Начнём с простого.
Почему молодые люди, убивающие ходовку своих авто на безобразном дорожным покрытии, бесцельно тратят своё время в ночных клубах и просто по дворам, а не строят и не ремонтируют дороги и улицы?
Почему, при наличии у этих молодых людей огромного количества абсолютно свободного времени, региону для дорожных работ нужен какой-то "бюджет"?
Почему люди, которые знают, как этих людей организовать для созидательного труда, не хотят этого делать?
И, наконец, почему все боятся задавать эти вопросы и обсуждать проблему в таком ключе?
Тоталитарный культ рынка
Ответ один. Действует жёсткий запрет глобального тоталитарного культа, подавляющего человеческую волю к созидательному труду, да и человечность, как таковую - культ рынка. Запреты этого культа стоит камнями преткновения на прямом пути между человеческой волей и созидательным трудом и загоняет людей в порочный круг товарно-денежных отношений.
Нужно ли нам знать, каким образом современный человек может вырваться из этого порочного круга, как противостоять супертоталитарному принуждению к покупкам, как отменить превращение человека разумного в человека рыночного и при этом не скатиться в архаику, в варварство и дикость? Важно ли нам это?
Отдаём ли мы себе отчёт в том, что сейчас мы почти непрерывно поклоняемся божествам и духам рынка, то есть, мамоне, и весь бытийный уклад современного человека регулируется почти исключительно этим культом? То есть этой системой идей, или концепцией.
Сразу скажу, что ничего предосудительного в том, что система идей регулирует бытие, нет. Так было всегда, но если культ превращает бытие в абсурд, как в случае с дорогами, то нужно что-то с этим культом делать. И сначала, хотя бы, нужно попытаться ситуацию осмыслить. Вот и давайте попробуем.
Архаичный уклад и специализация деятельности
В архаичном укладе каждые семья, род, а также племя могли обеспечить себя всем необходимым практически полностью автономно. Естественно, тот, у кого лучше получалось лечить, учить, воевать, или мастерить, пользовались большим уважением, но специализация не становилась единственным способом обеспечения семьи всем необходимым. У деревенского кузнеца тоже был огород и участок пашни.
Но специализация отдельных людей усиливала сообщество в целом. Это и понятно. В любом виде деятельности, если заниматься им не отвлекаясь на всё остальное, можно достичь мастерства. Попробуйте поставить себя на место архаичного человека и оценить, насколько важно было мастерство отдельных соплеменников, воинов, в противостоянии другим племенами, претендующим на твои сельскохозяйственные, или охотничьи угодья. А воину нужны тренировки. И нужно оружие. И племя заинтересовано в том, чтобы оружие было лучшим, а тренировки максимально интенсивными. Проблем издержек, которые связаны с такой военной специализацией, мы коснёмся позже. Во всяком случае, те народы, потомки которых сейчас населяют планету, смогли их преодолеть.
Но военное дело - не единственный вид деятельности, претерпевший специализацию. К ним можно отнести также медицину, ремесло, абстрактную интеллектуальную деятельность, образование, торговлю и многие другие. Специализация усложняет общество и одновременно увеличивает как его возможности во внешней среде, так и угрозы внутренних издержек. Так, например, военное сословие зачастую подминает под себя соплеменников, легализует своё право на земли племени и так далее. Для общества это в чём-то сродни тому, как при установке газового оборудования на автомобиль мы одновременно получаем и экономическую выгоду и угрозу взлететь на воздух.
Сложное общество с высоким уровнем специализации деятельности требует как более высокого уровня управления так и его всеохватности, поскольку высокоспециализированные индивиды и группы в современном обществе гораздо более взаимозависимы, по сравнению с условиями архаичного уклада.
Тоталитаризм, как следствие специализации
Один из способов диспетчеризации в таком обществе - классический тоталитаризм власти, или управления. Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека.
Но управление, или выполнение управленческим сословием администрирования - это лишь один из видов специализированной деятельности, способный по совместительству взять на себя диспетчерские функции. В частности, даже в ряде современных обществ, или макросоциальных субъектов диспетчерскую функцию выполняло и выполняет духовенство.
И, поверьте, на базе практически любого из вышеперечисленных видов деятельности можно развернуть глобальное тоталитарной общество. Инструментом медицины может стать время оставшейся индивидуальной биологической жизни. Инструментом деятельности по производству зрелищ может стать виртуальная реальность. И так далее. Оставим разработку конкретики фантастам. Нам же важно понять, приемлема ли для нас вероятная периодическая мутация тоталитаризма в течение всего обозримого будущего, или нам нужно нечто большее.
Сейчас же мы живём в рамках рыночного тоталитаризма, который используя свои, альтернативные административным, методы диспетчеризации, регулирует все без исключения сферы жизни общества... ну, или почти все. Таким образом, тоталитаризм или всеохватность, в своей теократической, идеократической, административной, или рыночной ипостаси неотменяем в силу преимуществ, которые обществу даёт специализация видов деятельности. Преимуществ, которые позволяют мириться, в частности, с тоталитаризмом современности.
Диалектика специализации и тоталитаризма
Теперь давайте попробуем применить диалектический подход к феномену специализации. Этот феномен, наряду с такими издержками, как усиление взаимозависимости индивидов и являющийся её следствием тоталитаризмом, дал человеку огромные производительные и коммуникативные возможности, которые, очевидно, переросли тесные рамки тоталитарного уклада. Значит то состояние, в которое может перейти общество, должно быть аналогом архаичного уклада на новом витке диалектический спирали.
Этот переход предвосхитили марксисты. И утверждение о том, что советский проект был фальстартом, скорее всего будет ошибкой. Дело в том, что для преодоления специализации в рамках нового уклада, одного только технологического прогресса недостаточно. А вот причина отставания гуманитарного прогресса на современном историческом этапе, на мой взгляд, уникальна.
Палки в колёса прогресса
Дело в том, что макросоциальные группы, заинтересованные в сохранении современных тоталитарных режимов, как теократических и административных, так и рыночных, сами прекрасно осознают диалектику глобального социального развития человечества но сдаваться не собираются. Они создают и реализуют различные антигуманистические проекты глобального регресса, параллельно вставляя палки в колёса гуманитарного прогресса человечества. Самый раскрученный западным кинематографом проект заключается а сохранении высокоспециализированного тоталитаризма для элиты и сталкивнии остальных в исходную точку спирали - в предцивилизованную архаику.
Последний тоталитаризм
В условиях глубоко простроенного противодействия глобальной тоталитарной среды, естественный качественный переход из царства тоталитарной необходимости в царство свободы представляется маловероятным. Поэтому в качестве подготовительного периода для предстоящего качественного перехода необходим последний тоталитаризм, построенный на основе образовательной деятельности. Короткий исторический период, в котором учителям и преподавателям будет передана вся полнота власти вместе с ответственностью за судьбу общества, позволит достроить пазл нового человека и уже с этим человеческим материалом совершить качественный переход к новому свободному обществу.
Заманчиво, правда?.. Но, может быть, где-то допущена ошибка? Может быть, выбрана неверная система координат? Научный подход требует от нас детального критического обсуждения предложенной гипотезы. Этим мы и займётся в следующей статье.