Карелия, август 2020

Jul 02, 2021 12:55

Год назад мы с Машей съездили в небольшое путешествие по южной Карелии (без детей :). Для неё это была первая сколько-то длительная поездка в этот регион, а я в свою очередь увидел много нового.
Но началось наше путешествие не с Карелии, а с Великого Новгорода. Город очень удачно расположен в нескольких часах езды от Москвы по новой трассе М11, и там логично сделать остановку, погулять, передохнуть и пообедать, чтобы не пилить целый день по трассе. И вот, около 12 дня мы припарковались около Новгородского Кремля и отправились гулять.

В Кремлевском парке стоит оригинальный памятник Сергею Рахманинову, родившемуся в Новгородской губернии:

У входа в Кремль видим отголоски известных хабаровских событий (протесты там, кстати, до сих пор не прекратились). Рядом с пикетчиком стояли полицейские с явным непониманием происходящего. Инструкций на этот счёт у них не было, а никаких законов явно не нарушалось.

Внутри Новгородский кремль очень хаотично и эклектично застроен, храмы пристроены к гражданским зданиям, а гражданские здания к храмам. В общем просто бродить там уже интересно (а памятник 1000-летию Руси я не сфотографировал).

Стоит купить билет и подняться на звонницу и стену, оттуда открываются виды на реку Волхов, части старинного торгового пути из варяг в греки (именно благодаря этому пути Новгород и был построен).

После Кремля переходим Волхов на Торговую сторону (издревле город был разделён на неё, где жили простые люди, и княжескую Софийскую сторону, где стоит Кремль). С этой стороны находятся основные древние новгородские храмы, купцы активно их строили в благодарность за успехи в делах. Также здесь сосредоточены разные туристические аттракционы, например, можно пострелять из лука.

А самым интересным местом на Торговой стороне оказывается Город Мастеров, очень удачно открывшийся в день нашего приезда. Он находится на берегу Волхова в 350 метрах на юг от моста.

Внутри небольшой крепостицы работают несколько традиционных мастерских, в которых мастера показывают своё искусство, а также можно попробовать что-то сделать самому. Маша сделала себе кожаный брелок:

Я сделал несколько монеток на сувениры детям, а также хотел попробовать себя в кузнечном деле. Но увы, это был самая популярная точка, и стояла солидная очередь из главных посетителей Города Мастеров.

Поэтому я в качестве сувенира взял себе образец готовой продукции (с разрешения мастера и за небольшое пожертвование) - Мьёлнир, молот Тора. Наверное, именно такой грубо сделанный железный амулет носил Утред Утредсон-Рагнарсон, герой «Саксонских хроник» Бернарда Корнуэлла (да, я фанат этого автора вообще и этого цикла в частности):

А мы прощаемся с Новгородом и отправляемся дальше.

Возвращаемся на М11, объезжаем Петербург по КАД (по пути ужасаясь жутким муравейникам питерского спальника Мурино), сворачиваем на Новоприозёрское шоссе и к ночи доезжаем до северо-западного берега Ладоги.

Дальше у нас по плану горный парк Рускеала.

Здесь находится старый мраморный карьер (камень начали добывать в 1765 году), мрамор из которого активно использовался в том числе для строительства Петербурга (например, Исаакиевского и Казанского соборов, Эрмитажа, Михайловского замка). Карьер проработал до 1990-х годов, а в 2000-х здесь открылся туристический Горный Парк. За несколько лет он активно развился, построили новую дорогу, есть огромная парковка, туалеты, несколько кафе, не говоря уже про интересные туристические маршруты. Один из них, «Подземная Рускеала», доступный только с экскурсией, мы, к сожалению, посетить не смогли. В 10 утра билеты оставались только на вечернее время, и столько ждать нам не хотелось.

Одним из местных аттракционов является туристический поезд из Сортавалы, который тащит старый паровоз.

Вокруг всего парка идёт дорога, по ней можно отойти от людных мест и окунуться в настоящую карельскую природу (за которой мы сюда и приехали).

Недалеко от парка находятся Рускеальские водопады на реке Тохмайоки.

Вокруг них проложены тропы, лестницы и мосты, здесь стоит задержаться на часок.

