Сейчас мы пойдем по четной стороне набережной Пряжки от Лоцманской улицы до Мойки. Дома здесь, в основном, небогатые. В этих домах на рубеже XVIII и XIX веков (помимо прядильных мастеров) жили, преимущественно, семьи низших адмиралтейских служителей, мелких чиновников, принадлежащих морскому ведомству и мастеровых, связанных с флотом.
На этой фотографии конец набережной Пряжки и поворот на Лоцманскую улицу.
Первый дом на углу Лоцманской улицы - дом №66.
В 1892 году участки № 62, 64 и 66 принадлежали крестьянину Тимофею Нестеровичу Нестерову, который в доме №66 содержал каретный извоз. В 1917 году все три дома принадлежали Марии Николаевне Нестеровой, вероятно, вдове Тимофея Нестеровича.
Дом, который мы сейчас видим был построен в 1898 году по проекту архитектора В.Ф.Розинского.
Этот архитектор в 1904 году построил и дом №62, который стоит в глубине участка, окруженный зеленью. В 1896 году владельцем его был крестьянин Т.М.Марков, а в 1900 - уже известный нам Т. Н.Нестеров. Во дворе дома располагались его конюшни и конюшни частных лиц. Дом №64 не сохранился. Возможно, на его месте сквер.
Следующий дом №58-60 занимает детский сад №34 Октябрьского района. Вернее, занимал. Построен он был по типовому проекту в 1937 году. В то время, в 1937-1938 годах в Ленинграде было построено по этому проекту 43 детских сада. Архитектор этой постройки Э.Г.Манвелян. Но почему-то здание давно пустует. Так оно выглядит сейчас.
Вот оно в 2013 году.
Я не знаю когда здесь опустел участок №60, но в 1840-х годах, он, возможно, принадлежал семье старосты лоцманов Дмитрия Андриановского, т.к. в 1885 году дом принадлежал его наследникам. Помимо Марфы Тимофеевны, дочери лоцманского старосты (вероятно, это его внучка) владелицами числились еще и дочери купца Семена Степенева - Сарновская Наталья, потомственная дворянка, Григорович Евдокия - жена генерал-майора и его сестра Степенева Ольга, дочь купца, В 1896 году в доме находилось Общество потребления Васильевской и Коломенской частей.
В 1910 году владельцами этого дома записаны Владимир Иосифович Сарновский, Анна Семеновна Турчинович, жена Терентия Мартыновича Турчиновича, инженера-техника, секретаря технического комитета Российского пожарного Общества, и Ольга Семеновна Степенева. В.И.Сарновский с 1894 года был офицером. Участник Белого движения. Взят в плен. С 1924 года на особом учете в Киевском ГПУ. Что дальше с ним произошло - не знаю.
Сын Анны Семеновны и Терентия Мартыновича Турчиновичей Николай в 1917 году был титулярным советником, работал в экспедиции по заготовке государственных бумаг и был помощником редактора печатного органа русского общества любителей мироведения.
После 1917 года он остался в Петрограде. В адресной книге 1926 года указано, что он жил на улице Союза Печатников, 25 и работал химиком. В 1931 году был арестован в своей квартире за контрреволюционную деятельность. Обвинен в отказе от антирелигиозной пропаганды по статье 58-11 УК РСФСР. Умер в Татарии в 1943 году
Анна Семеновна Турчинович-Семенова с сыном Колей в 1882 году.
Дом №58 до 1917 года принадлежал наследникам Дмитрия Сергеевича Калашникова, личного почетного гражданина. Следующий сохранившийся дом - №56. Это бывший доходный дом Щигариных. В 1892 году владельцем указан отставной рядовой В.П.Щигарин, а в 1896 году - Щигарина Пелагея Павловна, жена солдата. С 1902 по 1917 годы - она же и их дети - Павел, Екатерина и Мария Васильевны. Дом был построен для них в 1903 году по проекту В.Розинского. В 1900 году в нем содержался ломовой извоз.
