Дальше, примерно рядом с домом купца Потанина, с 1822 года располагалось здание Сухарных (не знаю почему было такое название), а потом Матисовых бань. По этим баням название получил и Банный мост, построенный в створе улицы Декабристов сначала самым простым, деревянным и перестроенным в 1963-1964 годах в однопролетный железобетонный мост.
Мост в 1948 году.
----------------
Бани за долгое время своего существования меняли владельцев, но не прекращали своей деятельности. Откуда-то известно, что в этих банях в середине XIX века работали девять банщиков и трое чернорабочих.
С 1828 по 1875 год бани принадлежали купцу 2 гильдии Лаврентию Петровичу Крашенинникову, старосте церкви Воскресенья Христова в Малой Коломне на Воскресенской площади. За эти годы он неоднократно ремонтировал, перестраивал бани, о чем сохранились документы в архиве.
С 1870-х годов бани получили нового владельца - охтенского купца А.М.Гурдина. В 1887 году бани по его заказу перестроил архитектор В.Курзанов в кирпичном стиле с включением существующего здания. Он перестроил существовавший каменный дом, надстроил его вторым этажом и построил новый двухэтажный дом рядом. После смерти А.М.Гурдина в 1894 году владелицей осталась его жена Екатерина Петровна Гурдина. Но она тоже вскоре скончалась - в 1902 году. Некоторое время баня принадлежала их наследнице - дочери Александре Алеексеевне Хлопинской, но уже в 1910 году владельцем указан Александр Васильевич Кокушкин, который оставался им до 1917 года.
После 1917 года баня перешла государству и продолжала работать. С 1940 года называлась баней Октябрьского райкоммунотдела. Там было три отделения - кроме женского и мужского было отделение "Мать и дитя". В него был отдельный вход с набережной Пряжки. Бани работали до начала 1970-х годов. Работа их прерывалась только на время блокады Ленинграда.
После закрытия бани стали постепенно разрушаться и только в 2005 году их снесли.
Уже довольно давно здесь планируется строительство бизнес-центра.
Интересное объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" из книги А.А.Иванова "История Петербурга в старых объявлениях" я нашла на сайте citywalls. Объявление это от 1779 года и Матисовой бани тогда еще не было, но, полагаю, оно было актуально в последующие годы для всех бань и, боюсь, что и в наше время. "От санкт-петербургских купцов и торговых бань содержателей Петра Андреева сына Яковлева, Ивана Семенова сына Баранщикова сим объявляется, что при банях 1-й на Адмиралтейской стороне, у Обуховского мосту, 2-й Матисовской, 3-й на Васильевском острову, на Голиках и каменных, 4 на Петербургском острову, на берегу реки Карповки, имеются теплые избы, а кто в оных раздеваться пожелает, те б платье стерегли сами, и что из оного каким-либо образом что-нибудь пропадет или все унесут, за то они ответствовать не обязуются".
Несколько старых фотографий.
Здание бань в 1949 году.
1954-1959 годы.
1976 год
1992 год
Судя по фотографиям баня была на этом месте, сразу за брандмауэром трехэтажного дома №5.
Дальше - Банный мост, который я уже показывала выше и производственные здания.
В 1892 году участок №9 значится принадлежащим Почтовому ведомству. Сейчас здесь автобаза федеральной почтовой связи. До 1930-х годов здесь стояло здание вдоль набережной и еще три - по Матисову переулку. Все они имели один номер и с первой половины 1870-х принадлежали почтовому ведомству. В 1870-е годы здесь были построены конюшни, небольшие здания.
До революции и в первые годы после нее доставка почты осуществлялась почтовыми каретами. Для этого здесь были необходимы конюшни и ремонтные мастерские. Когда появились и стали доступны автомобили, они постепенно стали заменять доставку почты каретами, бричками и т.п. Так постепенно создалась автобаза. Все это происходило примерно в начале 1930-х.
Крупная реконструкция зданий почтового двора произошла в начале 1930-х гг. Тогда эта автобаза обслуживала все районы города. А в 1980-е годы построили филиал автобазы в Купчино. Еще скажу, что первая в Ленинграде механизированная бензоколонка была именно здесь, на Матисовом острове - появилась в 1930-е годы и обслуживала только почтовые автомобили. Самое интересное, что она до сих пор находится на том же месте, но теперь она для всех. На фотографии ниже видна ее часть. Все эти здания из красного кирпича относились к почтовому двору. В последнем, длинном - была конюшня.
Правый берег Пряжки в 1960-1970 годах. Впереди Бердов мост.
За зданием автобазы мы видим трехэтажный желтый дом №11, расположенный на Перевозной улице. Он был перестроен из существующего в 1874-1875 годах архитектором Н.А.Мясоедовым для Л.Ю.Миллера. В 1869 году участок с домом принадлежал семье Нагорных - Александру, Федору и Елизавете. В 1892 году - фирме "Бекман и Ко".
В 1870-1880-е годы это была одна из крупнейших фирм России по производству водки, а потом - вин, коньяка, ягодных и фруктовых вод.
