Велотурне по Карельскому перешейку 16-24.07.2024. Часть 3

Nov 01, 2024 19:14


Предыдущий репортаж см. здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1882.html

Начало здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1299.html

(Картинки можно увеличивать, кликнув по ним)

День четвертый. (80 км)



Обозреваем окрестности.

С бараньих лбов мыса Бобовый (бывш. Паппиланниеми), возле которого мы заночевали, открываются роскошные виды на Выборгский залив.

По одной из версий Бобовым мыс называется вовсе не потому, что на нем растут бобы. Существует мнение, что это искаженное Поповый - калька с финского названия Паппиланниеми, что означает «Дом священника».





На мысе Бобовый финнами в 1930-х была сооружена мощнейшая «стационарная батарея противовоздушной обороны». Блиндажи, траншеи, площадки для зенитных орудий.



Траншеи, связывающие отдельные сооружения вырублены в цельных гранитных скалах.









Всё, конечно, в руинах, но впечатляет. Батарея предназначалась для обороны Выборга от воздушных налетов, но до ее использования дело, кажется, так и не дошло.

Гранитные бараньи лбы, в обилии встречающиеся на берегах залива, лихо штурмуют на великах юные маунтбайкеры во главе со своим тренером.







Едем дальше вдоль залива по Балашовскому шоссе, после селения Соколинское (бывш. Нуораа) плавно перетекающего в Приморское.

В придорожном лесу кое-где сохранились остатки противотанковых гранитных надолбов линии Маннергейма, сооруженной финнами, опасавшимися недружелюбных действий со стороны СССР, в 20-х - 30-х годах.



Памятник морякам у селения Матросово (бывш. Сомме).



От Матросова уходит в сторону дорога на еще один военно-исторический объект - редут Тронгзунд. Но мы этот поворот благополучно проскочили, и в результате, чтобы попасть туда (ведь мы не ищем легких путей!), нам пришлось преодолевать препятствие в виде высокой песчаной насыпи у железной дороги и далее пробираться по лесной просеке.





Редут Тронгзунд находится на берегу Выборгского залива в портовом городке Высоцке (бывш. Уурас, до того Тронгзунд), в 11 км от нашего основного маршрута. Современное название городу дано в честь воевавшего здесь Героя Советского Союза К.Д. Высоцкого. Недолгое время город назывался еще и Петроостровом.



Начало здешним укреплениям было положено еще при Петре, после отвоевания этих территорий у Швеции. Редут предназначался для контроля над самой узкой частью Выборгского залива - проливом Тронгзунд («узкий пролив» по-шведски). В XIX веке здесь была сооружена мощная крепость с батареями, казематами, капонирами, пороховыми погребами, вырубленными прямо в гранитных скалах. Однако, к тому времени, когда фортификационные сооружения были достроены, они уже морально устарели, и этим укреплениям в боевых действиях участвовать не довелось.



Сейчас всё находится в каком-то заброшенном и полуразрушенном состоянии, но полазить по крепости и полюбоваться открывающимися с высот видами интересно.















Мемориал советским воинам в память шедших здесь сражений в 1939 - 1944.



Возведенная в 2013 г. Троицкая церковь.



Внушительных размеров скала - бараний лоб, именуемый «Большим камнем».



На нем обустраиваются пешеходные мостки-настилы, с которых открываются завораживающие виды на Тронгзундский пролив и Выборгский залив.







Тронгзунд-Уурас-Высоцк расположен на островах, отделенных от материка еще одним проливом - Ниемельским, для защиты которого на острове Ракосаари в том же XIX веке была построена Ниемельская батарея. Но туда попасть не удалось, сухопутного пути на остров нет. Поглядели издали.



Перед отправлением в дальнейший путь.



Следующий объект нашего внимания - поселок городского типа Советский (бывш. Йоханнес) на берегу Выборгского залива.

На въезде в поселок нас чуть было не накрыл сильнейший ливень. Разверзлись хляби небесные. Чудом успели укрыться под навесом близлежащего автосервиса.



Но кое-кому из местных жителей такой дождик нипочем…



К счастью, дождь продолжался недолго, предоставив нам возможность ознакомиться с достопримечательностями поселка Советский.

В селении обнаружилась великолепное круглосуточно работающее заведение общепита под названием Ресторан «Вкус Востока», где помимо всего прочего подают шикарный плов, который может сравниться, пожалуй, только с пловом, который нам доводилось отведывать в гостеприимном подмосковном СНТ «Рябинка-3», что у ж/д станции Игнатьево, ну или где-нибудь в Самарканде или Ташкенте во время нашего прошлогоднего путешествия.



Строящийся на месте разрушенной кирхи храм Рождества Христова поражает своей грандиозностью.



Памятник летчику, Герою Советского Союза М.А. Советскому, в честь которого назван посёлок Советский.



Мемориал десантникам.



Природная достопримечательность Расколотый камень (Разбитое сердце).



Живописные груды валунов - тоже работа ледника.



Из Советского снова выезжаем на Приморское шоссе.

Близ деревни Глебычево (бывш. Макслахти) установлен вертолет-памятник в честь нахождения здесь вертолетного аэродрома. (На этом аэродроме, кстати, в своё время служил космонавт № 2 Герман Титов.)





Далее по маршруту город Приморск (шведский Бьёрке, финский Койвисто). Ведет свое начало от торгового поста на Березовых островах, устроенного на пути из Варяг в Греки в IX-X веках новгородскими купцами из Корелы. После того, как эти территории отошли к шведам, те не смогли придумать ничего оригинального и дали островам название Björkö, что означает на их языке «Березовые острова».

