«Дюк» Каннингем - последний ас US Navy.

Jun 14, 2023 11:30




Разбираясь с файлами, перенесёнными со старого компа на новый, наткнулся на статью, написанную аж 25 лет назад [дата создания вордового файла 7.10.1999, но форма кавычек и символ табуляции в начале каждого абзаца говорят о том, что исходно это был простой TXT, так что он ещё старше], чуть дополненную в 2002 году [дата последнего изменения 4.1.2003], но так и не пошедшую на публикацию и благополучно забытую на следующие двадцать лет.
        И дабы былая работа не пропала совсем уж зазря, я решил поставить её хотя бы в ЖЖ. Конечно, стоило бы её полностью переписать, но это потребует слишком много сил и времени и не принесёт никакой ощутимой пользы, так что ставлю «как есть», дополнив только комментариями на основе вьетнамских данных, ставших доступными уже после написания оригинальной статьи. Ну, и фотографии тоже добавил, чтобы не пустой текст был, а прорисовки «Фантомов» аса уже проходили в одном из прежних постов...



Рендл Гарольд Каннингем [Randall Harold Cunningham] родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния 8 декабря 1941 г - на следующий день после японского удара по Перл Харбору. В 1965 г он закончил университет штата Миссури и 10 октября следующего года завербовался во флот. 16 июня 1967 г, по окончании "общего" курса подготовки ему присвоили первое офицерское звание - «Энсин» [Ensign, соответствует нашему лейтенанту]. Год спустя Рендл получил погоны лейтенанта джуниор грэйд [Lieutenant (Junior grade), соответствует старшему лейтенанту], а еще через три месяца - "крылышки" дипломированного пилота.
        В июле 1969 г Каннингем получил назначение в 96-ю истребительную эскадрилью [VF-96]. 10 апреля 1970 г эта часть начала свой первый боевой поход к берегам Вьетнама на борту ударного авианосца "Америка" [CVA-66 «America»]. В зоне боевых действий корабль находился с 12 мая по 23 ноября, а новый год летчики 9-го авиакрыла [CVW-9] встречали уже на американском берегу. За время этого "круиза" Каннингем не добился каких-либо заметных успехов, за исключением того, что 1 июля стал лейтенантом [соответствует нашему капитан-лейтенанту].



Два «Фантома»: NG100 и NG112, на которых «Дюк» Каннингем одержал все свои победы.

Следующий боевой поход 96-я эскадрилья начала 1 октября 1971 г в составе того же 9-го крыла, но на авианосце "Констеллейшн" [CVA-64 “Constellation], однотипном с "Америкой". В это время постоянным напарником Каннингема стал оператор систем вооружения лейтенант джуниор грэйд Уильям Патрик Дрисколл [William Patrick Driscoll]. Первые несколько месяцев прошли относительно спокойно, встреч с воздушным противником практически не было. Положение изменилось в середине января 1972 г.
        19-го числа пара "Фантомов" из VF-96 прикрывала штурмовики. При подлете к цели начались неприятности: на два истребителя пришлось 18 зенитных ракет. Поэтому летчикам вместо того, чтобы искать МиГи, пришлось заботиться лишь о собственной безопасности. В конце концов, увернувшись от последней ракеты экипажи смогли осмотреться. В нескольких километрах впереди на небольшой высоте шла пара A-7, уходящих от цели. Противника поблизости не оказалось и Рендл начал высматривать возможные пуски SAM'ов и краем глаза заметил, как штурмовики включили форсаж. Но на «Корсарах» нет форсажной камеры - это МиГи!