Была основана немцем Бекманом в 1870 году. Он присоединил к своему заводу санкт-петербургский "Питейный водочный завод", после чего он стал крупнейшим в Российской империи.
С 1880 −х годов общество «Бекман и К°» перешло в руки предприимчивого «русского немца» барона К.Н. Корфа, весьма приумножившего славу фирмы необычностью оформления товара. В продаже появились кувшины и графины всевозможных конфигураций, выполненные из богемского хрусталя. Но общество «Бекман и К°» разделило участь всех частных водочных производств Российской империи: начавшаяся Первая мировая война, введение «сухого закона» в России и последующие революционные события поставили крест на некогда процветавшем предприятии. Реклама общества.
Корпуса завода располагались от угла по Перевозной улице.
Дом 11 угол Перевозной в 1949 году
На этой фотографии последнее здание - один из многочисленных цехов завода "Адмиралтейские верфи".
За этим зданием цеха мы видим Бердов мост. Совсем небольшой, пешеходный, сооруженный в створе Мясной улицы. Первоначально, в конце XVIII века, здесь был построен деревянный мост, выходивший прямо к проходной чугуноплавильного завода Чарльза Берда (о заводе потом). Примерно в 1840-х годах, а, возможно, и раньше мост стали называть Бердовым по фамилии владельца завода.
После наводнения 1824 года мост был восстановлен трехпролетным.
Еще раз он был перестроен в 1900 году, а в 1941-1942 годах частично разрушенный мост был капитально отремонтирован силами дорожно-мостового восстановительного батальона МПВО.
В 1951-1952 годах старый мост разобрали и построили пешеходным на двутавровых балках, с деревянными перилами и дорожным покрытием. В 1994 году его еще раз отремонтировали, но после того, как построили новый цех и забор, мост совсем потерял свою необходимость, он стал упираться в стену( Хорошо, что сохранилось название, а значит, и память о Берде останется.
За зданием цеха завода, после Бердова моста за деревьями немного видно желтое небольшое здание. Оно имеет №17 по набережной Пряжки. Это здание раньше принадлежало обществу Франко-русских заводов и было административным корпусом.
Вкратце, история такова.
Шотландский купец Карл Берд прибыл в Россию в 1786 году. В последнем десятилетии XVIII века Екатерина II распорядилась застроить в Коломне участки вдоль улиц регулярным "каменным строением в три этажа". До того времени дома строились хаотично, улиц не было. Среди многочисленных просителей об отводе им мест упоминается и Карл Берд. Сначала он открыл в Коломне железоделательные мастерские, потом сумел преобразовать их в механико-литейный завод и через некоторое время стал его единственным владельцем. В 1815 году на этом заводе он создал первый в России пароход, получивший название "Елизавета". Пароход этот проходил испытания на реке Пряжке, а в первый раз был показан при большом стечении народа и в присутствии царской семьи в пруду Таврического дворца. Публика была в восторге.
Пароход Берда на линии Санкт-Петербург - Кронштадт. Около 1820 года
В 1816 году был спущен на воду второй пароход и с 1818 года регулярные рейсы стали совершаться по два раза в день. Пароходы отходили в Кронштадт от пристани Матисова острова, а рядом Берд наладил перевоз через Неву на Васильевский остров. Поэтому с тех пор и существует название Перевозная улица.
После его смерти в 1843 году его дело продолжил сын Франц Карлович. В 1847 году Ф.К.Берд и члены его семьи стали подданными России и получили право на потомственное дворянство. В 1864 году Ф.К.Берд умер и дело возглавил уже его сын Джордж, которого в России называли Егором Францевичем. В 1881 году Джордж Францевич, унаследовавший дело отца "в исключительную собственность по разделу между всеми наследниками Ф.К.Берда" продал завод Франко-Русскому обществу и уехал из России. В том же году вышло постановление правительства, разрешающее образование Акционерного общества с целью "эксплуатации заводов, известных под названием Берда".
Можно сказать, что бОльшая часть Матисова острова принадлежала семье промышленника Берда и была занята их заводскими и жилыми строениями на протяжении почти ста лет.
После революции предприятие было национализировано. Часть завода стала называться заводом Карла Либкнехта с 1922 по 1925 год, а часть отошла Фольгопрокатному заводу, который раньше был заводом по обработке цветных металлов а в начале 2000-х годов прекратил свое существование. А завод Карла Либкнехта прошел еще несколько этапов и с 1992 года входит в объединение "Адмиралтейские верфи".
Дальше Пряжка по руслу Сальнобуянского канала соединяется с Большой Невой. Ниже по течению, уже на территории Адмиралтейских верфей есть еще один мост. Его почти не видно. Это Подзорный мост. Когда-то, недалеко от этого места находился Подзорный остров и Подзорный дворец Петра Великого. Отсюда и название моста. Построен он в 1958 году.
Мы пройдем еще немного, до поворота на Лоцманскую улицу. Но Пряжки уже здесь не видно. Справа стена-забор объединения "Адмиралтейские верфи".
Продолжение в следующей записи.