Восхождение на Эльбрус, июнь 2021.

Jun 22, 2021 16:34

В начале июня я ездил в Приэльбрусье, отлично там погулял и забрался на Эльбрус. Причём не просто зашел, а зашел на лыжах (ски-тур) и съехал с самой вершины 5642 до базового лагеря в приюте на высоте 3850. В восхождении мне помогал Андрей Калин из https://www.artofclimb.com/, очень рекомендую.

Началось всё с акклиматизации. Я прилетел в субботу, разместился только к вечеру и успел лишь прогуляться от Терскола до Азау, там поужинал и вернулся домой. А в воскресенье пошел на Чегет:

Пока я шёл наверх, со стороны хребта Донгузорун наползла облачность, но ледник "Семёрка" я сфотографировать успел:

После верхней станции канатки задул ветер, начался снег, но на вершине (3461 метр) выпало тёплое и тихое окошко:

Это следующая вершина, туда уже не пошёл (на ближнюю вершину тоже было ходить необязательно, обычно акклиматизируются до верхней станции канатки):

На спуске навстречу шло множество групп, хотя я сам встретил наверху только одного человека. Ну так кто рано встаёт, тот свободно на вершину идёт! (я начал подъем в 8:20):

Время было еще раннее, вниз не хотелось, поэтому решил прогуляться до озера Донгузорун, тропа туда начинается от промежуточной станции канатной дороги. Путь проходит по альпийским лугам и гораздо более живописен, чем основная дорога на Чегет.

На следующий день уже вместе с гидом (он как раз спустился с предыдущего восхождения) отправились на пик Терскол (к обсерватории).

Этот маршрут проходит по противоположной Чегету стороне долины, и с дороги открываются отличные виды на культовую среди фрирайдеров Северную Стену Чегета (и я разок там съезжал давным-давно):

Проходим мимо скал Чёртовы Ворота, зимой прямо между ними проходит фрирайдный маршрут с верхней станции канатных дорог Эльбруса:

На половине пути находится водопад Девичьи Косы, известная местная достопримечательность. Обычно тут много народу, но "кто рано встаёт" (вышли из дома опять в 8 утра):

Дошли до обсерватории (высота 3000 м.), погода как и вчера начала портиться, пора и обратно:

На третий день на канатке уезжаем наверх, в базовый лагерь, в приют на высоте 3850 метров:

Эти несколько дней мы будем жить в приюте "Нацпарк", который расположен в раскиданных по горе вагончиках:

Наш "номер", к счастью мы занимали его только вдвоём с гидом (стоимость - 1000 рублей за ночь с туриста, гиды живут бесплатно). Вагончик утеплён, есть обогреватель, поэтому спать вполне комфортно (но спальник необходим, на полке только подушка и флисовое одеяло:

В соседнем вагончике туалет, чуть подальше - столовая. Мы заказали питание (700 рублей за приём пищи с туриста, без изысков, но вкусно и обильно), а можно еду и воду привезти с собой и готовить в общей кухне (ИМХО не стоит того абсолютно).

До 16:00 (закрытие канатки) вокруг ходит много туристов, поднявшихся на 1 день, а потом наступает тишина. Виды вокруг - обалденные:

Только ради таких закатов стоит провести здесь ночь:

Следующий день был туманным и ветренным, но это не помешало сходить в запланированный акклиматизационный выход на Скалы Пастухова (4700 метров) и съехать оттуда на лыжах (у нас же ски-тур!):

Вечером отдыхаем. Тут наверху очень скучно, делать абсолютно нечего. Снег и ветер не располагают к прогулкам (да и ходить некуда, до канатки и обратно максимум), интернет ловит только МТС (мой Билайн работал только на улице около станции канатки, а там холодно!). Остаётся любоваться на местных жителей:

На пятый день по плану отдых перед завтрашним восхождением. Чтобы совсем не заскучать, забираемся метров на 200 и делаем тренировку по хождению в кошках и зарубанию в случае падения с помощью ледоруба (довольно бесполезную, если быть честным, навык зарубаться нужно вбивать в рефлексы, за одну тренировку этого не сделаешь). По возвращению в лагерь смотрим прогноз погоды - хорошая погода не менее важна для удачного и безопасного восхождения, чем правильное снаряжение и физическая подготовка. И по прогнозу утро предстоящей пятницы было несколько сомнительным, а вот суббота обещалась ясной и тихой. Поэтому решаем перенести восхождение на день, а пока спуститься вниз. Такой отдых от высоты полезен с точки зрения акклиматизации, плюс можно не скучно провести остаток дня и завтрашнее утро, да и душ принять не помешает (пока наверху душа нет - холодно).

