Последний тоталитаризм 2. Вся власть - педсоветам!

Feb 18, 2016 01:46

Угрозы и власть

Общественное сознание расставляет приоритеты легитимности права специализированных групп на управление, то есть власть,  в зависимости от осознания характера угроз.

Приведу простой пример. Власть реаниматолога в ситуации клинической смерти пациента безгранична. Пациент может быть миллиардером, президентом, или первосвященником, но, поскольку угроза его смерти осознанна его командой как первостепенная угроза всей команде, то врач получает в своё распоряжение все ресурсы команды... до момента оживления пациента. Затем всё возвращается на круги своя. С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся и в других случаях, как оперативных, так и стратегических.

И, естественно, если, как в случае с реаниматологом, процедура передачи и возврата власти не была отработана на протяжении веков, могли бы возникнуть случаи взаимного недопонимания. Медик, получивший власть на время реанимации, скорее всего, не подумает о том, чтобы сделать своё привилегированное положение постоянным. А представители военного сословия, почему-то, подумали именно об этом и своё власть имущее положение "застолбили". Интересно, почему? Видимо, угроза насильственной смерти всегда была более наглядной, чем смерть от болезни. Поэтому, "человека с ружьём" боялись и терпели, а знахаря... целителя, врача... уважали как-то иначе...


Мы не будем пока вспоминать египетских жрецов, чтобы не уходить далеко от практической темы. Просто констатируем факт. Угроза, осознанная обществом, даёт возможность группе "специалистов", способных с этой угрозой справиться, получить власть. Зачастую, как в случае с военными, та же группа может эту угрозу и создать. Очевидно, что возможности создать угрозы, у той, или иной группы "специалистов" были и раньше, но сейчас неизмеримо возросли. И в этой связи я не случайно привёл в качестве примера проблему медицинского характера. Эпидемиологические, сейсмические, метеорологические и другие угрозы "казней египетских", возможно, потому и запрещены международными конвенциями, чтобы группы "специалистов", способных создавать такие угрозы, а затем успешно их устранять, не смогли получить возможности вполне легитимного захвата власти. Возможно... Впрочем, всё это приводится лишь в качестве иллюстрации технологии легитимизации власти.

Совсем смехотворной кажется угроза остаться без финских сапог, югославской мебели и немецкого радиоприёмника, но даже она, будучи осознана обществом в качестве первостепенной, позволила буржуазии прийти к власти в социалистической стране. Это, в частности, говорит о том, что политическая грамотность и кругозор позволяют народу избежать подобных деструктивных манипуляций сознанием и правильно ранжировать угрозы по степени их деструктивности. А вот нужна ли эта грамотность и кругозор группе, захватившей власть, это ещё большой вопрос.

Естественное возникновение тоталитаризма

Теперь давайте с этих позиций попробуем охарактеризовать современную нам реальность. При этом необходимо отдавать себе отчёт в том, что, даже говоря об истории, мы всё равно в конечном итоге говорим о современности. И даже обсуждая исторические факты, мы разглядываем их через призму не просто современности, а отражения современности в нашем восприятии. Поэтому, пусть, при желании, историки займутся доказательствами, а наше дело сейчас сформулировать историософскую гипотезу.
Итак, осознание членами общества некоей угрозы служит причиной передачи власти. С углублением специализации видов деятельности в качестве первостепенной начинает осознаваться угроза выпадения из системы жизнеобеспечения.

Пути преодоления этой угрозы могут быть найдены как "снизу", так и "сверху". Снизу возникает община, а сверху возникает элита, берущая на себя функции управления, которые дают ей возможности назначать себе привилегии. Признанное обществом, пусть и не всегда и не в полной мере добровольно, право на управление и есть власть.

На момент начала стремительного углубления специализации у людей уже существовали сообщества, возникшие в целях рождения и воспитания потомства - род и племя. Их устройство корнями уходит вглубь тысячелетий и буквально впаяно в человеческое существо на генетическом уровне. На базе родоплеменных, а так же семейных отношений и возникает община. Она же, в свою очередь, служит отправной точкой на пути формирования гражданского общества.

По всей видимости, первыми, кто предложил решение «сверху»  и получил право на управление обществом, были специализированные группы, помогающие, так или иначе, противостоять угрозе смерти. Как насильственной, так и естественной, то есть военное сословие и духовенство. Затем, говоря современным языком, гипертрофированная «служба тыла» разрастаясь в аппарат чиновников, в итоге выделилось в отдельную специализированную административную группу.

Все вышеперечисленные элитные группы долгое время выполняли функции управления в обществе, где наряду с ярко выраженной специализацией сохранялся ещё запас автономности жизнеобеспечения у семьи и общины. Но реалии военного противостояния на протяжении последних нескольких сотен лет стали требовать углубления специализации деятельности в такой мере, как никогда ранее. Разделение труда в процессе фабричного производства позволило организовать снабжение армий качественно новыми видами вооружений, но привело к полному разрушению общины. Такое положение в обществе потребовало иного уровня управления атомизированными трудящихся массами. Так на арену истории вышла новая элитная группа - буржуазия.

