Начало см. здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1299.html (Картинки можно увеличивать, кликнув по ним)
День второй. (63 км)
Наутро, после принятия водных процедур, тепло распрощались с работниками базы и покатили дальше.
Путь наш лежит по северной части Карельского перешейка, по шоссе, ведущему в сторону Выборга.
Попадаются такие интересные рекламные щитки:
А с противоположной стороны на этом же самом столбе вот так:
Еще в одном месте встретили щиток с таким вариантом возраста Ленинградской области:
Так и осталось для нас загадкой, сколько же лет Ленобласти на самом деле.
Большинство селений, встречающихся по дороге, были переименованы в конце 40-х годов в честь героев Красной армии, погибших здесь в войнах 1939-1940 и 1941-1944 годов.
Быково, Михалёво, Советское и многие другие топонимы, здесь встречающиеся, казалось бы, самые обычные для российских деревень и сёл. Их происхождение порой трудно установить. Здесь же все они связаны с фамилией конкретного героя.
Село Мельниково. Стоит на берегу одной из проток Вуоксы. Вообще Вуокса представляет собой не просто реку, а весьма разветвленную озерно-речную систему, образующую довольно запутанный водный лабиринт на обширной территории Карельского перешейка.
Мельниково, старинное село, до 1948 года называлось по-фински Ряйсяля. Мельниковым стало называться в честь одного из погибших здесь бойцов Красной армии. Правда, не уточнено окончательно, которого именно. Имеются разные версии.
Через Мельниково проходит (проходил?) международный веломаршрут Приозерск - Котка (Финляндия).
Каменная Лютеранская кирха в Ряйсяле в стиле северного модерна построена на месте сгоревшей деревянной в 1912 г.
При советской власти кирха по назначению не использовалась. В ней первоначально устроили зерносклад, позже дом культуры, находящийся здесь и поныне.
В фойе интересная выставка, рассказывающая об истории Ряйсяля, старые фотографии, в том числе времен шедших здесь войн.
Памятник финским солдатам возле кирхи.
В 200-х метрах от финского мемориала - мемориал воинам Красной армии у недавно построенной Троицкой православной церкви.
В советский период 1940-1941 гг. на этом месте были установлены гигантские статуи Ленина и Сталина.
Ну и ещё Ряйсяля знаменито тем, что здесь родился один из первых исследователей Карельского перешейка историк, археолог, этнограф Петер Теодор Швиндт, о чем нам поведал памятный камень у дороги.
От Мельникова до Михалёва дорога практически всё время идет лесами. На протяжении почти 25 км всего две деревни - Студёное (бывш. Маккола) и Козлово (бывш. Матиккала).
Думали было подкрепиться немного после 35 км пути в большом поселке Михалёве (бывш. Тихверинмяки). Но ни в Михалёве, ни в соседнем Бородинском (бывш. Сайрала) никакого общепита не оказалось. Пришлось ограничиться мороженым. Выезжаем на шоссе, ведущее в сторону Выборга.
Однако, через пару км асфальт заканчивается и начинается грунтовка, по которой в клубах пыли носятся туда-сюда камазы с щебенкой из близлежащих карьеров и лесовозы. Порой в этих облаках пыли уже в каких-нибудь 10 метрах невозможно ничего разглядеть.
На фото это не так заметно, но в действительности впечатляет.
Через 12 км грунтовка, наконец, заканчивается и вновь появляется асфальт.
Еще немного, и въезжаем в пригороды Каменногорска, расположенного между проток и озер всё той же Вуоксы. Центр здешней горнодобычи. В окрестностях крупные карьеры, добывают красный и серый гранит.
Каменногорск - бывшее финское поселение Антреа, названное так в честь лютеранской общины св. Андрея в конце XVI века. Название Антреа осталось за парком на месте старого финского кладбища с развалинами финской кирхи св. Андрея.
Напротив новое кладбище с мемориалом финским солдатам.
Место для ночлега находим возле моста через Вуоксу возле ранее существовавшего здесь селения Перевозное (финск. Куукауппи), под соснами, с прекрасным песчаным пляжем.
С превеликим удовольствием омываем свои тела в прозрачных водах Вуоксы. Смываем дорожную пыль.
Рядом с новым бетонным мостом через Вуоксу сохранился старый деревянный мост, построенный еще до войны, в 1920-х годах и эксплуатировавшийся вплоть до 2002 г. Был когда-то самым длинным деревянным мостом в Финляндии. Считается памятником инженерной архитектуры, но находится в весьма плачевном состоянии...
Ужин.
День третий. (46 км)
С утра слегка задождило. Укрывшись от дождя подручными средствами, решаем, наконец, заказать обратные билеты на поезд от Питера до Москвы. Удалось взять только на 23 июля (до этого планировали уехать 22-го).
