Зарайск и Коломна, декабрь 2021.

Aug 17, 2022 18:05

Давным-давно, в предыдущую эпоху, еще в январе 2021 года мы с Машей в одним днём съездили в Коломну. Просто погулять. Город нам понравился, а особо понравился случайно найденный пивной ресторан "Рульки вверх". Ах какой там выбор пива Schneider, полная линейка, какая рулька, не хуже чем в Праге или в Баварии (настоящий швайнхаксе, никакого пошлого прусского айсбайна!), а какая атмосфера вечером выходного дня! Гул голосов, хороший рок, звон бокалов и приборов о тарелки, сказка! Правда в выходной (а мы там были вообще 7 января) пришлось минут 20 постоять у входа в ожидании свободного места, но оно стоило того. К сожалению, тогда я был за рулём, поэтому рульку пришлось запивать зелёным чаем.

И вот, через год, в декабре 2021 года мы решили съездить туда снова, но на этот раз с ночевкой, что бы сполна насладиться как едой, так и пивом. У меня как раз был отпуск в последнюю безумную декабрьскую неделю (всем рекомендую, особенно если нужно ездить в офис), поэтому мы поехали в будни, что бы минимизировать количество народа. Ну и Коломну посмотреть, конечно, а то в первый раз мы не смогли посетить ни один музей, билеты были раскуплены сильно заранее.

Но начали мы не с Коломны, а находящегося неподалёку Зарайска, в котором тоже есть древний Кремль:

К сожалению оказалось, что вторник (ну кто бы мог подумать!) в музеях Зарайска выходной день, поэтому все красоты мы осматривали снаружи:

Мы смогли попасть только на водонапорную башню, да и то почти хитростью. Дверь была открыта, внутри никого не было, только слышались голоса сверху. Висело объявление, что билеты в будние дни нужно приобретать в доме культуры неподалёку. В кассе дома культуры удивились, что башня открыта и уточнили, точно ли там кто-то есть. "Конечно!", ответили мы, и получили наши билеты. Вернулись на башню, стали подниматься и встретили группу людей в театральных костюмах. Те в свою очередь удивились, что нам продали билеты, так как сегодня весь персонал занят на ёлке, и они как раз репетировали, а до спектакля было полчаса. Но делать нечего, раз у нас были билеты, нас пропустили и даже устроили экскурсию.

Башня была построена в начале XX века, позже пришла в упадок и была заброшена. Но в начале века XXI началась её реставрация уже как туристического объекта, она открылась для посетителей в 2016 году. С обзорной площадки наверху виден весь город, он малоэтажный, поэтому ничего не загораживает обзор:

Из Зарайска мы направились в Коломну. За год до этого мы въехали (и выехали) в город со стороны Москвы и были уверены, что Коломна небольшой малоэтажный городок. Однако теперь мы въезжали со стороны Зарайска и были немало удивлены, оказавшись на широких улицах, застроенных панельными домами и большими торговыми центрами. Оказалось, что старый город,
против обыкновения, находится не в центре, а с края города, как раз со стороны Москвы. Но нас интересовал именно старый город и наш ресторан, поэтому, бросив вещи в снятой квартире, мы отправились туда. Мишлен ставит ресторанам звёзды по следующему критерию: 1* - стоит зайти, если вы оказались неподалёку; 2* - стоит отклониться от маршрута для посещения заведения; 3* - ресторан достоин специальной поездки. Понятно, сколько звёзд в нашем личном рейтинге было у "Рулек".

Всё оказалось не хуже, чем в прошлом году, даже лучше, потому что я был не за рулём и к нам присоединился мой товарищ obduvan с женой, который здесь живёт. Закончили вечер экскурсией по городу на машине (Лёха как раз был за рулём). Утром мы снова встретились с ним, на этот раз для беговой экскурсии по центру. Температура в районе 15 градусов мороза была нам не помехой, и мы в очень легком темпе обежали все основные достопримечательности, финишировав в Музее-Навигаторе, где выпили отличный кофе, и я купил билеты в музеи Калача, Пастилы и в Арткоммуналку.

