Пейзажи в Бьертане (Birthälm)

Feb 25, 2014 22:37

1. Вид селения Бьертан или Биртхельм (Birthälm) - хельм это "шлем"



22 августа 2013 года мы, по дороге из Сигишоары в Сибиу, сделали несколько заездов в небольшие местечки (европейские деревни трудно назвать "деревнями" так как они практически лишены деревянных зданий), большинство которых включено в "Список всемирного наследия" по номинации "Поселения с укрепленными церквями в Трансильвании"
Из "укрепленных церквей" очень хорошо известен комплекс в Бьертане, который мы смотрели вторым (первым была "Белая Церковь" - Вискри).

В Бьертан мы приехали в обед и открытия кассы пришлось ждать. Для того, чтобы не терять время даром - и не повторять блуждания по соседним холмам, которыми мы отличились в Вискри - наша, если так можно выразиться, "фотобригада" отправилась через все село в поисках дороги на холм (а она, очевидно, была).

Нам сильно повезло - через несколько дворов от развилки дорог нас окликнула реально саксонская бабушка!
Объяснившись с ней с использованием застрявших в нашей голове остатков немецкого языка - мы поняли, что она будет рада пропустить нас на холм через свой огород с капустой. Туда мы и рванули, срезав путь наверное на полкилометра.


Бьертан - городок с населением 3 тыс. человек, расположенный в холмистой местности, в долине речки Большой Кокель - левого притока реки Тырнава Маре в уезде Сибиу в 25 км юго-западнее Сигишоары.
До середины 20 века это было поселение трансильванских саксонцев (саксов).

Они появились тут в 13 веке (или немного раньше) по воле венгерских королей, занявших эти земли, но не имевших людского ресурса для их освоения и защиты от набегов. Также как и в Киевской Руси того времени, основными "набегающими" здесь были cumans - а проще говоря - кипчаки, половцы.
Для того, чтобы обеспечить защиту мирных граждан венгерский король Андрей II обратился к Тевтонскому ордену , с которым, видимо, договорился о поддержке в период 4 и 5 Крестовых походов.
Тевтонцы продержались в Трансильвании (а именно в Земле Барсы (Ţara Bârsei) центром которой был Брашов), совсем недолго, всего лишь до 1225 года, когда отвергли вассальную зависимость от венгерского короля и были изгнаны (после чего отправились в крестовый поход на Пруссию по призыву Конрада I Мазовецкого).
После ухода тевтонцев немецкое освоение Трансильвании продолжили путем переселения общин колонистов из центральных районов Германии и некоторых сопредельных с Германией стран. Значительная часть их была из Саксонии.
Колонистами были основаны города-крепости, по семи главным из которых вся область получила у немцев наименование Семиградья (Siebenburgen). Но большинство переселенцев занималось сельским хозяйством и обитала в селах, имевших (и во многом сохранивших до настоящего времени) характерную планировку и застройку.

2. Кадр (1) в обработке уважаемого aledr



Спецификой саксов Трансильвании было отсутствие у них феодальной аристократии и, соответственно, замков феодалов. Элитой общества здесь были сильные роды бюргеров-горожан и богатых крестьян. Это повлияло на принятие саксами в 15-16 веках протестантизма. Горожане строили и укрепляли свои города в традициях близких к градостроительству остальной средневековой Европы, но в сёлах, не имевших рядом феодальных замков, пришлось искать другие формы укрытия от нашествий неприятеля. Такой формой стало создание в крупных сёлах укреплённых церквей.
Церкви подобного рода известны и в ряде других стран Европы, но только в Румынии они получили масштаб, уравнивающий их с полноценными средневековыми крепостями.

Церковь в Бьертане является одним из наиболее ярких примеров объектов такого рода, одна из крупнейших по своим размерам, имеющая мощные укрепления. Скорее всего, создание столь мощных укреплений связано с тем, что в 1572 году в Бьертан была перенесена (из Сибиу) кафедра лютеранского епископата Семиградья (сейчас ему наследует Евангелическая церковь Румынии), просуществовавшая здесь до 1867 года, когда она была возвращена в Сибиу.

Бьертан окружен высокими холмами, а его застройка находится в довольно узкой долине текущей с юга на север небольшой речки. Там, где один из притоков впадает в речку, она огибает возвышающийся посреди долины холм высотой не более 15-20 м. На его вершине, и была построена церковь, основанная в конце 13 века. Современные формы поздней готики эта церковь получила в первой половине 16 века.

3. Вид на укрепленную церковь Бьертана с холма



Церковь имела четыре обвода защищающих её стен, из которых сохранилось три с башнями и воротами, что в сочетании с ее высокой кровлей и башнями, на фоне окружающих долину холмов создаёт живописную композицию.
Первое кольцо стен с тремя глухими и одной воротной башней окаймляет уположенную непосредственно вокруг церкви вершину холма овальной в плане формы, размером 70 на 50 метров. Два других обвода находятся на средних отметках склонов холма и у его подножья.

4. Церковь - видны два кольца стен и башни - слева направо - Katholischer Turm (Католическая), Ostbastei (Восточный бастион - "дом разводов"), Mausoleumsturm (Мавзолейная), Glockenturm (Колокольная) за деревьями виден шатер Stundenturm (Часовой башни)



5. Катя mirandalina в процессе творчества



Территория объекта Всемирного наследия в Бьертане включает всё центральное ядро поселения, с наиболее старой сохранной застройкой, буферная зона охватывает большую часть застроенных территорий и окаймляющие их полосы незастроенных склонов долины.

6. Холм с которого мы снимали - как он виден от церкви



Источники информации - infoisto.ru, siebenbuerger.de, birthaelm.eu

Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/254031.html

румыния, 2013, трансильвания

Previous post Next post
Up