Архыз, июль 2022 года.

Aug 08, 2022 17:56

Описание, длина, перепады и карты всех треков есть в руководстве на сайте Спорт-Марафон, а я расскажу о своих впечатлениях о пройдённых маршрутах. Длины и перепады маршрутов взяты из моих записей Стравы, поэтому они могут не совпадать с указанными по ссылке. В остальном же очень рекомендую это руководство, описания и оценки сложности точны, а маршрутное время адекватно группе, средней по силе.

1. Водопад Чигордали - 17 км, 480 метров набора высоты.

Из посёлка простой трек почти без перепада, кроме подъёма собственно к водопаду. Отлично подходит для первого дня и похода с детьми любого возраста (к водопаду карабкаться и необязательно). Начинается за мостом через Зеленчук, на входе необходимо оплатить пребывание в заповеднике (200 рублей с человека в июле 2022 года). Очень красивая долина.

В середине пути тропа прерывается скалой, можно обойти по скале вдоль воды, там тропинка:

А можно по тропе, начинающейся в 20 метрах до скалы, вскарабкаться на 30 метров наверх и обойти поверху. В качестве бонуса - красивые виды долины сверху:

После поворота налево вдоль ручья уклон тропы возрастает, последние несколько сот метров довольно круто:

Под водопадом есть небольшая полочка, можно отдохнуть и перекусить. Сам водопад весьма живописен:

2. Озера балки Орлёнок - 15 км, 840 метров набора высоты.

Маршрут с отличными видами. К старту надо доехать до конца поляны Таулу, до моста через реку София, доедет любая легковушка (мы начинали от основной дороги между поселком и горнолыжным курортом, а закончили на поляне София, поэтому маршрут вышел длиннее на несколько километров). Маршрут средний по сложности, есть крутые подъёмы, но дети осиливают. Обязательно в конце дойти до второго озера и искупаться в нём :)

Начало маршрута, внизу кемпинг на берегу реки:

Первую половину пути тропа идёт через лес. На карте есть параллельная тропе дорога (даже две), выбирайте тропу. Она не очень крутая, находится в тени и, несмотря на постоянный подъём, вполне комфортна:

А по дороге пусть поднимаются "дурики на эндуриках", есть тут такое местное развлечение. Хорошо, что далеко они обычно не заезжают:

После окончания леса тропа выходит на поляну, открывается вид на водопад на ручье Орлёнок, он вытекает как раз из финишного озера:

Вид в обратную сторону:

Поднимаемся по серпантину, обратные виды с каждым метром всё лучше и лучше:

Нижнее озеро Орлёнок:

Стоит пройти еще метров 200 до второго, "тайного" озера. В нём каменистое дно, прозрачная вода, рекомендую искупаться, если не боитесь ледяной воды:

Поднимаюсь еще выше:

Бычки и коровы на самовыпасе, я такое уже наблюдал год назад в Приэльбрусье (большое фото):

Тигровый окрас, раньше не встречал:

Вид с вершины обрыва, ниже водопад с одной из предыдущих фотографий:

3. Аланская тропа на г/л курорте Архыз - 9 км, 220 метров набора высоты (ТРЕК).

Это единственный маршрут, на который нет описаний в руководстве в самом начале, а самой тропы нет на картах OSM и Яндекс (на июль 2022 года), поэтому прикладываю трек. Маршрут очень простой и видовой, подъемов мало и они локальны, в основном спускается вниз. На всём протяжении отличная дорога с лавочками через каждые несколько сот метров. Сначала необходимо на маршрутке или такси добраться до поляны Романтик (это и есть г/л курорт Архыз) и подняться на подъёмнике "Млечный путь" (летом работает только он):

Альтернативным способом забраться наверх является эко-тропа справа от подъёмника. Получится много спортивнее и можно сэкономить на билете.

Маршрут уходит вверх и налево, вообще дорога вдоль склона хорошо видна от верхней станции подъемника. Противоположный склон долины с лыжными трассами:

Где-то здесь начинается подъем на перевал Федосеева. Это тоже известный маршрут с красивым видам с перевала, но мы по нему в этот раз не ходили. Вид вверх по долине:

Пасутся бараны и овцы, мы их часто встречали в эту поездку наряду с коровами. От барашка мяса получается немного, зато он может пастись где угодно и не требует никакого ухода:

Тропа поворачивает на спуск:

Вид вниз по долине:

Встретили табун лошадей, тоже на самовыпасе:

Заканчивается маршрут на Лунной поляне в километре от начала подъёмника, на котором мы поднимались. Можно вернуться обратно по "променаду" вдоль дороги, а можно вызвать такси прямо сюда.

4. Скала Карча-Тёбе - 5 км и 200 метров набора высоты.

Самый короткий и простой маршрут из посёлка, вся прогулка занимает 1,5-2 часа. Можно прогуляться вечером или утром, если на большее нет времени. Я так и сходил туда, в качестве заминки после простого предыдущего трека по Аланской тропе. С вершины скалы открывается отличный вид на посёлок (большое фото):

5. Баритовый водопад и хребет Абишира-Ахуба - 22 км и 1740 метров набора высоты.