Каннингем и Дрисколл в кабине NG112. Фото сделано уже после начала боевого «тура», но до первой победы экипажа

Рендл дал "полный газ" и вскоре сумел опознать противника. Еще немного, и Вилли взял "21-го" в захват. Зная статистику промахов "Сперроу", летчик решил действовать наверняка, переключил оружие на "огонь" и, дождавшись устойчивого сигнала нажал кнопку пуска. "Сайдвиндер" устремился к цели, но вьетнамский пилот вовремя заметил опасность и уклонился от ракеты резким маневром. Однако, затем он допустил ошибку и, потеряв из виду неприятеля, полетел прямо. Тем временем "Фантом", едва не врезавшись в скалы, завершил разворот и находился в отличной позиции. Каннингем еще раз нажал на гашетку, и на этот раз ракета попала точно в цель.
        Ведущий вьетнамской пары с самого начала предпочел не ввязываться в бой, но не успел далеко уйти. "Фантом" уже догонял МиГ, когда Дрисколл обратил внимание своего пилота на остаток топлива. Пора было уже возвращаться домой, и Каннингем, выпустив без особой надежды "Сперроу", взял курс на авианосец.



Посадка на авианосец после завершения боевого вылета 19 января.

Сбитый МиГ-21 стал первым успехом флота за 18 месяцев, и по возвращении экипаж встретил очень теплый прием.

Вьетнамские данные этой победы не подтверждают.

Вторую победу Каннингем и Дрисколл одержали четыре месяца спустя. В тот раз они вместе с экипажем Брайана Гранта [Brian Grant] должны были "расчистить" воздух перед подходом ударной группы. Непосредственно над целью воздушных целей не оказалось, но от «Ред Кроун» (позывной наземного, точнее надводного, центра наведения) пришло сообщение о нескольких "приведениях", появившихся в отдалении. Пара "Фантомов" пролетела в их направлении миль двадцать, но наводчик не давал больше никакой информации, и Каннингем решил вернуться к месту патрулирования. Самолеты начали разворот, когда "Корона" сообщила: "бандиты" в 15 милях, на 6 часах».
        Первым противника заметил ведомый, и Рендл начал доворачивать навстречу МиГу. Но тут он вспомнил, как в подобной же ситуации был сбит один из его коллег, и "свечой" ушел вверх "до выяснения обстановки". Он оказался прав - вьетнамский истребитель проскочил ниже и сразу зашел в хвост Гранту, который не заметил опасности, и быть бы ему сбитым, если бы не предупреждение командира. Включив форсаж, ведомый по прямой сумел оторваться от преследователя, но как только расстояние между ними увеличилось до 1000 м, вьетнамский пилот пустил ракету. Вовремя предупрежденный, Брайан сумел уклониться, но потерял скорость и вновь оказался в зоне досягаемости пушечного огня.
        В это время появились еще два МиГ-17, и Дрисколл следил за ними, пока Каннингем пытался занять позицию для атаки. Пуск... промах, но тем не менее "Сайдвиндер" сделал свое дело, и ведомый был спасен. Уклонившись от ракеты, МиГ оказался прямо перед "Фантомом", но даже не пытался маневрировать. Вьетнамский пилот не замечал опасности или, возможно, сознательно отвлекал на себя противника, так как Уильям сообщил своему пилоту, что "его" МиГи открыли огонь. Тем не менее позиция была слишком выгодная, и Каннингем решил рискнуть. Он выпустил еще один "Сайдвиндер" и неприятельский истребитель исчез в огненном шаре взрыва, но затем рядом с кабиной "Фантома" прошли трассы. Резкими маневрами с максимальной перегрузкой Каннингем сумел избежать поражения, но для того, чтобы оторваться от противника нужно было включить форсаж, что означало "подставиться" под ракету. К счастью поблизости были облака, и Рендл "нырнул" в спасительную дымку, сообщив ведомому свой курс, чтобы тот мог прикрыть его на выходе из облачности. Однако пилоты МиГов предпочли не рисковать и, едва заметив, что Брайан разворачивается в их сторону, опять скрылись в облаках.
        Задание было выполнено и пора было возвращаться, тем более что воздушного противника больше не было. По дороге домой летчики заметили большую колонну грузовиков, и Каннингем понадеялся, что "Сайдвиндер" сумеет уловить тепло двигателей. Как ни странно, но он оказался прав...
        Во время послеполетного обслуживания самолета обнаружились повреждения обшивки крыла - последствия воздействия больших перегрузок. Взамен экипаж получил другой истребитель.

