«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а предостерегают от пути сторонников нововведений (ахлю-ль-бид’а), которые порочат ученых, следующих по пути саляфу-с-солих,
обвиняя их в грубости и строгости».
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал своим оппонентам:
«Вы говорите о необходимости использования мягких слов, хотя вы знаете, что я чаще всего их использую. Но каждая вещь хороша в своём месте. Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) приказали проявлять строгость к человеку, который посягает на Книгу Аллаха и Сунну посланника (мир ему и благословение Аллаха). Нам приказано опровергать то, что они говорят. Нам не приказано обращаться к таким людям тем, что лучше. Всевышний Аллах сказал: "Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими"
[1]. Тот, кто верует, находится на высоте, как сказано в этом аяте Благородного Корана.
Всевышний Аллах говорит: "Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим"
[2]. А также: "Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных. Аллах предписал: "Победу непременно одержим Я и Мои посланники!"
[3]Всевышний Аллах непременно выполнит своё обещание, кем бы ни были эти люди. Также обязательно следует знать, что и разум, и религия запрещают требовать довольства людей по двум причинам. Во-первых, это невозможно! Имам аш-Шафи‘и сказал: "Довольство людей - это цель, которую не достичь, поэтому стремись к тому, что исправит тебя. Придерживайся этого и не беспокой себя чем-либо иным". Во-вторых, нам приказано искать довольства Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: "Но для них было бы лучше угождать Аллаху и Его Посланнику"
[4]. Мы должны бояться только Всевышнего Аллаха и никого, кроме Него. Всевышний Аллах сказал: "Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими"
[5]. А также: "Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня"
[6]. А также: "Меня одного бойтесь"
[7].
Поэтому мы должны бояться Всевышнего Аллаха. Мы должны бояться Его и в отношениях с людьми. Не должны притеснять их ни сердцами, ни органами. Но мы не должны оставлять то, что приказал Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) из-за страха перед людьми. Кто боится Аллаха таким образом, тому уготован хороший конец. ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) написала к Му‘ауийи (да будет доволен Аллах им и его отцом): "Кто ищёт довольства людей, гневя Аллаха, тот получит гнев Аллаха и гнев людей! Кто хвалил его из людей, тот начнет порицать. А кто ищёт довольства Аллаха, даже если это гневит людей, тот получит довольство Аллаха и довольство людей!"
[8] Верующий человек должен стремиться только к тому, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха и избежать Его гнева. Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом!»
[9] Также шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если ты увидишь, как какой-то имам строго отозвался о ком-то или даже сделал ему такфир (обвинил в неверии) за какие-то слова, то это не считается общим постановлением, которое можно применить к каждому, кто сказал такие же слова. Ты можешь применить к нему подобное отношение только тогда, когда в нем собрались условия, из-за которых он заслуживает строгости или даже такфира (обвинения в неверии). Ведь, кто-то может отрицать что-то из явных обрядов Ислама, но при этом он принял Ислам недавно, или жил в стране, где нет знания, в таком случае, он не становится неверующим, пока до него не дойдет пророческий довод. Также, если ты видишь ошибочные слова какого-либо древнего имама, то ему прощается это, так как до него не дошел довод. Но не прощается тому, до кого дошел довод, то, что прощается первому. Поэтому, мы называем нововведенцами тех, до кого дошли хадисы о наказании в могиле, но они отвергли их. Но мы не обвиняем в нововведении ‘Айшу (да будет доволен ею Аллах), которая не знала о том, что мертвые слышат в могилах. Это - важная основа! Задумайся же над ней, так как она несёт пользу»
[10].
==================
اللإصباح
في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح
عبد الله بن صالح العبيلان
‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян
[1] Сура али ‘Имран, аят 139
[2] Сура аль-Мунафикъун, аят 8
[3] Сура аль-Муджадаля, аят 8
[4] Сура ат-Тауба, аят 62
[5] Сура али ‘Имран, аят 175
[6] Сура аль-Маида, аят 44
[7] Сура ан-Нахль, аят 51
[8] См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2311.
[9] См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 3/233.
[10] См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 6/61.