Таким образом, устройство современных развитых государственных сообществ людей представляет собой сплав религиозно-идеологического, администратино-чиновничьего и финансово-рыночного тоталитаризмов. Любые взаимные обвинения представителей каждой из трёх вышеперечисленных элитных групп в тоталитаризме смехотворны. Вглядываясь в картинку, можно найти в ней схематическое изображение и "тёмного средневековья", и "позднесоветской действительности", и "общества потребления, и "общества театра", и "рыцарских орденов", и всего, чего угодно - любых тоталитарных обществ. Такими обществами, собственно, и оказывались все государственные общности последнего тысячелетия, за исключением, разве что, коротких постреволюционных периодов свободы и социального творчества народных масс.

Альтернатива тоталитаризму

Единственной альтернативой тоталитаризму остаётся на сегодняшний день архаичный уклад с автономным жизнеобеспечением. Такая альтернатива тоже никого, кроме престарелых дачников, не вдохновляет. Однако, в архаичном укладе есть много такого, чего лишила нас специализация, но по чему душа, подчас, полуосознанно тоскует. Попробуем перечислить.

1. Воспитание детей в большой семье и в коллективе сверстников, а также детей других возрастов, сестёр, братьев, родственников, соседей... и чужаков. В такой среде сама собой выстраивается первичная социализация.
2. Непосредственное восприятие причинно-следственной связи между трудом и жизнеобеспечением. Устраняется свойственное модерну отчуждение. То есть, по-простому, в прямом смысле, "что посеешь, то и пожнёшь".
3. Рост и взросление детей в естественной среде. Естественной в том смысле, что именно в ней формировался человек, как представитель земной фауны со всей своей психофизиологией. Лес, поле, река, степь, пустыня, змеи, грибы, ягоды... в том числе и ядовитые, звери и птицы, в том числе и хищные... всё это наглядным образом учит ранжировать простые и очевидные угрозы, что создаёт основу для адекватного восприятия информации об угрозах уже сложных.
4. То, что семейная пара большую часть времени бодрствования находится и трудится вместе, также подключает психофизиологию первичной социализации, которая атрофируется в современном обществе. По-простому, когда деться некуда, приходится находить компромиссы.
5. Пожилые люди не просто находятся "на обеспечении", оставляющего желать много лучшего, а участвуют в воспитании внуков и правнуков, но и не только. Сам факт присутствия рядом пожилых людей готовит взрослых к переходу к старости, заставляет их заранее готовиться и перестраиваться. Эта подготовка, в том числе, заключается и в правильном воспитании следующего поколения - своего рода естественной и самой надёжной "пенсии".
Это - только для примера то немногое, что лежит прямо на поверхности и видно новорождённым взглядом.

И, согласитесь, возникает искушение вернуться "назад к деревьям", чтобы "жить счастливо" и в обнимку с любимой в окружении детей под треск дров в камине, как в стародавние времена, когда не было электричества, по вечерам "смотреть телевизор при свечах".

Это искушение - примитивная ловушка тоталитаризма для тех, кто не принимает его жёстких рамок. Чтобы избежать её и победить тоталитаризм, нужна диалектика...

Бонусы тоталитарного периода истории

Жившие в архаичном укладе люди, как и пролетариат эпохи классического капитализма, напоминали городских воробьёв, которые постоянно ищут и клюют букашек, червячков, зёрнышки и постоянно заняты только этим. Как не посмотришь, всё клюют и клюют...

При современном уровне развития технологий как, по-вашему, сколько времени нужно потратить человеку для того, чтобы обеспечить свою семью действительно всем необходимым?.. То есть:
- продуктами питания, отвечающим самым высоким требованиям передовых стандартов
- сверхдолговечной одеждой и обувью
- практически вечным жильём с безотказной инфраструктурой
- практически вечными транспортными средствами
- безотказными и высокопроизводительными средствами коммуникации
- энергией...
Список можно продолжить. Но, как уже, надеюсь, стало заметно, этот список выглядит не совсем привычно. Все позиции в этим списке выполняют необходимые человеку функции без учёта рыночного механизма регулирования. Автомобиль в этом списке является транспортным средством для перевозки грузов, или пассажиров, а не прежде всего товаром. Такой автомобиль не нужно будет менять практически сразу после погашения кредита на его покупку, а можно будет использовать десятилетиями. Здорово было бы, правда?.. Но при таком подходе рухнет вся система производства недолговечных вещей и принуждения к их покупкам. Хорошо, а если мы всё-таки не будем тревожиться из-за вероятного краха рыночного тоталитаризма. Так какова доля  рабочего времени, необходимого людям для того, чтобы обеспечить всех членов общества всем необходимым по отношению ко времени бодрствования, в мире, победившем рыночный тоталитаризм?