Сейчас здесь крупнейший нефтеналивной порт России на Балтике.
Когда-то в Приморске базировался атомный ледокол «Ленин» и находился ракетный испытательный полигон космической фирмы «Энергия». И Приморск был закрытым режимным городом. Сейчас этого ничего здесь нет. Ни ледокола, ни полигона.

А вот замечательная кирха Марии Магдалины, возведенная в начале XX века, сохранилась.



Строил ее в стиле северного модерна тот же архитектор, чью кирху мы видели в Ряйсяле (Мельникове). Есть что-то общее в облике этих церквей.



Вообще Йозеф Стенбек (архитектор) был весьма плодовит, построил за свою жизнь 35 церквей - каменных, кирпичных, бетонных и деревянных. Две из трех, находящихся на территории России, нам довелось увидеть, а вот третью, в Зеленогорске, увы, проскочили мимо.

Сохранился также каменный мол, построенный финнами в 30-х годах перед Зимней войной.



Сооружен из огромных валунов, очень плотно подогнанных друг к другу, так что создается впечатление, что строители собирали этакий гигантский пазл.





Заночевали на городском пляже на берегу пролива Бьёркезунд (Пролив Березовых островов).



Заняли облюбованное кем-то местечко под соснами с мангалом, шампурами, качелями-тарзанкой.









День пятый. (73 км)

Городской пляж Приморска. Море мелкое, дно песчаное, вода по-прежнему несоленая. Но утреннее купание и чашечка кофе - это святое.







Продолжаем держать путь по Приморскому шоссе, тянущемуся вдоль Финского залива.
Повсеместно попадаются свидетельства шедших здесь войн.
Мемориал советским воинам у деревни Ермилово (бывш. Хумалйоки).



От побережья у Ермилова уходила вглубь перешейка первая линия обороны Финляндии, сооруженная в 20-годы прошлого века - линия Энкеля.
Один из ДОТов линии Энкеля.





Деревня Озерки (бывш. Сейвястё). На высокой горе стоит пятиглавый Никольский собор. Кажущаяся старинность его обманчива. Возведен в начале XXI века.



А внизу, под горой свежий (прошлогодний) памятник материнству, установленный попечением питерского мецената Вячеслава Заренкова.





Через несколько км еще одна достопримечательность - маяк Стирсудден, существующий с 1872 г. Правда, стоит он на территории воинской части,  доступа к нему нет, и с шоссе можно разглядеть только его верхушку.





Знаменит тем, что в 1907 г. в дачном поселке при маяке пребывали на отдыхе Ленин с Крупской и катались здесь на велосипедах.

Пляжный берег близ маяка популярен среди местных жителей. Сюда приезжают на машинах с прицепами-домиками на колесах отдохнуть и просто потусить местные жители целыми семьями. С одной такой семьей мы познакомились.



Выражалось изумление и восхищение нашему образу жизни - на велосипедах и в палатках. Посыпались вопросы. Один вопрос поставил нас в тупик: «А где же вы моетесь?»

Заморосило, но не сильно. На этот раз обошлось без проливного дождя.



Удалось даже перекусить в придорожной палатке у селения Пески (бывш. Вохнала).





Следующий номер нашей программы - форт Ино (Николаевский), ныне пос. Приветнинское.



Ино - один из фортов наряду с Кронштадтом и Красной Горкой (форт Алексеевский), предназначавшихся для защиты Санкт-Петербурга с моря. Построен перед Первой Мировой в 10-х годах XX века, следуя самым передовым военным технологиям того времени. С подземными коммуникациями укрытыми двухметровым слоем бетона. Форт был оснащен орудиями, способными стрелять на 15-18 км. С фортов Ино и Красная Горка эта часть Финского залива, ширина которого здесь около 20 км, полностью простреливалась. Но форту не суждено было принять участие в активных боевых действиях. После революции форт был сдан финнам и по условиям договора разрушен. После Второй Мировой на территории форта некоторое время существовала артиллерийская батарея.

Сейчас от укреплений форта остались одни руины. Всё поросло лесом.













Поговаривают о том, что надо бы восстановить, как исторический памятник. Даже вроде бы разработан проект.

Часть территории форта занимает военная академия. Доступ посторонних не одобряется, но нам удалось туда проникнуть.



Памятник строителям форта.



Воскресенский храм на территории академии.



До начала строительства форта у бывшей здесь деревни Инониеми (ныне пос. Песочное) были дачи и виллы влиятельных петербуржцев, в частности Бехтерева и Вернадского (ученых), Серова (художника), генерала Куропатника. От тех времен сохранилась роскошная лестница усадьбы малоизвестного деятеля военной промышленности начала прошлого века Казимира-Леона Соколовского.



И его же усадьбы чаша фонтана, в которой теперь клумба.



Следующее по пути селение Смолячково (бывш. Лаутаранта) входит уже в состав Курортного района города Санкт-Петербурга (бывш. Ленинград).
С какой-то целью в селении установлена скульптура «Похищение Европы».



В живописном Смолячковском парке на берегу Финского залива мы и решили остановиться на ночлег.



Море мелкое, дно каменистое, заход в воду по топкому ковру из водорослей, вода в заливе по-прежнему несоленая.



Но место живописное. Бегают бегуны и прочие физкультурники. Вокруг чистота и порядок.





Продолжение здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/2330.html

Со всеми остальными нашими приключениями можно познакомиться здесь:
https://alexm-1954.livejournal.com/

Previous post Next post
Up