В ранних публикациях с вьетнамскими данными прямым текстом говорилось о том, что данные по потерям в лётчиках и самолётах опровергают эту победу, но в более поздних появилось упоминание об одном потерянном в тот день МиГ-17, однако без каких-либо подробностей.

10 мая 96-я эскадрилья приняла участие в ударе по одной из железнодорожной станции вблизи Ханоя, и на этот раз ее истребители были нагружены бомбами. Самолеты без происшествий вышли в заданный район, но штурмовики проскочили станцию и экипажи "Фантомов" вынуждены были кружить над целью, дожидаясь пока их коллеги развернутся и нанесут удар. Промедление стоило им двух машин: прямым попаданием зенитного снаряда был сбит лидер группы коммандер Блэкберн [Commander (капитан 2-го ранга) Blackburn], а его ведомый вышел из боя на одном двигателе. Наконец настала и их очередь, Каннингем и его ведомый отбомбились по большому складу, но оба "промазали"...
        Американцы уже уходили от цели, когда в воздухе появился противник. Ведомый передал: "Дюк (прозвище Каннингема), два МиГ-17 на 7 часах". Обернувшись, Рендл увидел, как к его машине потянулись трассы. Резкий маневр, и первый МиГ проскакивает вперед, а ведомый уходит на "вертикаль" и, завершив маневр, снова оказывается позади "Фантома". Зная, что собственный ведомый его прикроет, Каннингем довернул на уходящий истребитель и нажал кнопку пуска и через несколько мгновений неприятельский самолет взорвался. Перед этим боевым вылетом Рендл пообещал Брайану, что при первой возможности поможет ему открыть собственный счет побед. Поэтому он не стал уходить от второго противника, а постарался подставить его под удар ведомого, однако тому было уже не до побед: у него самого на хвосте "повисла" пара "семнадцатых"...
        Маневр "отрыва" от МиГ-17 был отлично отработан летчиками, и вскоре оба "Фантома" избавились от своих преследователей и на максимальной скорости ушли вверх. Горючего в баках оставалось еще много, поэтому Рендл и Брайан развернулись, чтобы снова вступить в бой. Внизу восемь МиГов гонялись за тремя F-4. Каннингем оставил ведомого наверху для прикрытия, а сам пошел в атаку, но едва не столкнулся с "вывалившимся" из круга "Фантомом". Коммандер Дуайт Тимм [Dwight Timm] уходил от двух МиГов - 17-го и 21-го, но не видел реальную опасность: в "мертвой" зоне за его хвостом находился еще один "семнадцатый", который в любой момент мог открыть огонь. Оба истребителя были так близко друг от друга, что Каннингем не мог стрелять, так как не известно какую именно цель захватит головка самонаведения ракеты.
        Положение осложнялось тем, что сам Рендл был атакован парой МиГов-19, но они пока еще не вышли на дистанцию действенного огня. Наконец, Тимм переложил свой самолет из левого виража в правый, и отметки целей разделились... Пуск... Попадание... В этот момент "на сцену" вышла четверка "двадцать первых", но "Фантомы" разошлись с ней на встречных курсах, резко снизились и на максимальной скорости ушли в сторону побережья.



Борт NG100 в полёте.

