В пятницу вечером в первый день зимы 2017 года в Омском кинотеатре Слава показывали британский криминальный триллер режиссера Томаса Альфредсона, с Майклом Фассбендером в главной роли, снятый компанией Юниверсал по одноимённому бестселлеру норвежского писателя Ю Несбё.
Когда мы с женой выбирались из кинозала с ведром недоеденного мной карамельного попкорна, я заметил на её лице улыбку.
- Фигня, - сказала она, - я думала там будет страшно, а там… пара расчленёнок и всё.
- Ты хочешь сказать, что я об этом ничего не напишу, - ухмыльнулся я.
Она промолчала и я сменил тему.
Дело в том, что у нас давние… скажем так, нестыковки, потому, что конфликтом это назвать нельзя. Она каждый раз огорчается, если после просмотра фильма, или спектакля обнаруживает в моём блоге на пять страниц осмыслений, в то время, как сама ходит на эти фильмы для того, чтобы побыть со мной наедине, чего ждёт и от меня. А я, оказывается, в это время оказываюсь всей душой на сцене или на экране. Понимаю, что это обидно. Понимаю, но…
А тут ещё один по-настоящему умный человек, мой давний партнёр по бизнесу, буквально с утра в пятницу на совещании покачивая головой улыбался со словами: “Вот Юрий Анатольевич вечно всё усложняет. И, хоть проект придумал и он, но я думаю, что начать нужно с малого и и объективно необходимого, а там уже посмотрим во что это выльется, потому, что никогда не получается в точности так, как задумал.” Нет, ну конечно, он абсолютно прав, если речь идёт о бизнесе, но здесь-то кино… И у меня возникает вопрос. Даже два вопроса.
Какого лешего Юниверсал решил выпустить в прокат фильм по не слишком то кинематографичному произведению вдумчивого норвежского писателя?
И во имя чего режиссеру пришлось создавать эту нудную “фигню” с откровенно слабо акцентированной сюжетной линией?
Короче говоря, я всё же решил поусложнять… Хотите со мной? Тогда посмотрите, пожалуйста, фильм, а уж потом читайте дальше. Или уж, так и быть, прочитайте, но обещайте, что потом уже посмотрите сам фильм. Я сознательно отстраняюсь от основной сюжетной линии и перехожу к эпизодам, на мой взгляд, несущим в этом фильме главную смысловую нагрузку. И, конечно, это всё только мои догадки без какой-либо претензии на доказательность. Просто ещё один взгляд на широко распиаренный фильм.
Но, сначала расскажу анекдот.
На ремонтном участке дороги, засыпанном щебнем и политом битумом сидит лягушка. Медленно, попыхивая черноватым дымком приближается асфальтоукладчик. Лягушка невозмутимо сидит. Асфальтоукладчик не останавливаясь закатывает её в асфальт и едет дальше. Тишина, едкий пар над асфальтом…
Тут, чпок! Лягушка вылупляется из под асфальта и восторженно восклицает:
“Вот это прижал, так прижал! Не то что наши мужики на болоте!”
А теперь о фильме
Жестокий “отец”
Фильм начинается с того, что примерно сорокалетний мужчина с волевым лицом экзаменует двенадцатилетнего подростка по послевоенной истории их родной Норвегии в присутствии его матери. Мальчик, что называется, плавает, запинается и, в итоге, по полной огребаются не только подросток, но и его мать. Потом мальчик видит, как уже в постели между мужчиной и матерью происходит конфликт и мужчина покидает дом с заявлением о том, что это навсегда. Причём, перед самым конфликтом мать отстраненно лежит в очках на спине, а волевой мужчина в нижнем белье рыдает в позе эмбриона. Он уезжает на своём, судя по мигалкам, полицейском… а теперь внимание!..
Нет, понятно, что к матери мальчика мужчина с волевым лицом захаживал, и видимо уже давненько, судя по возрасту мальчика, во время ночных дежурства, но символизм не в этом.
Так вот, уезжает он на автомобиле Фольксваген Гольф второй модели. Я тут посмотрел в Википедии, второй Гольф выпускался с 1983 по 1992 год. А его мать с мальчиком пытаются его догнать на Вольво тех же лет выпуска. И когда мать, сидящая за рулем Вольво осознаёт, что Фольксваген ей уже не догнать, она бросает руль, Машина съезжает на лёд и тонет. Женщина мало того, что даже не пытается себя спасти и уходит вместе с машиной под лед, так ещё и блокирует свою дверь. Поэтому сам то мальчик остаётся в живых, но мать ему спасти не удаётся.
