Теория привязанности Боулби утверждает,что основополагающую роль в развитии некоторых аспектов психики, в дальнейшем ее нормативному развитии,играет качество и степень близости ребенка с основным ухаживающим родителем. В подавляющем большинстве случаев это мать.
Оставляя за пределами этой заметки содержательную сторону теории и степень ее доказательности,хочу поразмышлять о ее социальных последствиях.
Итак, теория Боулби, преломляясь в обыденном сознании,возлагает основную ответственность за гармоничное развитие ребенка на мать. В частности,исследователи,занимавшиеся доказательной базой теории,утверждают,что даже заботливая, внимательная,не депрессивная и эмпатичная мать правильно понимает лишь 50% сигналов ребенка. То есть, теория привязанности фактически утверждает, что установление полноценной и качественной связи невозможно. Одновременно с этим постулируется наличие некоего идеала,где каждое обращение ребенка,когда он в тревоге,плаче,страхе,голоде и т.п. - должно быть принято, распознано и удовлетворено.
Таким образом, налицо значительное расхождение идеала и реальности.
Для дальнейшего рассуждения необходимо привлечь такую часть современного социального контекста,как примат идеологии индивидуализма, который предполагает как личную свободу,так и единоличную ответственность. Соединяясь в конкретном сознании матери,эти две концепции: теория привязанности с ее недостижимостью идеала и индивидуалистическое мировоззрение, порождают устойчивый комплекс вины и единоличной ответственности за благополучие ребёнка.
В своём собственном сознании женщина становится всевластным демиургом,на плечи которого ложится судьба всей личности ребёнка. Что интересно, так это то,что теория Боулби гласит,что качество и характеристики этой связи имеют решающее значение для первых трёх лет жизни ребёнка. Однако же женщины сохраняют такое отношение к детям порой пожизненно.
И совсем уж любопытно смотреть,как все вышеописанное соединяется с тем старым, архаичным,что есть в каждом из нас.
Сила материнского слова, материнского благословения и проклятия имеет безусловно мистическую природу, согласно идеям Леви-Брюля. Сохраняясь в современном рациональном мире в виде неясных ритуалов,примет и страхов, это явление находят новую энергию, трансформируясь в чувство вины и ответственности матери за судьбу и благополучие ребёнка на протяжении всей жизни и в разных аспектах. Соединяясь с теорией привязанности, этот древний мистический комплекс материнской силы,формирует детоцентричный стиль воспитания, где вся психическая целостность и правильность психологического развития возлагается на поведение матери в отношении ребенка в первые три года его жизни.