Я забрал Машу из дома, и мы отправились нагуливать аппетит перед посещением местных музеев (именно так!). Из-за мороза и близости пока не замёрзшей Москвы-реки берег приобрел фантастический вид:

Коломна хорошо облагорожена, и даже зимой тут комфортно гулять:

Возвращаемся к Кремлю, кроме музеев тут много сувенирных магазинов, в которых можно не только что-то купить, но и просто интересно зайти:

Новый год не за горами:

Лавка в Музее "Калачная", цены довольно высокие, но стоит воспринимать калачи как сувенир (впрочем, они всегда стоили недешево из-за ингредиентов и особенностей производства, об этом нам расскажут в музее):

Располагаемся в музее и слушаем очень интересный театрализованный рассказ про калачи, их производство и значение. Их всегда делали из ценной пшеничной муки (до присоединения Украины в XVII веке пшеницу было далеко, дорого и опасно везти в центральную Россию), и они были настоящим деликатесом, калачом мог пожаловать царь, как дорогим подарком. Именно поэтому со свиным рылом (т.е. свиной головой, самой дешевой частью свиньи, которую покупали бедняки) не пускали в калашный ряд. Но кроме стоимости сырья процесс изготовления калача был весьма длителен, что тоже влияло на стоимость. Ручка же калача делалась не просто так, а для удобства употребления. О гигиене в старые времена понятия были весьма поверхностные, поэтому за ручку калач брали грязными руками (а какими ещё? помыть руки было не так просто, водопровода не было), а потом эту испачканную ручку отдавали собакам или нищим. Отсюда произошла поговорка "Дойти до ручки", т.е. обеднеть настолько, что есть грязную ручку калача.

Выше я написал, что мы нагуливали аппетит для посещения музея. Это не шутка, потому что после рассказа про калач им угощают всех посетителей:

Перед следующим Музеем Пастилы у нас есть ещё час, поэтому неспеша прогуливаемся по Кремлю:

Кремль в Коломне огромный и застроен жилыми домами (такими же были все Кремли, не исключая Московский), кроме храмов и административных зданий тут стоят обычные избушки, где живут люди:

Центральная площадь пустынна, все-таки будний день:

Памятник Кириллу и Мефодию (кстати они были греками из Салоник, и придумали скорее всего не кириллицу, а глаголицу):

Застройка соборной площади разных веков:

Выходим на берег Москва-реки и доходим до "секретной" обзорной площадки чуть в стороне от основных туристических путей:

Башня Ново-Голутвина монастыря:

Выходим за пределы стен Кремля в сторону Музея Пастилы. Многие дома тут отреставрированы и выглядят даже лучше, чем в старые времена:

Впервые за много лет встречаем снегирей. В Москве они почему-то почти исчезли:

Старообрядческая Никольская церковь:

Наконец подходит время нашей экскурсии, и мы направляемся в Музей Пастилы. Как и в Калачной экскурсия представляет собой театрализованный рассказ. Сначала в первом помещении рассказывают про технологию изготовления (оказывается слово "пастила" происходит от глагола "постелить", так как пастильную массу буквально стелили на противень для сушки). И предлагают самими сделать фунтик с пастилой для украшения ёлки (Новый Год же скоро!).

Затем гостей приглашают в салон, где поят чаем с разной пастилой и рассказывают про неё истории. Например про Александра III, который всегда на Рождество дарил коломенскую пастилу своей старой няне, очень её любившей.

Салон обставлен старой мебелью и предметами обихода:

Подстричься-завиться не желаете?

В центре большого стола макет здания музея и находящегося рядом Никольского храма (железная дорога для красоты):

Следующий пункт программ - музей Арткоммуналка. Это коммунальная квартира, обставленная вещами 60-х годов. В этом доме Веничка Ерофеев работал чернорабочим в винном отделе гастронома "Огонёк", поэтому музей посвящен ему. На входе посетителей встречают вешалки - это гардероб музея, на них нужно оставить свою верхнюю одежду:

В музее много вещей которые хорошо знакомы всем, рождённым в СССР. Да, мои 80-е были позже 60-х, но многие предметы за эти годы остались неизменными:

Примерно такой Дед Мороз был и у нас:

А вот от коммунальной ванной и постирочной доски бог оградил, фотографии же я отдавал в проявку в фото-мастерские:

Кухня и классический холодильник "ЗиЛ", запирающийся на ключ (коммуналка же!). У моей бабушки был такой, в 80-90-е работал от 127 вольт через трансформатор:

В музее проводятся "советские" обеды, говорят что всё очень аутентично:

Похожий буфет был на даче:

Сифоны, подстаканники, жестяные банки для чая и специй, посуда - кое что у меня до сих пор в деле:

И самый ценный экспонат музея (по их же собственным словам) - вид из окон:

День заканчивается, заканчивается и наша поездка. Коломна очень интересный город с интересными музеями (большинство мы не посетили), поэтому мы сюда ещё вернёмся. Опять же нужно проверить, как дела в "Рульках" и что там теперь с пивом. Да и в Зарайск нужно заехать не в выходной день. Поэтому - до свидания, Коломна!