного положения в жизни, является источником самосознания. «Я» есть целая система сознательных отношений к самому себе. Мы можем здесь выделить прежде всего отношение к себе, как к психофизическому существу, само по себе множественное, так как это - отношение и к своей на­ружности, и к своему телу, и к своему поведению и, наконец, к своим внутренним, психическим состояниям. Даже то, что кажется самым непосредственным, - отношение к своей наруж­ности - складывается постепенно, проходит длительный свое­образный цикл развития и оказывается весьма и весьма относи­тельным знанием о себе (например, знание собственного голоса

Сравнительно с распознаванием чужого голоса, восприятие изо­бражения своей наружности, особенно отдельных черт наруж­ности и т. д.).

Пропаганда, Буржуазная теория характера.

Previous post Next post
Up