По различным оценкам эта доля составляет от 7 до 18%. То есть 24 - 6 = 18. 18% от 18 часов составляет примерно 3,5 (три с половиной) часа.

Считается, что рыночный регулятор основан на законе стоимости, в котором стоимость товара равна сумме стоимости рабочего времени, затраченного на его производство. Но, с одной стороны, научно-технический прогресс поднял производительность труда в десятки раз и теоретически может поднять её до бесконечности при тотальной роботизации. А с другой стороны, сейчас время, затраченное рабочими, так или иначе занятыми в торговле, на принуждение покупателя к покупке определяет конечную стоимость товара уже в большей степени, чем затраты на производство. Представляете, сколько времени и сил можно высвободить, если удастся заменить систему рыночного тоталитаризма на более прогрессивную!

Но в современной, как, впрочем, и в любой тоталитарной системе, где во главу угла всегда ставится только вопрос о власти, из этого абсурда находят два варианта выхода, применяя их поочередно. На современном этапе тоталитарная рыночная система заставляет людей продолжать всё время "клевать", производя и продавая огромное количество ненужных, или недолговечных вещей, а в перспективе планирует приступить к сокращению популяции рабочих, живущих в центре цивилизованного тоталитарного мира. Что касается периферии, то тоталитарная система всеми силами старается отбросить народы, её населяющих, в нецивилизованную архаику.

Почему бы не использовать потенциально свободное время для научной и творческой деятельности? Как бы не так! Если главная задача - не развитие, а сохранение привилегий, которые даёт власть, то творческие интеллектуалы могут представлять угрозу. Особенно если такими полноценно образованными людьми станут все поголовно. Поголовно! Это особенно важно, потому, что минимальное количество узкоспециализированных творческих интеллектуалов тоталитарная рыночная система ещё может ассимилировать.

Но, не смотря на весь абсурд современного состояния рыночной системы, она позволила в последнюю четверть века в целях изготовления такого условно-нелетального оружия, как социальные коммуникативные сети и сети деструктивной пропаганды и агитации, создать технологии, которые могут быть использованы во благо.

1.Системы современной телекоммуникации и параллельной реальности позволяют создавать среду дистанционного обучения.
2. Эти же системы позволят осваивать военную технику, интерфейс которой уже скоро будет практически неотличим от реальных систем управления боевыми машинами.
3. При отказе от тоталитарных методов принуждения к покупкам государственная стандартизация и общественный контроль позволят создать более эффективную систему распределения благ. В частности, свести к минимуму затраты времени на приобретение продуктов питания, моющих средств, средств личной гигиены и других предметов и расходного сырья первой необходимости, а также снизить на них цену, пока такая категория, как цена, ещё будет актуальна.
4. Если системы производства предметов любого размера в ближайшее время достигнут уровня цифровой печати изображений, то производство больших серий однотипных предметов уступит место универсальным производственным комплексам, способным в конкретном месте произвести любое изделие по цифровым чертежам. Это во многом позволит решить проблему доставки большого ассортимента предметов в труднодоступные места. Доставке будет подлежать только позиции стандартного набора сырья.
5.  Современные технологии позволяют создавать автоматизированные портативные системы жизнеобеспечения жилья, коэффициент полезного действия которых при использовании газообразных и жидких энергоносителей не ниже, чем аналогичные системы масштабов крупного населённого пункта.

Все эти достижения дают возможность, в случае отказа от рыночного тоталитаризма, отказаться и от концентрации людей в мегаполисах. Они позволят более равномерно распределить население и нагрузку на природную среду, не снижая уровня развития людей в удалённых и труднодоступных местах. И, самое главное, они предоставляют возможности автономного жизнеобеспечения групп населения от десятков тысяч, до нескольких сотен людей и, буквально, вплоть до отдельных семей. То есть, подчёркиваю - практически полностью автономного жизнеобеспечения без какого бы то ни было отрыва от культуры, информации и, следовательно, без снижения уровня развития.

То есть, длительный исторический период тоталитаризма уже сейчас создал условия для перехода общества в новое качество автономного гармоничного неспециализированного уклада на новом витке диалектической спирали. Но сложность свершения этого долгожданного перехода заключается не только в неизбежном сопротивлении тоталитаризма, но и в недостаточной подготовке к такому переходу широких масс. Как преодолеть эту неподготовленность? Как наверстать разрыв между техническим и гуманитарным уровнями развития широких масс?

Последний тоталитаризм

Думаю, для этого потребуется последний тоталитарный рывок, последний комплекс реформ, который возможен только в том случае, если общество осознанно передаст всю полноту власти специализированной группе, способной резко повысить уровень развития масс - учителям и преподавателям. Пора отчётливо, уверенно и без лишнего пафоса сказать:
Вся власть - учителям.
Даёшь диктатуру преподавателей.

О том, каким видится структура общества последнего образовательного тоталитаризма - в следующей статье.

Previous post Next post
Up