"В условиях нынешнего кредитного кризиса трейдеры могут ощущать на себе пагубный эффект хронических выбросов кортизола и прийти к психологическому состоянию, известному специалистам под названием "выученная беспомощность… Когда такое происходит, центральные банки могут сколько угодно снижать учетные ставки, а трейдеры все равно отказываются скупать рискованные активы. В такое время экономистам нужно принимать во внимание психологию инвесторов, а не только их рациональный подход" [Coates JM, Herbert J. Endogenous steroids and financial risk taking on a London trading floor Proc Natl Acad Sci USA. 2008 Apr 22;105(16):6167-72.].
Как может человек или животное испытывать стресс при постоянно действующем факторе, если считается, что для развития стресса необходим фактор новизны? Дело в том, что постоянное, т. е. хроническое воздействие, может вызывать хронический стресс, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
• невозможно приспособиться к воздействию;
• невозможно избавиться от воздействия;
• невозможно избежать воздействия;
• невозможно предсказать начало воздействия;
• невозможно предсказать конец воздействия (Д.А. Жуков, 2007).
При соблюдении даже одного из этих условий неоднократное применение стимула может вызывать хронический стресс, несмотря на то, что физические характеристики стимула остаются неизменными, т. е. формальная новизна ситуации снижается. Именно такой стресс называется неконтролируемым.
Фактор контролируемости является чисто психологическим и часто даже субъективным. Восприятие ситуации как неконтролируемой не зависит от конкретных физических или социальных факторов, изменение которых привело к стрессу. Причём даже слабое, незначительное изменение в условиях существования, но причиняющее человеку определенные неудобства, и избавиться от действия которого или приспособиться к действию которого не удается, становится неконтролируемым.
Обычный человек, на которого направлен огромный поток информации, находится в состоянии хронического стресса, если непонятно - какая информация жизненно важна, какая - менее важна, а какая - является просто шумом.
Первая экспериментальная работа, в которой было показано, что состояние стресса, вызванное невозможностью уло¬вить закономерность изменений во внешней среде, приводит к депрессивному нарушению поведения,
.
была выполнена в Институте экспе¬риментальной медицины в Санкт-Петербурге. В лаборатории И. П. Павлова его сотрудница Н. Р. Шенгер-Крестовникова (Шенгер-Крестовникова Н. Р. Известия Педагогического Научного Институгаим. П. Ф. Лес-гафта. 1921.Т.З.С. 1-41.) обучала собаку отличать круг от эллипса, постепенно изменяя форму эллипса так, чтобы он все больше и больше походил на круг (рис.).
Правильное решение подкреплялось пищей, неправильное - не подкреплялось. Когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, собака стала ошибаться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отличать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные рефлексы, которые были выработаны прежде. Кроме того «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала». Таким образом, впервые в эксперименте было показано, что неконтролируемая ситуация приводит к нарушениям в поведении (Д.А. Жуков, 2007).
Следует обратить внимание на то, что в результате неконтролируемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах психики экспериментального объекта. У собаки развились:
• когнитивный дефицит - собака утратила ранее выработанные навыки;
• моторные нарушения - собака постоянно была в движении расстройства
• аффекта - собака постоянно повизгивала.
Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, собака не голодала. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической - невозможность решить задачу
Эксперимент Шенгер-Крестовниковой особенно ценен тем, что собака не испытывала боли, не голодала, ее не пугали, более того в эксперименте не были использованы и такие аверсивные стимулы (стимулы, которых животное старается избегать), как предъявление одновременно множество стимулов, требования к быстрому решению задач. Иначе говоря, не применялись традиционные для того (да и нынешнего) времени методы выработки неврозов. Единственным фактором, травмировавшим психику животного, оказалась невозможность установить контроль над ситуацией.
То есть поведение животных мотивировано не только витальными потребностями, но и потребностями более высокого порядка, в частности потребностью установить закономерность происходящих изменений в окружающей среде.
Важно отметить, что подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобретению новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяется структура сна, развивается агедония (утрата чувства удовольствия от привычных форм жизненной активности, прежде всего от еды и секса), пропадает вкус и воля к жизни. Наконец у них ослабляется иммунитет, и даже могут появляться стрессорные язвы желудка и кишечника. Такое состояние, вызванное неконтролируемым стрессом, получило название «выученная беспомощность». Оно является моделью депрессии человека, которой страдает от 10 до 20% населения Земли.