Спускаемся вниз из зимы в лето и перед ужином идём на прогулку до Поляны Нарзанов вниз по долине Баксана (именно в этой долине находится Терскол, а так-же подножья Чегета и Эльбруса):

В последние годы нижние тропы здорово облагородили, построили беседки, места для пикника, тут можно гулять хоть с маленькими детьми, любуясь на окрестные горы:

Утром я иду погулять вдоль реки Терскол до одноимённого водопада. Это короткий маршрут, 5 километров в один конец с перепадом в 700 метров, но мне надо вернуться к обеду, что бы снова подняться в базовый лагерь. Маршрут безумно красив, дорога сначала идет по горному лесу:

Вскоре дорога превращается в тропу и идёт по альпийским лугам в окружении скалистых заснеженных гор (в левой части кадра выглядывает Востояная вершина Эльбруса):

В обратную сторону видна противоположная сторона долины:

После поворота открывается вид на водопад:

Бегают местные жители:

Дохожу до водопада, тропа заканчивается прямо у его подножья:

Пора возвращаться назад:

По долине Терскол проходит еще один фрирайдный маршрут с Эльбруса, неофициально известный как "к коровнику" (там внизу и правда коровник). И по пути вниз натыкаюсь на интересный монумент:

В 12 я уже дома (вышел в 8:30), обедаем, собираемся и снова едем наверх, на 3850. В долине внизу клубятся облака, но прогноз на ночь и утро стабилен - солнечно и тихо:

Склон сбоку от приюта расчертил какой-то одинокий сноубордист:

Рано ужинаем и ложимся поспать перед восхождением. В 12 ночи подъём, завтрак (завтрак?!), одеваемся и в 1:15 ночи субботы выходим наверх. В небе сияют мириады звёзд, Млечный путь расчерчивает небо пополам прямо над нашими головами. Я давно не таскаю фотоаппарат, телефона обычно достаточно, но в такие моменты его камера бесполезна. Около 4 утра начинает светать:

Выключаем фонари и продолжаем иди наверх. Пешеходы идут "в лоб", а мы на лыжах в основном траверсами, и всё равно обгоняем всех, вышедших раньше нас. Нам не нужно поднимать ноги в тяжелых ботинках с кошками, задираешь пятку и волочишь мысок ботинка с прикореплённой к нему лыжей вперед, а камус и ски-кошки в это время не дают другой лыже уехать назад.

Солнце поднимается и слева обозначается тень от Восточной Вершины Эльбруса, очень необычно:

Выходим к началу Косой полки, делаем привал. Косая полка - это длинный и пологий траверс к седловине, до этой точки (высота 5050 м.) желающие могут доехать на ратраке за 10 000 рублей с туриста. Дорого, но здорово повышает доступность восхождения как в плане погоды, так и в плане личной подготовки.

Начало косой полки очень крутое и заледеневшее, забираемся чуть ли не лесенкой. Дальше легче, уклон небольшой, а местами его вообще нет. Тропа натоптана и спрофилирована сотнями вчерашних и сегодняшних восходителей, умудряемся даже кого-то обгонять. Доходим до седловины (высота 5380 м.), на последних метрах силы кончаются. Падаю отдыхать:

И тут я совершил ошибку, которая чуть не стола мне восхождения. Время 8 утра, я с часу ночи на ногах, а за это время съел только маленькую шоколадку на предыдущем привале. Отсутсвие сил объясняется в том числе высотой, но топливо организму надо же откуда-то брать! Но обилие впечатлений, усталость, недостаток кислорода мешает ясно соображать, поэтому я ограничиваюсь чаем, а про еду забываю (а ведь я подготовился, в рюкзаке лежат несколько сникерсов).

От седловины к вершинному плато ведёт довольно крутой подъём. Там провешены страховочные верёвки, а в список снаряжения для восхождения обязательно входит обвязка и страховочные "усы" для крепления к этим верёвкам. В общем на лыжах не вариант, поэтому мы вешаем их на рюкзаки, надеваем обвязки, обуваем кошки и стартуем к вершине. Идти очень тяжело, ноги отказываются подниматься, хочется остановиться и остаться тут навсегда. Но гид идёт сзади и правдами и неправдами заставляет меня двигаться вперёд, несмотря на мои не всегда цензурные возражения. Забираемся на плато, здесь короткий привал. Снова надеваем лыжи, и я медленно бреду к вершине (тоже не сразу, падаю пару раз, но гид собирает мои лыжи и убеждает не сдаваться). И вот вершина. Я так устал, что ничего не фотографировал, но выглядит она очень забавно. С края довольно обширного вершинного плато торчит небольшой холмик, не больше 10 метров в высоту. Это и есть высочайшая точка России и Европы. На последних метрах выстёгиваюсь из лыж, с меня сползает обвязка, и наверху я оказываюсь буквально ползком. Путь наверх занял у нас 9,5 часов:

Я и Вершина Европы (вершина справа):

Начинает собираться облачность, гид волнуется, что мы можем не успеть спуститься при хорошей видимости и тогда придётся идти пешком, что было бы очень обидно.