Следующий участок №54 расположен на углу Мясной улицы. Дом там был построен в 1833 году архитектором А.С.Шашиным, а в 1879-1882 годах была построена правая часть дома по набережной Пряжки. В 1889 году его расширил архитектор В.Ф.Розинский. Какую именно часть - не знаю. Дом был доходный и построен для богатого купца Михаила Фокина, который являлся владельцем и соседнего дома №52, расположенного на другом углу Мясной улицы. Семейство Фоминых владело участком почти с начала 19 века. Еще в 1822 году купец Максим Фомин содержал в доме винный погреб, а мастер Михаил Зыков вел табачную торговлю. В 1849 году владельцем был купец Александр Максимович Фомин. В доме располагались две булочные и винный погреб. Фомины владели домом до середины 1870-х годов.
С 1892 года владельцем обоих участков был купец 2 гильдии Василий Иванович Иванов, который был мастером ремесленно- кузнечного цеха, в доме №52 содержал трактир и ренсковый погреб. В 1896 году - питейный дом и табачная торговля.
В доме №54 находились овощная и мелочная торговля. В 1900 году оба дома принадлежали ему же. Последними владельцами дома №54 в 1917 году были наследники Марии Лапшиной, а дома №52 - наследники Нестеровых. Пока были хозяева они, вероятно, следили за домом. Но наступила революция. Дом стал жилым.
Капитального ремонта в нем никогда не было. Наконец он пришел в такое состояние, что жить в нем стало невозможно. Примерно в 2005 году его признали аварийным и расселили. И дом стал ждать. Еще в 2008 году писали, что его реконструируют и отдадут инвалидам. Часть здания - весь корпус вдоль Мясной улицы является объектом культурного наследия.
Эту фотографию я сделала в 2013 году
А такой он сейчас. Через десять лет!
Фасад дома по Мясной улице в 1949 году.
Тот же фасад в 1999 году
Здесь планировали создать районный центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. Лицевой корпус хотели сохранить, а дворовый снести и на его месте построить бассейн. За эти годы дом разрушался, не один раз были пожары, бомжи устраивают здесь ночевки и вообще, много чего там было. На сегодняшний день желание остается в силе. Предполагается восстановить исторический облик дома Фокина на момент его постройки. Проект утвержден, вероятно, в который уже раз, в 2021 году.
Следующий дом №50. Построил его, предположительно, архитектор Х.Г.Паульсон в 1807 году (или перестроил из существующего) в стиле классицизма. Потом были построены дворовые флигели. В этом доме жил мастер-каменотес Самсон Суханов и дом этот архитектор построил для него. С.Суханов родился в Вологодской губернии. В 1797 году он пристроился к купеческому обозу и пошел с ними в Петербург. Сначала работал каменотесом на строительстве Михайловского замка. Оказалось, что у него есть талант - камни легко ему поддавались и он чувствовал как с ними работать. Постепенно пришло уменье. Он открыл свою артель В Петербурге очень многое сделано его руками - колоннады Казанского Собора снаружи и внутри, пьедесталы для скульптур, полы; на стрелке Васильевского острова - Ростральные колонны на гранитных пьедесталах, шары, украшающие спуски набережной; в Горном институте - лестница, колонны, две каменные скульптуры; в Адмиралтействе - статуи воинов на башне и многое-многое другое. Примерно 33 объекта создано им только в Петербурге. Это все высекал своими руками Самсон Суханов. Мало того, он каким-то образом мог их двигать эти каменные глыбы, устанавливать. Конечно, был очень сильным физически, но многое сделаное им до сих пор удивляет. А ведь даже не знал грамоты.
Он разбогател, стал купцом 2 гильдии, построил себе дом на берегу Пряжки и жил в нем до 1827 года. У него были большие планы относительно своего дома, но Комиссия по строению Исааковского собора нарушила договор с Сухановым и он лишился работы. Это было началом разорения. Дом пришлось продать с аукциона. Последней его работой стали гранитные пьедесталы для памятников полководцам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в 1837 году. Случилось так, что баржа, перевозившая их, затонула во время шторма и Суханову пришлось распродать свое имущество с торгов. В конце жизни он совсем разорился и буквально нищенствовал. Умер он в 1844 году и где похоронен - неизвестно.
