В процессе развития личности реальные отношения человека к действительности всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь действительных, практических отношений человека к обществу, труду, другим людям, самому себе находит свое отражение в соотнесенности черт характера друг к другу. Таково второе главное условие научного изучения свойств характера.
Игнорируя жизненное содержание черт характера и их внутреннюю соотнесенность, буржуазная психология взамен научного изучения характеров не случайно пошла по пути «сверхмомен-тального распознавания» характеров по случайным и формальным признакам, вроде особенностей почерка или наружности.
Основываясь на историко-материалистическом понимании лдчиости, советская психология разрабатывает проблему характера с точки зрения конкретного исторически-классового анализа тех отношений, которые становятся чертами характера личности. Именно в этом направлении ведутся исследования проблемы характера в советской психологии (особенно исследования В. Н. Мясищева).
Всякая черта характера есть определенное отношение личности к действительности, но это не значит, что всякое отношение тем самым есть свойство характера. Лишь некоторые определенные отношения при определенных условиях становятся свойствами личности, причем переход отношений в черты характера и составляет начальный момент образования любой стороны человеческого характера. Поэтому особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано самое формирование характера.