Ниже будет также показано, что эта последовательность развертывания свойств характера определяется, прежде всего, развитием педагогических требований, выражающих отношение общества к личности. Простое рядоположение отношений к другим людям, к себе, к деятельности игнорирует действительное стадиальное развитие отношений и возникающих из них свойств характера. При таком рядоположении воспитателю остается неизвестным, чго является ведущим звеном в развитии характера. В формировании черт характера, как можно об этом судить по ряду наших исследований в области детской психологии, ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде, и которые, в свою очередь, обусловливают отношения человека к собственной личности, к самому себе.
Характерные для личности привязанности в форме товарищества, дружбы, любви, вкусы человека и т. д., все это в действительности носит классовый характер и определяется общественными отношениями в конкретной исторической эпохе. Именно общественные отношения в целом - производственные отношения и те политические, правовые, идеологические отношения, которые на их основе возникают, - именно эти общественные отношения создают и тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера.
Иногда эти отношения общения и формирующиеся из них коммуникативные черты характера пытаются свести только к объему общительности. В самом деле, при наблюдении за общением и общительностью отмечается различный объем общительности - от замкнутости до чрезмерной, неразборчивой общительности. Однако более глубокое наблюдение позволяет обратить внимание на самое важное, то есть критерии избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности. Мы можем видеть, что в одной ситуации человек оказывается общительным, а в другой ситуации - замкнутым. Это целиком определяется мотивами его деятельности.