... извращения (395)

Jun 16, 2023 11:30


боковик из первого тома трёхтомника “Slovenske Letectvo”


Aero MB.200 [лицензионный Bloch] сер.№ 12 - единственный самолёт этого типа, доставшийся словакам при дележе техники бывших чехословацких ВВС. В 1939-40 гг на нём периодически летал один из немногих тогдашних словацких пилотов с «многомоторной» подготовкой ротник Ян Гертгофер, служивший в Запасной летке словацких ВВС.



[__био__]

Ян Гертгофер, словак, уроженец Австро-Венгрии 1910 г.р.

В возрасте 17 лет пошёл добровольцем в армию, изъявив желание стать лётчиком и 1.10.27 был принят курсантом в ŠODL [Škola pro Odborný Dorost Letectva] в Простеёве. Двухлетний курс подготовки он закончил со средним результатом и поэтому был определён не на истребители, а в «двухместные» пилоты, получив соответствующее строевое назначение.

Звания (1): 1.10.27 - воин [про чешские и словацкие звания можно почитать тут]; 1.10.29 - свободник; 1.4.30 - десятник; 10.5.31 - четарж; 1.10.36 - ротни; 1.7.37 - ротмистр.

Части и кампании (1): с 1.10.29 служил в 5-й («наблюдательной», т.е. ближнеразведывательной) летке 2-го летецкого плука в Оломоуце; 15.2.31 переведён в 63-ю (разведывательную) летку того же полка.
        В 25.9.~16.11.30 и потом с 23.9.31 по 17.4.32 он был инструктором по военной подготовке, но не знаю где именно; в 18.4.~30.9.32 служил пилотом в Школьной летке VLU [Vojenské letecké učiliště]; а в промежутках между указанными периодами, очевидно, возвращался обратно в 63-ю летку.
        15.4.35 переведён в 83-ю (тяжелобомбардировочную) летку 5-го летецкого плука в Брно, где летал сначала на Fokker F.IX, а позже на MB.200; 1.7.36 принят на обучение в школу ротмистров (фельдфебелей) авиации и выпустился из неё ровно год спустя, после чего вернулся в 83-ю летку.

В марте 1939 после окончательного раздела Чехословакии был репатриирован в новообразованную Словакию и 20.3.39 записался в ряды словацких ВВС

Звания (2): 20.3.39 - ротмайстер (в июне звание переименовано в ротника); 1.11.40 - заставник; 1.9.41 - поручик; 1.6.43 - надпоручик.

Части и кампании (2): в марте 1939 был зачислен в Техническую летку (31.1.40 переименована в «Наградную» т.е. запасную/резервную) словацких ВВС на авиабазе Пьештяны; летом 1940 прошёл переучивание на истребители (соответствующий диплом получил в районе 1 августа плюс/минус пара дней); 15.8.40 переведён в летавшую на Avia B.534 11-ю (истребительную) летку там же в Пьештянах; с осени 1940 (с ноября?) параллельно со строевой службой исполнял обязанности пилота-инструктора (в его биографии сказано, что в аэроклубе);
        В 22.6.~1.8.41 провёл первый «тур» на Восточном фронте, но не как лётчик-истребитель, а как пилот курьерского самолёта, летая по большей части на маршруте Братислава - Львов.
        Весной-летом 1942 прошёл переподготовку по немецким стандартам в составе 5.(slow.)/Jagdgruppe Drontheim в Дании; 1.8.42 временно назначен 2-м адъютантом командующего летецким плуком (единственным) словацких ВВС; в 12~22.9.42 был пилотом звена ночных истребителей на авиабазе Вайнори (три Avia B.534); потом поучаствовал в перегоне первых Bf 109E в Словакию и 1.10.42 включён в состав 13-й летки.
        27.10.42 вместе с этой частью, в немецких документах проходившей как 13.(slow.)/JG52, начал «боевой тур» на востоке, летал на Bf 109E, Bf 109F и ранних Bf 109G, совершил 175 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв и одержал 24 воздушных победы.
        13.7.43 вернулся домой в Словакию пассажиром на C.445M Goeland и на следующий день получил назначение в 1-ю техническую летку в Пьештянах, в ней он принимал участие в приёмочных испытаниях полученных из Германии разведчиков Fw 189A-2 и учебных Go 145, Fw 44 Stieglitz и He 72D Kadett, а также прошёл переучивание на C.445M (завершил его 15.10.43); 31.1.44 там же в Пьештянах назначен пилотом-инструктором и по совместительству заместителем командира «Цвичной» (тренировочной) летки.
        В 25.5.~5.6.44 в Вене прошёл краткий курс подготовки командиров авиачастей, в процессе полетав на Bf 108 и Bf 109 Люфтваффе; 20.7.44 отправлен в Италию для приёмки закупленных с его же участием трёхмоторных SM.84, один из которых потом перегнал в Словакию 17.8.44.
        31.8.44 Гертгофер вылетел на Ju W34 hi из Пьештян в Вайнори, чтобы забрать там командующего Восточнословацкой армией генерала Малара и куда-то [не знаю куда] отвезти, но на промежуточной посадке на аэродроме Нижний Шебеш (у Прешова) их арестовали немцы.

