Биржа как стресс. Часть 2. Неконтролируемый стресс

Oct 10, 2011 17:13


Чтобы стрессорная ситуация оказалась неконтролируемой, стрессорное воздействие должно отвечать одному или нескольким из следующих условий: к нему невозможно приспособиться, его нельзя предсказать, его нельзя избежать, от него нельзя избавиться, окончание воздействия тоже невозможно предсказать (Д.А. Жуков, 2007).

Если перечислить критерии, которые вызывает развитие неконтролируемого стресса любому, кто более-менее связан с финансовой сферой, то реакция будет у всех одинакова-эти критерии полностью соответствуют восприятию рынков (фондовых, валютных и т.д.).
Рынки для их участников-сложная общность, которая постоянно, несмотря на все усилия собрать и привести к единому измерению релевантную информацию, ставит перед ними новые вопросы. Рынки никогда нельзя полностью понять, поскольку по мере изменения ситуации и разворачиванию новых событий (от изменения процентных ставок до введения евро) они приобретают все новые и новые качества.
Подобная разворачивающаяся структура рынков [unfolding structure of the market] определяет развитие исследовательского поведения трейдеров-их потребности наблюдать за рынком и анализировать его состояние во все периоды активной торговли.
Нужно также отметить, что существующие рынки представляют собой концентрированную форму эпистемических объектов-более концентрированную, нежели например, объекты исследования в такой эталонной науке, как молекулярная биология. Эти рынки представлены на экранах, неразрывно связаны с ними, наслаиваются в них друг на друга, часто подвергаются стремительным изменениям (в случае валютных торгов при условии немедленной поставки-иногда за долю секунды) и разворачивают свою структуру, невзирая на рабочие часы и иные ограничения, регулирующие действия индивидов и институты на локальном уровне.
Ключевой особенностью рынка в современных условиях является его меняющийся, разворачивающийся [unfolding] характер; его незавершенность [lack of completeness] в качестве самостоятельной субстанции и нетождественнность самому себе. Причём принципиальное значение имеет именно незавершенность рынка: даже в те моменты, когда рынки приобретают фиксированное состояние, длящееся до тех пор пока не изменятся цены; даже в это время их всё равно приходится рассматривать как разворачивающиеся структуры отсутствия [unfolding structure of absence], поскольку за этим на мгновение застывшим фасадом цен они уже начали меняться, а порою и взрываться.
Это означает, что рынки в равной мере определяются как своим текущим состоянием, так и тем, чем они еще не стали (но могут стать), что они никогда не являются целиком самими собой и что как объекты знания они никогда полностью не достижимы,. На своих экранах трейдеры видят лишь временное решение более фундаментальной проблемы недостаточности объекта [lack of object]. Для субъекта это отсутствие достаточности соответствует определенной структуре желаний, постоянно поддерживаемому интересу, никогда не находящему полного удовлетворения.
«Недостаточность» можно представить как потребность победить, а не просто выполнить рутинную работу. Как пишет М. Аболафия: «торговая площадка, в отличие от других организационных сред, воспринимается совсем не как место, где удовлетворяются достигнутым, влачат существование или попросту выживают. Это место, где куют победу», измеряемую величиной заработка (Abolafia M., 1996). Он называл «чистое наслаждение победой» [sheer raw enjoyment of winning]-возбуждение и чувство овладевания объектами, вызываемое «настоящей игрой» [deep play]-целью второго плана, стоящей за более очевидной целью наживы.
Если принимать такую трактовку, то в культурном портрете трейдера появляется еще одна «недостаточность», связанная с испытанием характера в борьбе за статус. Трейдеры не только пытаются избежать ситуации недостаточности, но и превращают «состояние недостаточности» в сложную игру или практику, в поле изворотливости, повышения, понижения, предсказания, уверток, откладывания решений и попыток жить в ситуации недостаточности.
Таким образом, даже данной характеристики рынков достаточно для того, чтобы, с точки зрения патофизиологии, отнести рынок к сильнейшим стрессорным факторам для его участников, причем, фактором очень специфичным, по сути, исключающим любые формы приспособления, и сразу переводящим всех его участников в состояние неконтролируемого стресса. В данном ключе можно не согласиться с J.M. Coates (2008-2009), который говорил о состоянии стресса у трейдеров только при таких достаточно регулярных, но редких явлениях, как кризис 2008. Стрессорные факторы являются основой современных рынков и потому они проявляются постоянно, а кризисы лишь подталкивают исследователей к рассмотрению достаточно «привычных» (но к которым нельзя привыкнуть) проблем участников рынка.

(некоторые попытки трейдеров приспособиться рассмотрим далее)

Литература
1.Анализ рынков в современной экономической социологии [Текст] : пер. с анг./гос. Ун-т-Высшая школа экономики; отв.ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова ; сост. научн. ред и авт. предисл. В.В. Радаев.-2-е изд.-М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.-423 с. 978-5-7598-0599-1 (в пер.)
2.ЖУКОВ Д. А.. БИОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ. ГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. С-Пб, "РЕЧЬ", 2007, 443 с.
3.Abolafia M. Making markets, Opportunism and Restrait on Wall Street. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
4.Coates JM, Herbert J. Endogenous steroids and financial risk taking on a London trading floor Proc Natl Acad Sci USA. 2008 Apr 22;105(16):6167-72.
5.Knorr-Cetina K., Bruegger U. The Market as an Object of Attachment: Exploring Postsocial relations in Financial Markets // Canadian Journal of Sociology. 2000. Vol 25. No.2. 2000. P.141-168

человек, биология торговли, философия, трейдинг, фондовый рынок, социальная психология, стресс, биржа, мании, психология рынков

Previous post Next post
Up