После него дом имел многих владельцев. С 1837 по 1843 годы дом принадлежал коммерции советнику И.Ф.Жербину. После него владельцем был купец И.К.Скрябин. С 1888 года владелицей значилась Анна Дмитриевна Клокачева. В 1896 году она - жена капитана 1 ранга. В доме находилась мелочная лавка и портерная "Кронь и Ко" а в 1902 году - она была женой генерал-майора. Последним владел домом врач Григорий Яковлевич Гершовский. На фотографии - дом №50 - розовый, с колоннами.
Дом №50 сегодня.
Дом Суханова в 1965-1975 годах.
Фотография 1930 года. Так тогда выглядел Бердов мост и дом №50 напротив.
На следующей фотографии, сделанной с другой стороны Пряжки, дома №№48, 46 и 42-44
Дом №48 (голубого цвета) построил архитектор А.Ламони в 1832 году. В 1896 году владельцем указан купец Дмитрий Иванович Мерзлоухов. В купеческой книге на 1895 год о нем сказано, что он из ярославской губернии, живет на Покровской площади в доме №95, содержит кожевенную лавку в Александро-Невской части в доме №115 по Невскому проспекту. В 1910 году дом принадлежал его жене Анне Нефедовне Мерзлоуховой и дочерям - Анне Дмитриевне Астратовой, Кондратьевой Наталии Дмитриевне и Лисецкой Татьяне Дмитриевне.
В купеческой книге на 1906 год об Анне Дмитриевне Астратовой сказано, что она купчиха 2 гильдии, вдова крестьянина, владеет домом по Садовой улице, 95. Управляющий домом - Дмитрий Иванович Мерзлоухов. На сайте Старые дачи в разделе Письма из прошлого нашла открытку, отправленную в 1912 году из Куокалла в Петербург Павлу Петровичу Астратову, проживающему в доме №95 по Садовой улице в доме, принадлежавшем семье Астратовых: Анне Дмитриевне ии ее детям - Марии, Николаю, Павлу и Дмитрию Петровичам. Текст открытки ничем не примечательный, обычная записка между близкими людьми. Сейчас мы позвонили бы по мобильнику, чтоб это сказать. Но когда читаешь эти такие домашние, незамысловатые фразы, люди, написавшие их становятся на мгновенье ближе и понятнее.
Дорогой Паня! Мы все здоровы. Письмо я послала! Я и Надя ходили на станцию и опустили его. Анна Дмитриевна подписала. Паня, привези пожалуйста, чернила, кольдкрем, марки, бриолин, картонку с детскими шляпами деревянную. У нас в Куокалла живут Киселевы, сливочники Куликовы - ты их знаешь. Купи водку столовую с белой головкой пол-бутылки. Целую тебя. Твоя Шура. Привези паспорт. Шура Астратова.
Александра Георгиевна - жена Павла Петровича. Он, по все видимости, брат покойного мужа А.Д.Астратовой.
В 1912 году А.Д.Астратова продала дом на набережной Пряжки купцу 2 гильдии Г.С.Наумову. Он жил в доме №58 по Садовой и держал бумажную торговлю в Никольском рынке, в лавке №15.
В 1917 году обе сестры Анна Дмитриевна Астратова и Татьяна Дмитриевна Лисецкая, жена титулярного советника, жили в доме №95 по Садовой улице.
Вот что еще я нашла. Это сыновья Анны Дмитриевны Астратовой. Оба расстреляны в 1918 году во время красного террора. Возможное место погребения - Петропавловская крепость. По материалам Центра "Возвращенные имена":
Астратов Дмитрий - расстрелян "как активный враг Советской власти".
Астратов Павел - расстрелян "как активный враг Советской власти".
Рядом дом №46 (это все на фотографии, что сверху), пятиэтажный. Построил его архитектор В.Ф.Розинский в 1900 году. В конце 1880-х участок принадлежал капитану 2 ранга Николаю Васильевичу Чайковскому. Вероятно, дом был построен по его заказу. В 1906 году он жил в Басковом переулке в доме №2.
Но в 1903 году дом уже принадлежал семье полковника Евгения Николаевича Малютина. Он работал в Управлении водных и шоссейных сообщений и тороговых портов. В семье было пятеро детей. В 1909 году владельцами дома была вдова действительного статского советника Александра Романовна Малютина и ее дети - Борис, Константин, Владимир, Зинаида и Наталья Евгеньевны.