Победы: 1-я - 29.12.42; 5-я и 6-я - 15.3.43; 10-я и 11-я - 16.4.43; 15-я и 16-я - 24.4.43; 20-я - 26.5.43; 24-я и последняя - 14.6.43.

Награды:
        [в том порядке, в котором они перечислялись в одной из биографий]
    Vyznamenanie “Za hrdinstvo” III. stupňa [Знак отличия (медаль) «За храбрость»] - 5.3.43;
    Vyznamenanie “Za hrdinstvo” II. stupňa - 5.5.43;
    Vyznamenanie “Za zásluhy” - 27.8.43;
    Vojenný Víťazný Kríž V. triedu [Крест победы 5-го класса; «5-я» была на самом деле не степенью ордена, а одной из причисленных к ордену медалей (золотой)] - 14.3.44;
    немецкий Eisernes Kreuz II. Klasse - 24.1.43;
    немецкий Eisernes Kreuz I. Klasse - 29.4.43;
    немецкий Ehrenpokal der Luftwaffe - 12.7.43;
    немецкая Frontflugspange für Jäger in Gold - 12.5.43 [«золото» полагалось за 110 б.в.];
    хорватская Srebrna kolajna krune kralja Zvonimira na ratnoj vrpci [Серебряная медаль короны короля Звонимира на боевой ленте] - 13.7.44;
    румынский Ordinul “Virtutea Aeronautică”, Cruce de Aur [Золотой крест (высшая степень) Ордена авиационной доблести] - 25.4.44.

Ас просидел несколько месяцев в Шталаге XVIIA, а после освобождения (самими немцами) вернулся в Пьештяны, где записался в Домобрану и 16.2.45 стал офицером Летецкого плука (без самолётов) [Leteckého pluku (bez letadel)]. После прихода советских войск он 4.4.45 оказался в рядах Povážského praporu slobody v Piešťanech, а 9 мая был принят на службу в чехословацкую армию.

Звания (3): 9.5.45 - надпоручик; 1.4.48 - надпоручик резерва; 6.10.50 - капитан резерва.

После возвращения в чехословацкую авиацию Гертгофер получил назначение в LVS [Letecké výcvikové středisko = Авиационный учебный центр] в Спишска-Нова-Вес и 6.6.45 стал командиром Школьной летки этого центра.
        1.8.45 назначен адъютантом (или заместителем?) начальника 2-го аэродромного дивизиона [Letištní peruť] на авиабазе Пьештяны. 28.2.46 этот «перуть» сменил номер на 12, а 6.6.46 переименован в Leteckou základnu 12.

17.7.46 аса откомандировали в распоряжение словацкого Министерства Транспорта, где он был поставлен во главе Технического отделения в Отделе Гражданской авиации и параллельно стал штатным правительственным пилотом. Чаще всего он летал на C-47, перевозя разных «шишек» по Чехословакии и иногда за границу.
        17.8.47 Министерство Транспорта отправило его в годичный отпуск без сохранения содержания, а в армии он был уволен в запас 1.4.48.
        Где-то в 1948 Гертгофер нашёл работу в гражданской авиации и летал, судя по всему, на DC-3, но 1.6.51 был уволен (вроде, по причине неблагонадёжности) и в дальнейшем уже не имел никакого отношения к авиации.

Скончался 9.8.91.



боковик из “Vzduch je naše moře”


То ли другая интерпретация той же самой окраски, то ли внешний вид самолёта на другое (но близкое) время.







извраты, неистребители асов, Чехословакия, довоенные асы, ww2, aviation art, самол.бомберы, асы WW2

Previous post Next post
Up