Казалось, все уже закончилось, но тут Каннингем заметил впереди и чуть ниже какой-то самолет, идущий навстречу ему. При ближайшем рассмотрении это оказался очередной МиГ-17. В свое время, будучи курсантом U.S. Navy Fighter Weapons School (знаменитой «Топ Ган»), Рендл обычно начинал воздушный бой со "Скайхоком", имитирующим МиГ, "психической" лобовой атакой. Так он поступил и сейчас и осознал свою ошибку лишь тогда, когда "семнадцатый" открыл огонь. Спасаясь, американец перевел свой истребитель в "вертикаль". Он был уверен, что противник проскочил мимо, но, обернувшись, увидел его всего в 10 метрах от себя. Мало-помалу "Микоян" отставал от "Фантома" и начал стрелять когда тот оказался в верхней точке петли. Каннингему пришлось туго, но благодаря навыкам, полученным во время тренировок, он уклонился от всех очередей и, воспользовавшись благоприятным моментом, сумел "стряхнуть с хвоста" преследователя, однако остался обороняющейся стороной. Вьетнамский пилот оказался настоящим мастером, он мгновенно парировал все "ходы" противника и, вопреки всем ожиданиям, уверенно вел бой на "вертикалях".
        На одной из "петель" Каннингем выпустил тормозные щитки, и МиГ проскочил вперед. Оба самолета, потеряв скорость, устремились к земле. Рендл без особой надежды выпустил "Сайдвиндер", взорвавшийся рядом с целью. Некоторое время ничего не происходило, и летчик уже готовился выпустить последнюю оставшуюся ракету, но в этот момент неприятельская машина вспыхнула и, оставляя черный шлейф дыма, в отвесном пикировании устремилась к земле.
        Посмотрев вверх, Каннингем заметил на "двух часах" еще один МиГ-17, сказал своему оператору: "Вот идет номер 6!" и пошел на сближение. В этот момент он услышал по радио: "Дюк, посмотри на свои семь часов!" и, обернувшись, увидел, как "висевшая" у него на хвосте четверка "семнадцатых" бросилась врассыпную, уклоняясь от "Сперроу" лейтенанта Майкла Коннелли [Michael J.Connelly]. Коннелли также отличился в этом бою - вместе со своим оператором лейтенантом Томасом Блонски [Thomas J.J.Blonski] он одержал две победы над МиГами-17.
        Справедливо решив, что с них хватит, оба пилота направили свои "Фантомы" в сторону побережья. По дороге они уклонились от зенитной ракеты, безрезультатно "подрались" с встреченным "МиГом-21", а затем снова попали под обстрел ЗРК. Ракета взорвалась в сотне метров от самолета Каннингема. Меньше чем через минуту машину резко повело в сторону - осколки повредили гидросистему. Но удача не оставила летчика, и он сумел перетянуть через береговую линию. Экипаж катапультировался над Тонкинским заливом и вскоре был подобран спасательным вертолетом, а через несколько дней после этого «Дюк» и «Вилли» были уже в Штатах. Война для них закончилась.

В том воздушном бою американцы одержал 7 побед над МиГ-17, из которых вьетнамскими данными подтверждаются только три.
        Со своей стороны, вьетнамцы на МиГ-21 одержали две победы над «Фантомами», потерю которых американцы списывают на зенитную артиллерию и (в случае Каннингема) зенитные ракеты.

Всего за время боевых действий Каннингем совершил 300 боевых вылетов и записал на свой счёт пять подтверждённых воздушных побед, став единственным лётчиком-асом USN во Вьетнаме.

№ дата время противник координаты боя самолёт Каннингема
сев.шир. вост.долг. тип сер.№ борт.№
1 19.1.72 13:58 МиГ-21 19°03' 105°17' F-4J-41-MC 157267 NG112
2 8.5.72 09:53 МиГ-17 21°06' 105°21' тот же самолёт
3 10.5.72 14:01 МиГ-17 20°55' 106°23' F-4J-35-MC 155800 NG100
4 14:03 МиГ-17 20°54' 106°20'
5 14:08 МиГ-17 20°53' 106°22'



Каннингем и Дрисколл после возвращения в США.

Коммандер Рендл "Дюк" Каннингем, кавалер Морского Креста, двух Серебряных Звезд, пятнадцати «Эир Медалей», Пурпурного Сердца, пары менее «ценных» медалей и Креста за Доблесть (награда Южного-Вьетнама) вышел в отставку 30 января 1987 г с должности командира эскадрильи VF-126. На "гражданке" он сначала занялся бизнесом, а затем решил «удариться в политику» и весьма в этом преуспел: 6 ноября 1990 г он был избиран в Палату Представителей. На последних выборах в Сенат, прошедших в конце 2002 г избиратели штата Калифорния в седьмой раз подряд отдали свои голоса конгрессмену Каннингему.

А в 2005 он попался на коррупции и присел на 8 лет.
        В 2013 освобождён и до настоящего времени проживает в Арканзасе.

асы WW3, САСШ, ww3

Previous post Next post
Up