Вниз:

До седловины очень жестко, едем боковым соскальзыванием на кантах. Идущие замечают, что удовольствия в такой езде немного, на что мы резонно отмечаем, что "лучше плохо ехать, чем хорошо идти!". От седловины снег значительно мягче, и вдоль Косой полки мы едем с ветерком. Мне даже немного стыдно перед теми, кого мы обгоняем, им идти домой еще несколько часов. Доезжаем до конца полки, отсюда путь по ратрачному следу. Особо не свернёшь, слева скалы, справа голый лёд. Но примерно на половине дороги по бокам начинаются мягкие снежные поля, уж тут мы даём себе волю! Снег великолепен, так здорово не только забраться на гору, но и покататься по целине. И ровно через час после вершины мы оказываемся у приюта, тогда как обычно спуск занимает 4-5 часов (но можно с 5050 метров съехать на ратраке, на это раз всего за 5 000 р.).

Обедаем, собираемся и едем на канатке вниз. Основная программа выполнена. У меня остался еще один запасной день, собираюсь потратить его на трек от поселка Эльбрус вдоль реки Ирик. Выхожу из дома поздно, в 10 утра, после вчерашнего можно и поспать. Ловлю такси до посёлка Эльбрус за 300 р. и начинаю свой путь. Погода сегодня отыгрывается за вчерашний день - льёт дождь. Река Ирик по такой воде выглядит потенциально сплавной, но в опасном стиле "нон-стоп", уловов не наблюдается. Впрочем, участок короткий, еще в поселке на реке находится явно непроходимый водопад на выходе из каньона:

Первой достопримечательностью долины являются так называемые "песчанные замки", до них всего 2 километра пути, но есть пара крутых наборов высоты:

За замками тропа становится положе и идёт по альпийским лугам и сосновому лесу:

Местами река пропадает под еще нерастаявшими снежниками:

Трава и камни:

Подохожу к месту слияния Ирика и его притока Ирикчата, вдоль которого идёт туристическая тропа в штурмовой лагерь Восточной вершины Эльбруса (я был на Западной). Здесь царство каких-то очень громко-свистящих грызунов, не сказать, что бы очень пугливых:

Стрелка рек, видно насколько разная в них вода:

Некоторое время реки текут рядом, разделённые грядой, по которой идёт тропа:

Я поднимаюсь вдоль левой по ходу движения, собственно Ирика. На этом поле свист грызунов становится непрерывным, так они предупреждают друг друга об опасности.

Дохожу до конца тропы и начала Ирика, перепад от посёлка больше 800 метров, виден ледник, из которого берёт своё начало река:

Поворачиваю обратно, но сначала оставляю подношение богам, которых я принёс с собой, что бы они здесь поселились:

На обратном пусти сворчиваю с тропы к водопаду на Ирикчате, сейчас в нём есть вода (говорят, что в июле-августе он превращается в скудный ручеёк):

Забираюсь к началу каскада, общий перепад больше 100 метров!

Вид вниз по долине. Дождь давно прекратился, распогодилось, поэтому идти вдвойне приятно.

Ближе к посёлку в долине вольно пасётся множество бычков и немолочных коров. Свинину в тех краях не едят, так что говядины нужно много. Бычки здесь же и ночуют, ухода им особого не нужно.

Уже в самом низу обгоняю несколько групп альпинистов, идущих после восхождения на Восточную вершину Эльбруса. Огромные рюкзаки, полная автономность. Тоже вариант, но я уже староват стал для этого, предпочитаю гулять по горам с базовым лагерем в посёлке. А вот и долина Баксана, впереди веден отворот на Шхельду - туда я в эту поездку не попал (там надо оформлять пропуск в пограничную зону).

На утро собираю все вещи, нахожу трансфер в аэропорт (просто зашел в ближайшую гостиницу и спросил, не уезжает-ли кто сегодня в Минеральные воды. Конечно, люди нашлись, а у них в машине было свободное место). Есть пара часов на краткую прогулку, решаю быстро прогулять на Чегет. Погода снова хорошая, поэтому делаю прощальные фотографии ручья (sic!) Донгузорун:

Окрестных гор:

Лугов и лесов:

И, конечно, ледника "Семёрка":

Поездка вышла замечательная, даже не счаитя восхождения на Эльбрус. Еще раз туда (или на какую иную заснеженную вершину) я врядли полезу, а вот гулять по зелёным горным долинам - это несомненно моё!