Одним из самых обычных, повседневных родительских действий является похвала ребенка. Мы часто произносим «молодец», «умничка» или что-то навроде «ну вот, видишь, получилось, а ты боялся». В общем, всякий родитель на свой лад своего ребенка. Хвалит за то, что родителю кажется достойным похвалы. Какой опыт сообщает ребенку такое родительское действие? Мне видится, что этот опыт многоаспектен и содержит не только тот воспитательный посыл, который закладывают в него родители. Итак, аспекты получаемого опыта.
1. Родитель хвалит за результат. Ребенок усваивает, что и оценивается только результат. Усилие находится в тени. Максимум, что можно услышать, это « ну вот, постарался и получилось».
2. Ребенок интроецирует и в дальнейшем развивает такое понятие, как «внешний локус контроля». Ибо определяет, достигнут ли результат, взрослый. Кто-то внешний по отношению к ребенку. Может показаться, что я не одобряю этого. Это не так. У ребенка далеко не всегда имеются навыки, позволяющие оценить/заметить достижение результата. Но это не исключает рождение и укоренение такого интроекта, как «только кто-то другой может сказать, достиг ли я результата и похвалить меня».
3. Ребенок интроецирует, что процесс, внутренне усилие не находятся в фокусе внимания воспитателя. Значит, и ему не надо на этом фиксироваться. А ведь это- базисное умение в дальнейшем развитии рефлексии.
4. Усилие совершается внутри и незаметно внешнему наблюдателю. Усилие не вознаграждается родителем, является некоторым обязательным пунктом достижения результата. Внутреннее усилие- само по себе достаточно неприятный процесс, который не только не замечается, но и практически не вознаграждается. Родители не хвалят за усилие, ведь важен только результат.
Такая воспитательная стратегия закладывает психологические основы индивидуализма, консюмеризма, лежит в основе идеологии чрезмерного потребления и низводит внутренний мир индивидуума до функции обслуживания результата.
Поэтому лично я стал вести с ребенком разговоры такого содержания:
- я видел, что сегодня тебе было больно, но ты пытался сдерживаться, чтобы не плакать. Да, у тебя не получилось не плакать, но я видел, как ты стараешься. Егор, а как ты старался, что делал, чтобы не плакать? Мне это очень понравилось, ты в тот момент был сильным.
- Когда я сказал тебе пойти спать, ты отказался, стал плакать и говорить, что не хочешь. Я тебя заставил, но ты быстро успокоился и заснул. Как ты так хорошо справился со слезами? Мне очень понравилось.
В общем, я стараюсь замечать и обсуждать само внутренне усилие. И это дается непросто. Все время хочется сделать по-старому- просто похвалить за результат. Мол, молодец, быстро перестал плакать и уснул. В общем, культура результата пока преобладает. А я хочу развить в сыне культуру усилия.