В продолжение темы понимания

Dec 12, 2024 02:04

"И чем он непонятнее говорил, тем легче Ольга Ивановна его понимала" - Чехов

А нужно ли, чтобы понятнее? Если нам говорят понятно, то придётся свои собственные понятия как-то подстраивать под другого. А если говорят непонятно, но красиво, то можно взять своё и как-то так эдак его подать, что оно, в общем-то, вполне сойдёт за то, что нам пытались донести. И всем хорошо же, так?

В этом же что-то есть, правда. Чехов был, скорее всего, ироничен, но ведь это так. Есть вещи, которые не обязательно понимать в том, прямом смысле внятного понимания. Их надо... разделять, что ли. Вот это: "Это облако у вас кричит: оно освещено не по-вечернему. Передний план как-то сжеван, и что-то, понимаете ли, не то... А избушка у вас подавилась чем-то и жалобно пищит..." - можно смеяться, можно говорить, что и сам Рябовский вряд ли толком понимает, что он имеет в виду... Но что значит - "толком"? Ему не надо, Ольге Ивановне не надо, чтобы толком. Надо передать состояние ощущения. Пресловутый "резонанс". Один человек расскажет, другой послушает, и оба будут уверены, что понимают, один себя, другой другого. Потом их попросят пройти в разные комнаты и там нарисовать увиденное-почувствованное. Один нарисует рыбу, другой табуретку. Но ведь неважно. У того и у другого было какое-то объединение по эффекту от образов. Предметы разные, но эффект от них чем-то объединён. Для такого диалога важна не то что не точность, и даже не общая правильность, а задание у слушателя нужного способа восприятия объекта, вокруг которого разворачивается диалог. В данном случае - картины. Нужно ли Рябовскому, чтобы Ольга исправила картину точно так, чтобы угодить ему? Научилась рисовать так, как он считает правильным? Вряд ли (тут мы пропустим шутку о том, что именно нужно Рябовскому от Ольги...)

С помощью чего происходит такое... гм... квазипонимание? Ну, в основном, как мне кажется, с помощью фантазии и чувств. Другому транслируется направление и возбуждается фантазия. Дальше сами. Эффект угадывания (я угадал, я понял!) усиливает ощущения. Вокруг объекта диалога возникает облако поиска глубокого смысла. Очарованные и разгорячённые участники общения видят что-то своё, в чём-то сродственное, им этого достаточно. Важна сила переживаний, ощущений - и их примерное направление. Она, эта сила, заставляет мозг работать активнее, образы становятся ярче. Даже если нас поняли не совсем правильно - зато произошёл резонанс в диалоге, то есть, мы подарили друг другу силу соощущения, возможность активнее, ярче, сильнее, глубже прожить объединяющие нас моменты. Эта яркость, обостряя работу сознания, помогает и мыслить лучше, и понимание тоже обостряется. Да, неизбежны ошибки. Где-то мы примем рыбу за табурет. Не во всех случаях такое "понимание" хорошо. Если хотите его развивать, без обратной связи не обойтись. А то ведь может оказаться так, что один что-то вдохновенного говорит, второй ему вдохновенно внимает, думая, что ему предложено нечто замечательное. А первый всего лишь предлагал поучаствовать в эксперименте по лоботомии... в качестве пациента.

А вот тут не оказалось понимания на уровне ощущений, и всё. Чехов пишет, что всё дело в незнании понятия "приват-доцентура", но он же ж пошутил.

[Spoiler (click to open)]"Однажды вечером, когда она, собираясь в театр, стояла перед трюмо, в спальню вошел Дымов во фраке и в белом галстуке. Он кротко улыбался и, как прежде, радостно смотрел жене прямо в глаза. Лицо его сияло.
- Я сейчас диссертацию защищал, - сказал он, садясь и поглаживая колена.
- Защитил? - спросила Ольга Ивановна.
- Ого! - засмеялся он и вытянул шею, чтобы увидеть в зеркале лицо жены, которая продолжала стоять к нему спиной и поправлять прическу. - Ого! - повторил он. - Знаешь, очень возможно, что мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет.
Видно было по его блаженному, сияющему лицу, что если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё, и настоящее и будущее, и всё бы забыл, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала.
Он посидел две минуты, виновато улыбнулся и вышел"
Previous post Next post
Up