Немного удалось выяснить о детях.
Борис Евгеньевич, в 1917 году - коллежский асессор. Председатель правления Петроградского шахматного собрания, товарищ председателя правления Всероссийского шахматного общества. В 1903 году закончил с золотой медалью Александровский лицей. Был чиновником министерства путей сообщения и канцелярии Государственной Думы. В 1914 году Малютин находился в Германии, где проходил шахматный турнир. Был арестован. Когда в 1916 году он смог вернуться в Россию, он стал редактором центрального органа кадетской партии газеты "Речь". Лидером кадетской партии. Своими статьями газета пыталась вдохновить белую армию на борьбу с Советами.
Умер он в 1920 году в Ростове-на-Дону. По официальной версии - от тифа, но существует версия, что был застрелен чекистами. В советское время его имя было вычеркнуто из шахматных учебников.
Константин Евгеньевич, 1880 года рождения в 1906 году закончил Александровский лицей. Работал в Гродненском отделении Крестьянского поземельного банка. Был расстрелян большевиками 26 июля 1919 года в Киеве. О Владимире Евгеньевиче - ничего неизвестно, Зинаида Евгеньевна преподавала в женской гимназии принца Петра Григорьевича Ольденбургского и в двухклассной церковно-приходской школе для девочек Новодевичьего монастыря, Наталья Евгеньевна, дочь действительного статского советника. Жила семья в доме №9 в Клинском проспекте.
Дом в 1949 году.
За зеленью на довольно большом расстоянии стоит здание детского сада, построенное в 1937 году. Сейчас здесь работает детский сад №30 компенсирующего вида. Так написано. Возможно, это логопедический сад. Дом занимает два участка и имеет №42-44. Раньше, не знаю до какого времени, здесь стояли два дома. Но они не сохранились до нашего времени.
Дом №44 был доходным и в 1890-х принадлежал большой семье купца 1 гильдии Сергея Герасимовича Смурова. Жили они на углу Малой Морской и Гороховой улиц, имели там собственный дом. Купец имел фруктовую торговлю (как тогда называлось - торговал фруктовым товаром) и виноторговлю в доме купца Елисеева на Большой Морской. Много занимался благотворительностью. Последними домом владели его наследники - дочь и внук. После революции внуки уехали из России.
Один из внуков, сведения о котором нашла на сайте историка С.В.Волкова - Смуров Сергей Александрович, 1856 года рождения, статский советник. В эмиграции во Франции. Умер в 1930 году в Париже.
Затем, с 1907 по 1911 годы владельцем был генерал-майор Алексей Порфирьевич Веретенников, гласный городской Думы. Принимал участие в Первой мировой войне. Служил по военно-инженерному ведомству. Был секретарем санкт-петербургского Общества призрения неимущих детей. После революции и гражданской войны семье Веретенниковых удалось покинуть Россию. Умер в Бельгии в 1927 году.
Последним владельцем дома на 1912-1917 годы был Иван Федорович Веселов. В 1912-1913 годах он жил по Упраздненному переулку, затем на Витебской улице в доме №5. Торговал дровами.
Дом №42 с 1892 года принадлежал Александру Никаноровичу Платонову, врачу. Он родился в 1856 году и в детстве остался сиротой. Был помещен в Сиротский институт Гатчины. Поступил в Медико-хирургическую академию Петербурга, давал частные уроки, т.к. не хватало денег. Закончил обучение в 1881 году. Работал на постройке и открытии Сясьского канала в ужасных условиях совершенно необжитых в то время местах. Работал в Гатчине во время эпидемии оспы и дифтерита. Потом стал практикующим врачом в Петербурге. Жил с семьей на съемной квартире сначала в доме №10 по Большой Мастерской улице, потом на Лермонтовском проспекте. Дом №42 на Пряжке в 1913-1915 годах сдавал в аренду Интендантскому вещевому складу, а в 1915-1917 годах - Особому присутствию по разбору и призрению нищих в Петрограде. В 1910 году стал статским советником, что равно чину генерал-майора среди военных. Этот дом тоже не сохранился. Вот это здание детского сада имеет №42-44. Было оно построено в 1937 году.
Продолжение в следующей записи.