Данный маршрут можно разделить на две части - до Баритового водопада, и его продолжение до хребта с восхождением на пики Пионеров и Джамараклитебе. Первая часть относительно несложная:

Местами подъём становится круче, но особых ужасов нет. Виды на посёлок открываются уже с небольшой высоты:

Частично тропа идёт через лес:

Вид на хребет:

Водопад интересный, струя вылетает сверху с явным отрывом:

Можно вскарабкаться чуть выше, тропа есть как непосредственно вдоль водопада, так и немного в обход:

Так как в тот день я гулял один, то отправился дальше. Как всегда в горах чем выше, тем лучше виды:

Сегодняшний маршрут сильно сложнее прочих, но повернуть назад можно в любой момент (в мои планы разворачиваться не входило). Уже почти на хребте, впереди Баритовый перевал и пик Пионеров:

Вид в другую сторону:

Погода в тот день была очень неустойчивая. С утра лил дождь, потом он периодически начинался снова. На хребте меня застиг очередной его залп вкупе с сильным ветром. Но рододендронам, похоже, такая погода нипочём (ниже они уже отцвели, но здесь явно холоднее):

На перевале Архыз лежит снег. Вернее на самом перевале он уже сошел, тропа чистая, но ниже осталось несколько снежников:

Вид с пика Пионеров (3073 м.) на (слева направо) Агурское плато, пик Джумарыклы-Тёбе, Баритовый перевал и хребет Абишира-Ахуба (большое фото):

Посёлок внизу (большое фото):

На спуске попадаю в облако, хорошо, что тропа отлично, даже чрезмерно маркирована, краски не пожалели:

В небе тогда творилась какая-то фантасмагория, погодный фронт, шедший от моря (до него отсюда чуть больше 60 км по прямой) целый день силился перевалить через главный Кавказский хребет, и время от времени переваливал, принося очередной заряд дождя и ветра (большое фото):

По хребту иду обратно и к пику Джамараклитебе, с северной стороны хребта озёра, дающие начало истокам реки Кяфар:

Вид с пика Джамараклитебе (2937 м.), слева в тучке пик Пионеров:

Решаю обратно спуститься с пика с другой стороны, на карте есть тропа. Дохожу до перевала Кяфарский малый, еще одно озеро с северной стороны и море облаков:

На спуске снова встречаю старых знакомых, прохожу прямо через отару, они тут совершенно самостоятельны, даже собак нет:

И напоследок лошади:

6. Софийские водопады - 9 км и 730 метров набора высоты.

Самый красивый маршрут из того, куда мы ходили. Так же плюсом является то, что он кольцевой, мне гораздо приятнее пройти весь путь по разным тропам, чем ходить туда-обратно. Сложность средняя, маршрут проходим с детьми. На тропе есть броды, рекомендуются ботинки или не бояться промочить кроссовки. К началу маршрута необходима заброска на внедорожнике, путь от посёлка занимает целый час. Так как машина ждёт к назначенному часу, стоит заложить на маршрут побольше времени (6-7 часов в зависимости от сил группы). Лучше лишнее время посидеть у водопадов (от последнего водопада идти вниз минут 30-40) или даже на финише, там есть кафе, да и вообще поляна довольно приятная.

Как я уже написал, маршрут кольцевой. Сначала он идёт наверх по одному борту долины реки София (названа в честь столицы Болгарии, так как в районе есть горы София, Пловдив и Велинград), а после перевала Софийское седло спускается с другой стороны вдоль водопадов. Водопады видны почти с самого старта маршрута:

Поначалу подъем довольно крутой, необходимо забраться на гребень:

Чем дальше, тем больше открываются виды на водопады и питающий их ледник с другой стороны долины:

Вид вниз по хребту, здесь тропа уже не настолько крутая:

Вид с перевала Софийское седло в долину реки Кизгыч (в нижней её части мы гуляли в первый день к водопаду Чигордали). В этой части она закрыта для посещения, там разводят зубров:

Долина Софии:

Нам удалось разделить стоимость заброски с ещё одной семьёй, я познакомился с ними именно благодаря нашим клоническим футболкам с фестиваля Спорт-Марафон:

Под перевалом ещё лежит снег:

Запоздалые цветущие рододендроны, осталось буквально несколько кустов:

После спуска с перевала тропа перегорожена снежником, его пришлось обойти понизу. А затем путь проложен прямо под скалой:

Пошли водопады:

Ручьи под ними переходим вброд и по камням, ботинок хватает, а вот наши спутники в кроссовках вынуждены после первого же идти с мокрыми ногами.

Маршрут можно "закрутить" и в обратную сторону и сразу подойти к водопадам (а можно и не делать кольцо, а вернуться обратно).