Дальше едем в Петрозаводск, вокруг которого много всего интересного. Здесь мы живём в гостинице, а ужинаем в ресторанах, прямо как не туристы (рекомендую ресторан «Фрегат» около пристани, недешевый, но очень хороший ресторан, столики нужно бронировать заранее, а без брони стоит прийти до 6 вечера, тогда есть свободные места на веранде, позже придётся постоять в очереди). Отдаём должное местному пиву (необычный сорт Indian Pale Lager, но почему, собственно, нет?):

«Бесов нос», «Чёртов стул» и ведьмин глаз :)

В самом Петрозаводске на набережной множество скульптур, подаренных разными городами-побратимами. Моя любимая вот эта. Раньше я считал её памятником админам, которые кидают сеть, но теперь вижу - это же Белые Ходоки из «Игры престолов»!

Утром едем на Кивач. За множество посещений Карелии (были годы, когда я ездил по выходным туда по несколько раз за лето) я там ни разу не был. Сплавляться там нельзя (административно, так-то водопад вполне проходимый), фристайл-плейспота тоже поблизости нет. Ну вот настало время наверстать упущенное.

В принципе ничего особенного в Киваче нет. Он совсем не высокий и не сверхмощный, но погулять вокруг весьма хорошо. Кроме собственно водопада там находится дендрарий, можно изучить какие деревья растут в этой части Карелии. Ну и на текущую воду полюбоваться всегда приятно.

От Кивача мы поехали на север в сторону палеовулкана Гирвас. Как остатки вулкана он интересен в первую очередь геологам, а простым смертным интересно полазить по каменистому склону и представить, что здесь творится, когда плотину выше открывают на холостой сброс воды.

Хотя что представлять, можно найти соответствующее фото в интернете:

Водосброс обычно происходит в начале мая, когда снег сходит, а в реке Суне уровень воды чрезмерно поднимается. Некоторые жители Петрозаводска и прочих окрестностей специально ждут объявления о водосбросе и приезжают сюда полюбоваться на это зрелище. Ну а нам остаётся любоваться летней природой.

После Гирваса мы заезжаем в Марциальные Воды попить минеральной водички и купить сувениров, и возвращаемся в Петрозаводск. На завтра нас ждут Кижи, билеты на «комету» куплены сильно заранее, близко к дате отправления их уже не достать.

Ки́жи (строго с ударением на первый слог!) - это моё место силы. Я крайний материалист, но даже меня кое-где пробирает до костей просто самим фактом пребывания там (и тут нет никакой мистики, просто наука пока не может объяснить, почему так происходит). Впервые я оказался здесь в далёком 1997 году во время туристического похода по заливам Онежского озера. Тогда мы провели на соседнем островке 1 или 2 ночи и полностью облазили Кижи вдоль и поперёк. Мы познакомились здесь с четырьмя петрозаводскими барышнями, которые работали экскурсоводами, одна из которых стала впоследствии женой моего тогдашнего товарища (с которым мы и ходили в тот поход). После этого я бывал здесь неоднократно, умудрялся ночевать на острове. Тогда это было возможно только сотрудникам музея, и нас по знакомству размещали в местном милицейском участке. С милиционерами мы катались на их катере, разок бухали в музейной избе, в общем Кижи был мне родным местом. И вот, после 20-летнего перерыва я снова оказался здесь. Конечно, всё очень сильно изменилось. Я уже не тот восторженный юноша, и музей качественно вырос, но «сила» всё еще здесь.

По острову надо ходить с экскурсией, её стоимость входит в билет. Можно уйти и без неё и бродить свободно, но так делать не стоит, даже если вы уже бывали здесь. Все экскурсоводы разные, и экскурсии у них тоже отличаются.

Погост на Кижах состоит из летнего Преображенского храма, зимнего Покровского и колокольни. Зимний храм невелик и может легко отапливаться. Но символом всего острова несомненно является многоглавая Преображенская церковь. Она с 1980 года стояла закрытой и понемногу разрушалась (виной тому как время, так и неудачные предыдущие реставрации). В 1980-х внутри был собран металлический каркас, который сохранил памятник от обрушения, но не мешал гниению древесины. Именно такой я её и запомнил. И только в 2009 году началась реставрация. Снаружи была собрана специальная металлическая конструкция, на которую «вывешивались» стены церкви, а всё что ниже разбиралось, обследовалось, чинилось или менялось, и потом собиралось вновь (фото из интернета):

Как раз в 2020 году реставрация была закончена, и еще в июле церковь должна была открыться для посещения. Но увы, работы не были приняты, а потому мы смогли полюбоваться ей только снаружи (в результате всё открылось только 1 июня 2021 года).

С экскурсией осматриваем еще пару зданий, в одном из них я не мог пропустить древнюю лодку.

