боковик из машрумовской белой серии про финские учебные цвета
И-15бис сер.№ IH-2 (до того VH-2, ещё раньше VH-11, а исходно он носил советский сер.№ 4616), в июле-августе 1943 приписанный к LeLv 34 в качестве вспомогательного аппарата: буксировщика мишеней, тренировочного, курьерского и т.п. 2 августа эту машину нужно было перегнать со старой базы части в Утти на новую в Кюми, и это поручили сделать пилоту 2-го ленто керсантти [про финские звания можно почитать тут] Хеммо Лейно, уже проходившему в этом цикле статей. Тот с «бисом» был знаком ещё по тренировкам в T-LLv 29/35, так что согласился без вопросов. В 18:20 он взлетел, спокойно прошёл по маршруту и в 18:45 штатно пошёл на посадку. Расчёт он выполнил правильно, касание и начало пробега тоже прошли без каких-либо проблем, но когда скорость упала, машина начала рыскать из стороны в сторону. Парировать рысканье рулём поворота не получалось, и чтобы придать ему эффективности, лётчик кратковременно поддал газу. Не помогло. Тогда он опять двинул сектор газа вперёд, но уже на дольший срок. На этот раз отклонение руля подействовало, да так, что пилот попросту не успел вовремя среагировать, и самолёт повело в противоположную сторону с такой силой, что случился занос и опрокидывание.
По воспоминаниям лётчика, самолёт выглядел не сильно повреждённым, тем не менее его списали. А по документам машину тогда отправили на заводской ремонт, а в начале 1945 перевели на складское хранение и списали только в 1950 году. Но ни в одной строевой, или учебной части после аварии самолёт ни дня не числился.
Сам же виновник аварии тогда отделался лёгким испугом, устным разносом от командира и запретом на дальнейшие служебные полёты на И-15, пока не освоит его в должной мере. Тогда он так и не понял причин странного поведения машины на пробеге, но более опытные товарищи объяснили, что на полосе с твёрдым, или просто качественно укатанным покрытием старые самолёты с хвостовым костылём ведут себя неустойчиво, а ранее он на подобных аппаратах взлетал и садился только на травяных лётных полях и поэтому с данной особенностью просто не сталкивался.
IH-2 на аэродроме LeLv 34.
Вспоминая позже этот эпизод и говоря о том, что прежде (в смысле, до него) уже летал на И-15, Хеммо Лейно, возможно, даже не осознавал, что вообще-то он имел тогда дело не только с данным типом вообще, но и с данным конкретным аппаратом в частности, просто тогда тот носил иной серийный номер.
Группа курсантов, в составе которой был Лейно, 19 марта 1940 прибыла на доучивание в T-LLv 29 (29 марта передана в состав другого полка и преобразована в T-LLv 35), где на тот момент имелось два «биса», но VH-10 днём позже был разбит на посадке и затем отправлен на заводской ремонт, поэтому полетать Хеммо мог только на VH-11, том самом, который впоследствии переименовали в IH-2. С этим аппаратом тоже случился инцидент с неудачной посадкой за день до прибытия Лейно сотоварищи, но то ли тогда вообще обошлось без повреждений, то ли они оказались незначительными и были устранены силами технического состава части, но машина продолжала использоваться в T-LLv 29/35 вплоть до расформирования летом 1940.
подредактированный сетевой боковик за авторством Тапани Туоманена
И-15бис сер.№ VH-11 (будущий IH-2) из состава T-LLv 29 (с 29.3.40 T-LLv 35), на котором курсанту Хеммо Лейно довелось полетать в неизвестное (мне) время в период обучения в этой части (с марта по лето 1940). Вверху самолёт показан на лыжном шасси (использовалось до апреля), внизу - на колёсном.
Серия фотографий, сделанных в феврале 1940 перед передачей VH-11 в T-LLv 29:
А это он в феврале-марте во время службы в 29-й флотилии:
Следующее фото относится к весне 1940 и службе уже в T-LLv 35:
(по другим данным это фото датируется весной 1941, когда самолёт нёс серийный номер VH-2 и состоял на балансе LLv-34)
Ну, и раз уж описаны два этапа «жизни» самолёта, то и об остальных стоит рассказать. Но под спойлером, ибо неформат [Spoiler (click to open)]
И-15бис сер.№ 4616 из состава 2-й эскадрильи 152-го иап (бывшая 4-я аэ 19-го иап), 24 декабря 1939 совершивший вынужденную посадку на льду озера Оулунярви. Пилот, лейтенант Яков Андреевич Андреев застрелился, не пожелав сдаваться в плен, а его истребитель достался финнам.
Новые владельцы полностью перекрасили самолёт и в феврале 1940 ввели в строй собственных ВВС, присвоив ему серийный номер VH-11.
С 26.2.40 он состоял на балансе T-LLv 29. Формально с 1.4.40, а по факту с момента переименования части 29 марта был на балансе T-LLv 35 и служил там вплоть до расформирования 35-й флотилии 15.7.40. После этого машина оказалась в составе LLv 34, но формально была принята на баланс этой части только 19.9.40. В конце 1940 года серийный номер самолёта поменяли на VH-2 в рамках общей перенумерации финских «поликарповых». 9.6.41 её отправили на плановый заводской ремонт.
Цвет и фотографии, относящиеся к этому этапу истории самолёта, приведены выше в основной части поста.
17.10.41 отремонтированный VH-2 передан в 2/T-LLv 35 и использовался там пока не был разбит на посадке 15.5.42. Потом снова отправлен на заводской ремонт.
ч/б прорисовка из Suomen Ilmavoimen Historia №7
VH-2 по состоянию на осень 1941 и/или весну 1942.
В процессе ремонта и/или последующего хранения самолёт был полностью перекрашен и в очередной раз сменил серийный номер, став IH-2, что опять стало следствием общего переименования «поликарповых».
источник тот же, что и с боковиками VH-11
IH-2 в трёх проекциях, показанный по состоянию на зиму 1942-43 гг, когда аппарат находился на хранении после завершения ремонта. По сравнению с показанным в начале данного поста вариантом на лето 1943, жёлтого цвета на носу самолёта было больше, а потом то ли капот поменяли, то ли просто перекрасили зачем-то.
Фотография IH-2, датируемая началом 1943 года.
15.7.43 IH-2 поступил на баланс LeLv 34, но уже 2.8.43 разбит в аварии, о которой было рассказано в начале данного поста.
Аварийный борт в очередной раз отправили на заводской ремонт. После ремонта (если он вообще был проведён) аппарат находился на хранении там же на заводе. А 20.2.45, имея по формуляру 114 ч 50 мин налёта в составе финских ВВС, он был сдан для дальнейшего хранения в авиадепо.
И там был списан 2.1.50 вместе с прочими финскими «поликарповыми».