Братья Коэны

Jul 22, 2009 16:12

Давно хотел написать по поводу моих любимых режиссеров (и наверное лучших режиссеров современности) братьев Коэнов. С 1984-го года они выпустили 13 фильмов (14-ый фильм снят, но еще не вышел), и среди них нет ни одного плохого или просто слабого. Во многих из них есть общие черты, во-первых это криминальность в той или иной степени, во-вторых некоторый мистицизм, в-третьих наличие комедийных ситуаций даже в драмах, но главное - это показ того, к каким трагическим результатам может привезти человеческая глупость и жадность.

Эта тема была начата их самой первой картиной "Просто кровь" ("Blood Simple"), где вроде бы обыкновенная житейская история ухода жены от мужа и встречи ее с другим мужчиной превращается в жуткую и кровавую историю жадности, смертельной ревности и мести. Дальше тема простых и глупых поступков с трагическими последствиями развивалась ими в фильмах "Фарго" ("Fargo"), "Человек, которого не было" ("The Man Who Wasn’t There"), "Старикам тут не место" ("No Country For Old Men") и "После прочтения - сжечь" ("Burn After Reading"). Эти фильмы довольно тяжелы (за исключением разве что последнего, который может быть одновременно отнесен к комедиям), но при этом не лишены некоторых смешных моментов и самое главное заставляют задуматься.

Особняком стоит "Воспитывая Аризону" ("Raising Arizona"). Он тоже поднимает вопрос "преступления и наказания", события раскручиваются и вроде подводят к трагическому финалу, но вдруг все заканчивается совсем не так как ожидаешь, зная привычки авторов. И, честно сказать, традиционный коэновский конец подошел бы фильму гораздо больше, но авторам как всегда виднее.

Другой довольно большой набор коэновских фильмов - это комедии. Смешные, с замечательными и очень характерными персонажами, часто с жесткой сатирой, с неожиданными сюжетными ходами. И если первая их комедия "Подручный Хадсакера" ("The Hudsucker Proxy") была забавной, но довольно обычной комедией положений, но следующие фильмы "Большой Лебовски" ("The Big Lebowski"), "О, где же ты, Брат?" ("O Brother, Where Art Thou?"), "Невыносимая жестокость" ("Intolerable Cruelty") и "Игры джентльменов" ("The Ladykillers") просто искрят замечательными персонажами и великолепным сюжетом. Чего стоит только замечательный профессор-вор в исполнении Тома Хэнкса в "Играх джентльменов" (это вообще похоже чуть ли не единственная отрицательная его роль, конечно в "Проклятом пути" он играет гангстера, но гангстера раскаивающегося, а тут никакого раскаяния не предполагается). Но и в этих комедиях легко найти любимую тему братьев, только на этот раз обходится без крови, хотя наказание всегда настигает негодяев.

И остается еще два фильма, которые не укладываются ни в "чернуху", ни в "комедию". Первый из них "Перекрёсток Миллера" ("Miller’s Crossing") гангстерская драма в стиле "нуар". Фильм о этике и чести, которая есть даже у бандитов. В нем нет ни кровавости, ни забавности, хотя трагичности хоть отбавляй. И последний из оставшихся "Бартон Финк" ("Barton Fink"). По стилю фильм представляет собой мистическую драму, и это единственный фильм Коэнов который я не понял. Но наверное это характеризует не фильм, а меня. Попробую пересмотреть его лет через 10.

Не смотревшим ни одного фильма Коэнов я даже завидую - у них впереди замечательные открытия. И им я бы порекомендовал начать знакомство с творчеством режиссеров с "Большого Лебовски" и "Фарго". Если понравится - смело смотрите все остальные картины просто подряд. А если нет - ну значит это кино не для вас, может быть позже попробуете еще разок и все получится.

Кино

Previous post Next post
Up