Очень жалко, что из-за ковида сейчас нет «живого музея» (в прошлые годы в избах сидели мастера в традиционной одежде, показывали и рассказывали про свои занятия), остался только мастер на улице, изготавливающий лемехи для церковных куполов. До обратного теплохода есть еще пару часов, и мы продолжаем гулять по острову.

Экскурсовод рассказал нам про типичные кижские «косые» ограды. Я раньше был уверен, что так их проще делать, они получаются устойчивыми при применении подручных материалов (тонких сосенок). Оказалось, что нет, такая конструкция на самом деле мешает коровам пробраться в огород. Если положить стволы горизонтально, то коровы легко поднимают их рогами, и прощай морковка с капустой! А с косых стволов рога соскальзывают, и огород остаётся цел.

Здесь же находится старейшая деревянная церковь России, церковь Воскрешения Лазаря, построенная во второй половине XIV века.

А мы возвращаемся в Петрозаводск и едем дальше. По плану мы должны были ехать на восточный берег Онежского озера к петроглифам, но погода внесла свои коррективы. Надвигался циклон, который не позволил бы подплыть по озеру к наскальным рисункам, да и сам берег с рисунками с большой вероятностью оказался бы залит водой. Поэтому мы оперативно меняем планы и едем обратно к Ладожскому озеру. Ночуем в кемпинге «Три Стихии - Ууксу» на уединённом острове на берегу реки.

От соседей по кемпингу узнаём про водопад «Белые мосты» (Юканкоски), находящийся неподалёку, и решаем съездить к нему. К водопаду ведут две дороги, с запада и востока. Основная дорога западная, по ней можно подъехать на машине непосредственно к водопаду (на последних 2-х километрах дорога там плохая, но при известной осторожности проезжаемая для легковушки). Но нам не нужны очевидные пути, поэтому мы находим на карте альтернативную восточную дорогу и едем по ней. В какой-то момент оставляем машину на обочине и дальше идём пешком, ведь наша основная цель - погулять. Народу никого, зато прямо вдоль дороги растут грибы.

Доходим до меньшего из водопадов, по плану (и по карте) мы должны были перейти речку под ним и дойти до основного. Но благодаря вечернему и ночному дождю воды столько, что брод залит.

Не расстраиваемся и поворачиваем обратно. Вознаграждаем себя грибами и черникой (вечером лакомимся компотом, вареньем и макаронами с соусом из белых грибов).

Места безлюдные, но не сказать, что совсем непосещаемые. Находим странную колею, ведущую «в никуда», которая местами идёт по голым скалам с очень солидным уклоном (там пешком-то сложно зайти, скользко!)

Возвращаемся к машине и решаем заехать «как все», к основному водопаду. Там уже куча народу, провешен зип-лайн для жаждущих острых ощущений, в общем полноценная достопримечательность. Заслуженная, водопад очень мощный, гораздо выше и мощнее Кивача.

На следующий день едем дальше. У нас остался 1 день, решаем провести его на берегу Ладоги в произвольно выбранном месте. Отмечаю на карте несколько подходящих точек, и буквально на второй-третьей находим просто волшебную стоянку. Уединённое и тихое место на самом берегу, ровно на одну машину, рядом точно никто не встанет.

Неподалёку довольно большая стоянка, там лагеря как просто отдыхающих, так и рыбаков. В озере повсюду их следы.

В лесу вокруг полно грибов, едим их уже так, без гарнира.

В километре от лагеря карта рисует песчаный пляж, решаем прогуляться прямо по берегу. Дорога быстро кончается, прыгаем по прибрежным камням.

Карта не соврала!

Хорошее мы нашли место, в этом году я планирую сюда вернуться вместе с детьми (на пляж, конечно). Предаёмся заслуженному вечернему отдыху, завтра домой.

Грибов вокруг столько, что мы решаем встать пораньше и посвятить утро их сбору. А вечером (получилось, конечно, ночью) обработать их уже дома, в Москве. Вокруг лагеря грибы уже подсобрали, поэтому выезжаем на дорогу и едем в сторону дома. Останавливаемся в паре-тройке мест, и в очередном наконец находим то, что искали (этот гриб, конечно, уже переросток, но там было много и хороших).

Забиваем грибами найденный на берегу дырявый полиэтиленовый ящик (рыбакам для рыбы он уже не годится, а нам в самый раз!) и едем домой. В час ночи мы на месте, отпуск кончился (а впереди еще 2 часа обработки грибов, зато после ели их всю зиму).