Я сделал во время просмотра “пометку на полях” и стал смотреть дальше.
Хитрые мамочки
Весь фильм разворачивается вокруг одного и того же “сюжета индийского кинематографа”, когда отцы, страдающий бесплодием, или алкоголизмом, что для северных народов, видимо, не редкость, воспитывают детей, рожденных, очевидно, от другого мужчины. Сначала возникает мысль о том, что, вот же не повезло мужикам, а потом о том, что и их жёнам, видимо, тоже.
А потом в сюжете проскальзывает странный эпизод, в котором пожилая женщина, по всей видимости мать, отправляет девушку, по всей видимости свою дочь, в дом врача-гинеколога. Как потом оказывается, этот гинеколог подкладывает девушек под известного бизнесмена, довольно похотливого, но фатально успешного. И возникает мысль о том, что, возможно у северных народов это вообще такая практика регулирования генофонда. Причём не только у азиатских, о чём мы наслышаны от советских геологов, но и у типично европейских.
Оплодотворение и оккупация
Почему мужчина из самого начала фильма так ревностно относится к послевоенной истории своей Норвегии? Он же не учитель, не историк. Он полицейский. Значит здесь что-то личное. Может быть, это намёк на то, что и его мама поступила по северному обычаю и мужчина в одной постели с аналогичной мамочкой с болью в сердце предполагает, кто может оказаться его настоящим отцом?..
Собирается и уходит “навсегда” он в тот момент, когда мать мальчика заявляет ему, что собирается всем рассказать, что мальчик - его сын. Всем, включая его жену. Налицо классическая женская двухходовка, когда любовница сливает жене инфу об измене, с тем, чтобы на волне супружеского конфликта впоследствии целиком им завладеть. Но мужчина не лыком шит. Он видит комбинацию на ход вперёд, собирается и уходит. Семья ему, надо полагать, дорога, и он готов преодолеть конфликт не говоря уже об отказе от удовольствий во время дежурства. Женщина в очках, мать мальчика, понимает свою оплошность и бросается в погоню, но Фольксваген…
Да, детище германского автопрома едет быстрее. Вольво фатально не может его догнать. И, я думаю, что это символ, тем более что реальная марка скандинавских автопроизводителей в последнем году прошлого века легла под американскую корпорацию Форд, а спустя десять лет ушла уже и от Форда и прыгнула в постель к китайскому концерну Джелли. Ну, что тут поделаешь, традиция… А Германию, чёрт возьми, не догнать ну никак. Ни Швеции, ни Финляндии, ни Норвегии, потому что, как видимо считают тамошние женщины, мужики там не те. То ли дело немцы!
Но почему так переживает мужчина с волевым лицом? Давайте подумаем. Ему лет сорок, или сорок пять. Судя по модели его служебного автомобиля и возрасту, его рождение приходилось на период немецкой оккупации. Лучшие представители местного населения, легендарные полицейские, крутые сыщики показаны в фильме алкоголиками, и типами довольно аморальными. Людьми, которые семьёй не дорожат и детьми мало интересуются. Эгоистами, не особо то волевыми, ранимыми, легко соглашающимися на медикаментозную психокоррекцию в лучшем случае водкой.
И возникает вопрос, кто был отцом того волевого и жёсткого полицейского из первого эпизода фильма? Вопрос то не праздный, поскольку судя по повадкам норвежских мамочек, в их глазах офицер вермахта должен в сравнении с местной алкажнёй быть как асфальтоукладчик для лягушки. Да, есть такой анекдот, как и анекдот про курицу, убегающую от трактора со сладким предвкушением: “вот оттопчет, так оттопчет”. Не подумайте, я вовсе не женоненавистник. Скорее даже наоборот. И я ничуть не хочу унизить норвежских мамочек. Что делать, раз уж такая традиция. Кстати, есть об этом и российский фильм, о женских персонажах которого переводчик Пучков цинично отозвался: “Что, не могли отсосать?” с той только разницей, что наши деды, в отличие от норвежских, в той войне победили.
Боль норвежского писателя
Я думаю, что эта боль, которая подтекстом проходит через весь фильм, во многом противоположна нашей с вами. Это нам стыдно смотреть в
“глаза молодых солдат”, которые
“с фотографий увядших глядят”.