Выбираемся из-под приютивших нас мостов на дорогу и пускаемся в дальнейший путь.
Едем по Выборгскому шоссе, плавно перетекающему в Светлогорское. Движение не слишком интенсивное, ехать комфортно.
Через 20 км натыкаемся на любопытный историко-этнографический музейный центр Сваргас, приветливо встречающий путников вот таким предупреждением:
Ну и попасть в музей в итоге не удалось.
Экскурсовод в образе варяга с топором вежливо, но настойчиво послал нас в дальнейший путь.
И покатили мы дальше...
Бои в этих краях шли ожесточенные, что в 1939-1940, что в 1941-1944. В округе множество мемориалов, братских могил, памятников, относящихся к этим войнам. Как советских, так и финских.
Один из них, у селения Красный холм (бывш. Конккала).
Пересекаем выборгскую объездную дорогу.
И въезжаем в Выборг.
Древний средневековый город, ныне райцентр Ленинградской области.
Первым делом спешим удовлетворить свои потребности в пище материальной. На задворках какой-то промзоны находим очень приличную столовую с разнообразной вкусной и здоровой пищей.
И только затем приступаем к осмотру культурного наследия.
Ильинская церковь конца XVIII века.
Выборгский замок. Заложен шведами в ходе завоевания новгородских земель Карельского перешейка в XIII веке.
Замок стоит на острове и окружен мощными крепостными стенами.
Служил резиденцией шведских наместников вплоть до 1710 года, когда был взят русскими войсками. До этого считался неприступной крепостью, которую никому не удавалось захватить.
Башня святого Олафа - центральная башня замка - считалась одним из самых серьезных фортификационных сооружений средневековой Европы.
Стены нижних ярусов башни толщиной в 5 метров сложены их гранитных валунов.
К сожалению, подняться на башню сейчас нельзя. Несколько лет назад башня была закрыта на реконструкцию, и никому неизвестно, сколько эта реконструкция продлится.
Но в краеведческий музей пускают. Экспозиция музея весьма разнообразна и обширна, так что даже слегка утомляет.
Кроме основного музея открыты еще залы бывшего Цейхгауза и Дома Наместника.
В Цейхгаузе.
Дом Наместника, в соответствии со своим названием, служил резиденцией представителей шведских властей. После взятия Выборга русскими войсками тут разместилась канцелярия выборгского коменданта. Здание стало именоваться «Государев дом», поскольку здесь любил останавливаться сам царь Петр.
В Доме Наместника устраиваются временные выставки. Нас застала экспозиция, посвященная быту советской эпохи.
Центр города заполнен байкерами. Выборг принимает участников фестиваля Baltic Rally. Всюду мотоциклы, центральная площадь заставлена всевозможными торговыми павильончиками и палатками.
С трудом продираемся сквозь толпу и направляемся к выезду из города по Приморскому шоссе, примечая встречающиеся по пути объекты культурного наследия.
Круглая башня - одна из сохранившихся башен внешней выборгской крепости.
Ратушная башня - еще одна башня выборгской крепости.
Православный кафедральный Спасо-Преображенский собор.
Выборгский трамвай.
Сквер, где когда-то стоял Новый лютеранский кафедральный собор города Выборга.
Собор сильно пострадал во время войны. То, что осталось от собора, было взорваны в 1953 г. На постаменте, сложенном из камней взорванного храма, сначала стоял Сталин, потом пионеры, символизирующие счастливое детство, а теперь просто вазон.
Выбираемся к пляжу на берегу Выборгского залива на окраине города у мыса Бобовый. Место пользуется популярностью. Приезжают с палатками, шашлыками, детьми и песнями.
Подтянулись байкеры с байкерской тусовки.
С одним из них познакомились. Путешествует на автомобиле, мотоцикл возит в прицепе и временами садится на него, чтобы погонять в своё удовольствие.
Нашли место для палаток и мы.
Пляж старый, еще довоенный. Берег укреплен каменной стенкой. По некоторым сведениям, здесь при финнах был женский гимнастический колледж Танхуваара, яхт-клуб, летний лагерь. От тех времен остались только вросшие в землю фундаменты, послужившие удобными столиками для наших трапез.
Разумеется, искупались в Балтийском море. Правда, это всего лишь залив, до настоящего моря далеко, вода совсем не солёная.
Прекрасное место для стоянки, но была пятница. Народ, собравшийся здесь, чтобы отметить окончание трудовых будней, отметил его основательно. С песнями, салютами, купанием при луне, девичьими визгами и пр.
В общем, спалось не очень крепко.
Продолжение здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/2292.html Со всеми остальными нашими приключениями можно познакомиться здесь:
https://alexm-1954.livejournal.com/