Но наше направление кажется мне логичнее. Сначала ты долго идёшь вверх, любуясь на водопады издалека, а во второй части маршрута подходишь к их подножию:

У очередного водопада брод становится сложнее, приходится разуться, что бы не промочить ноги (и в кроссовках тут даже удобнее, всё равно они давно мокрые):

Следующие броды проблем не доставляют:

Мы опаздываем к машине, поэтому, не задерживаясь у последнего водопада, идём вниз. Сначала тропа идёт по правому берегу ручья, а через несколько сот метров переходит на левый, не пропустите.

Последний взгляд на водопады и перевал:

7. Казачий водопад и озеро Любви - 21 км и 1500 метров перепада.

Этот маршрут я ходил в последний день в одиночку. На 4 часа дня уже было заказано такси, поэтому выбрал маршрут из посёлка и такой, что бы можно было повернуть обратно в любой момент. При наличии времени и желания маршрут можно продлить до горы Красной, я же забрался от озера только на 250 метров. Сложность маршрута до озера средняя, вначале идёт довольно крутой подъём по лесу, после выхода на луга дорога выполаживается. Маршрут проходит в заповеднике, поэтому начинается аналогично маршруту первого дня на водопад Чигордали, и надо заплатить по 200 р. с человека за пребывание. Но прежде чем карабкаться наверх делаю крюк в сторону Казачьего водопада:

Водопад очень простенький, особенно на фоне Софийских, зато близко от посёлка. Вид от водопада вниз:

В лесу встречаю одинокого коня:

После лесного подъёма выхожу на благоухающий луг, и сразу открывается вид на хребет над озером Любви, в правой его части как раз гора Красная, куда можно продолжить маршрут:

Тропа проходит мимо перевала Архызское седло, стоит дойти до него и заглянуть на другую сторону:

Тропа маркирована:

Дохожу до озера, туристы часто разбивают на нём лагерь:

Сначала поднимаюсь по тропе за озером на обзорную точку. Вот почему оно называется озером Любви (я, конечно, не кардиолог, но....):

Возвращаюсь и карабкаюсь по хребту справа от озера на 250 метров (большое фото):

Жалко, что пора спускаться, но я сюда, наверное, еще вернусь. Осталось несколько не пройдённых маршрутов (как раз ещё на недельный отпуск), да и некоторые из пройденных можно повторить. Арзых, до свидания!

Заключение.

На российском Кавказе я ходил в однодневные маршруты (что и называется хайкингом) в Красной Поляне и в Приэльбрусье, вот теперь в Архызе. Из этих трёх мест Архыз может похвастаться наибольшим числом маршрутов, доступных из посёлка (или неподалёку от него) без необходимости оформлять пропуск в пограничную зону (задача не сложная, но нужно озаботиться ей минимум за месяц до поездки). При этом здесь много разнообразного жилья (спасибо горнолыжному курорту), есть магазины и кафе. Да, это Северный Кавказ со своими особенностями как в организации всего на свете, так и в кухне (ту-же свинину, как и продукты из неё, в Архызе не найти, хотя алкоголь продаётся, включая вина и крепкие напитки). Но это их земля, мы на ней гости, поэтому можно и приспособиться на неделю-другую.

Жили мы в гостевом доме "Намира" (Архыз, ул.Мира, 2), могу рекомендовать. Хорошие номера со всеми удобствами, включая холодильник, большая общая кухня, где можно готовить или просто тусить компанией, благожелательная хозяйка. Он есть в разных системах бронирования, найти не проблема.

В посёлке есть несколько продуктовых магазинов на главной улице (Ленина, разумеется). Мы ходили в "Теремок", он показался нам адекватнее "ABC" и дешевле "Сказки". Примерно напротив хороший алкогольный магазин, где есть вино, крепкие напитки и разнообразное пиво, а местное ("Карачаевское" и т.д.) продаётся повсеместно.

Кафе указаны на Яндекс.картах, смотрите оценки с отзывами и не ошибётесь.

Такси можно пробовать вызывать через Яндекс.такси, но в посёлке мало машин к нему подключены, обычна ситуация "нет свободных машин". А так все таксисты тусуются на центральной площади у автобусной остановки, можно в первый раз взять карточку и вызывать куда надо. До горнолыжного курорта регулярно ходит маршрутка, расписание на остановке. Она идёт от Зеленчукской, поэтому возможны опоздания, не волнуйтесь.

Для заброски на трек к Софийским озёрам (и ещё на некоторые удалённые маршруты) необходимо взять внедорожник. Они стоят там-же у автобусной остановки. Но я рекомендую заказать машину у "Архыз Тревел" (+7 928 386-80-53). Кавказские особенности есть кавказские особенности, а "Архыз Тревел" помогает решать возникшие проблемы (у нас возник конфликт с водителем, контора всё решила в нашу пользу). И в любом случае обязательно заранее обговаривайте цену, все условия (что бы вас не только отвезли, но и встретили), штрафы за опоздания к ожидающей машине (как раз из-за этого "штрафа" у нас возникла проблема, так как он не был озвучен заранее) и т.д.

Спасибо за внимание и до встречи в горах!