Нам стыдно за себя, за то,что мы оказались недостойны памяти личного состава Бессмертного полка. Норвежскому писателю наоборот больно за предков. И он в итоге перекладывают вину с матерей, которые просто следовали северной традиции, на отцов. И он надеется, что пройдя через потрясения, подобные тем, какие выпали на долю главного героя фильма - современного полицейского из Осло, мужчины Норвегии, Скандинавии ещё себя покажут… пусть хоть на той же зимней олимпиаде. А там, глядишь, Вольво догонит и переносит Фольксваген… нет? Ну, может быть, тогда Сааб?..
Хотя, конечно, смотрю я на этот фильм, скорее всего, со своей колокольни, и воспринимаю через свои светофильтры. И я готов был бы согласиться с женой, что фильм фигня, если бы не самое начало фильма с экзаменом по истории. Ну, что нельзя было продемонстрировать жестокость во время экзамена по… правилам дорожного движения, что ли… Но если мои догадки верны, фильм не фигня, а боль писателя-патриота, обвиняющего отцов. О тех, на кого намекают в фильме в качестве примера для подражания - дальше.
Резон кинокомпании
Конечно, мне интересно, окупятся ли вложения. Судя по всему, бюджет фильма не очень то и велик, так что вполне возможно. Но для того, чтобы узнать, почему кинокомпания твёрдо решила экранизировать именно этот из множества романов писателя, читать их все я не собираюсь. Я только выскажу предположение.
И то, что я скажу сейчас, конечно, скорее всего следует отнести на счёт моего “профессионального смещения сознания”, но, тем не менее, я хочу знать, какие цели преследует в этом фильме пропагандистское подразделение НАТО, которым является американский кинематограф?
Не хочется произносить этого затертого словосочетания, “героизация фашизма”, но как иначе понять оправдание, выписанное в фильме норвежским мамочкам? Ну да, не о фашизме как таковом речь, а о крутых немецких мужчинах-оккупантах, последних мужественных мужчинах, которые приходили на скандинавскую землю и от которых местным женщинам по древней северной традиции полагалось заводить детей. А, поскольку те мужчины, которые на поверку оказались тогда ещё более мужественными, я имею в виду солдат Красной Армии - это “азиатские дикари” и далее все эпитеты натовской пропаганды, то мечты об офицерах вермахта - это то единственное, что может будоражить воображение прекрасной половины Норвегии… И это вполне может подхватить и поднять на знамя натовский пропагандист из Юниверсал. Вкрадчиво так, ненавязчиво, на уровне бессознательного.
Наверное, я всё это надумал и ничего такого в помине в головах у продюсеров не было, но вот, честное слово, как ни отвернусь от текста, всё время перед глазами встаёт одновременно комичный и зловещий, чем то напоминающий “Тигр” без башни, защитного грязно-зелёного цвета, с крестом на боку, брутально-анимешный асфальтоукладчик… и норвежская, зелёная такая, в пупырышку… ни в чём не виноватая… лягушка.
Мораль
Я думаю, главный герой тактически прав в том, что с отцов нельзя снимать вину за то, что их жёны хотят иметь детей от других мужчин. Будешь героем, или успешным бизнесменом - и к тебе очередь выстроится, как в фильме. Но стратегически что-то не так и в женщинах, считающих себя вправе выбирать биологических отцов своих детей безотносительно к брачным узам. Ведь это, по сути, матриархат, а во время прямого столкновения матриархальные общества обречены на поражение от патриархальных. Мы все - потомки патриархальных народов. Матриархат остался только в труднодоступных районах, куда ушли матриархальные племена спасаясь от преследования патриархальных.
Я понимаю, что уж кому, кому, но только не мне говорить здесь о морали, но чисто функционально мораль - это правила выживания общества во враждебной среде. О тех народах, кто не выработал мораль и традиции знают только археологи. И если отношения между мужчинами и женщинами в обществе не регулирует единая мораль, то общество такое обречено на поражение от того, в котором мораль всё жёстко регулирует. На мой взгляд, это очевидно, как очевидно и то, что копировать мораль нужно с победителей, а не с народов, которые не смогли ничего противопоставить внешней агрессии.
Хоть фильм, скорее всего, не столько разговор со зрителем о морали, сколько просто не совсем удачная попытка втиснуть сочный объёмный детектив в двухчасовой кинематографический формат.