Откуда взялась церковь на необитаемом острове Ладоги и сколько ей лет

Mar 11, 2021 11:00

То, что вокруг Ладожского озера много заброшенных финских кирх, известно многим. А что вы знаете о деревянных церквях на островах Ладоги?

Когда я планировал свою поездку по Карелии, я не раз встречал в сети фотки маленькой заброшенной церквушки на острове. Она была настолько живописной, что я решил во что бы то ни стало побывать там.

У острова, несмотря на скромные размеры (200 на 100 метров), есть своё имя - Есусарет. Он находится всего в 200 метрах от берега озера. Но путь на остров займёт не меньше 30 минут. Дело в том, что ближайший населённый пункт, где можно найти лодку, находится в посёлке Вятиккя - а это несколько километров по воде.

Остров был никому не известен до 2014 года, пока режиссёр Алексей Козлов не выбрал его местом съёмок своей драмы «Запрет». Специально для этого на острове были построены декорации: маленькая часовня и 2 бревенчатых скита. Фильм сняли, а декорации решили оставить.

С тех пор остров приобрёл известность в узких кругах любителей пейзажной фотографии и искателей заброшек. Но декорации были построены наспех, поэтому очень быстро начали разрушаться. К тому же, по сценарию, часовня уже была частично разрушена прямым попаданием снаряда. Она первой не выдержала и сильно покосилась, хотя и осталась при этом фотогеничной.

Мы специально приехали в Вятиккя, который больше известен любителям водных походов как Аннушкин причал, чтобы оттуда отправиться с ночёвкой на необитаемый остров Есусарет. Договорились с хозяином причала и дождались подходящей погоды, чтобы выйти в озеро. Ветер утих только к вечеру. Быстро покидали в лодку вещи и помчались к острову. По пути Алексей рассказал о том, как снимали фильм. Киношники пришли к нему и попросили помочь со строительным материалом для декораций. Алексей разрешил разобрать на брёвна и доски свой сарай :) Из них всё и построили.

Обогнули мыс Куркуниеми и через 5 минут причалили к берегу острова. Алексей предупредил, что снять нас с острова во время шторма будет затруднительно, и обговорил возможные варианты, как это можно сделать. Показал альтернативные места, куда он сможет причалить в случае сильного волнения. На том и попрощались. Лодка ушла обратно, а мы остались одни на крошечном клочке гранитных скал, поросших невысоким лесом.

Первым делом в свете фонарей поставили палатку и развели костёр, чтобы согреться. Мы нашли несколько досок, которые уже кто-то оторвал от декораций и приготовил для сжигания.

А потом занялись тем, для чего и проделали весь этот путь - фотографией. Профоткали половину ночи и только после этого отправились спать.

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ

Это слово пришло мне на ум, когда я вылез из палатки в холодное утро. Первое, что я увидел - полоску разгорающегося на горизонте рассвета, хотя до него было еще без малого два часа. Пять минут что бы окончательно проснуться, найти в хаосе палатки штатив и добежать до оконечности острова Есусарет, на который нас высадили за ночь до этого.

Я надел телевик и отснял серию, которую так и назвал: БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.

Ни единого дуновения ветерка, ни одного звука, ни одной птицы. Трудно понять, где проходит грань между водой Ладоги и небом. Вода стала небом, а небо - Ладогой. И вместе они - единым градиентом. В такие моменты мне кажется, что это всё сон, что такого не бывает, что это не Земле и не со мной.

Когда совсем стало светло, появилась возможность получше изучить остров Есусарет. Он состоит их двух половинок, разделённых очень узкой полоской воды. Можно даже перепрыгнуть с одной части острова на другую.

Гранитные скалы сплошь покрыты мелкими ложбинками с водой, в которых, словно в зеркале, отражается небо и часовня.

Заглянули и в бревенчатые скиты, в которых жили герои фильма.

При необходимости в них до сих пор можно укрыться от непогоды. Но с каждым годом риск их обрушения становится всё больше.

Пока ждали лодку, познакомились с местными обитателями - ладожскими кольчатыми нерпами. Они встречаются только в этом озере. Местные их недолюбливают, потому что расплодившиеся нерпы съедают всю рыбу. Хотя на самом деле они находятся под угрозой исчезновения из-за браконьерства.

В назначенное время Алексей снял нас с острова и отвёз обратно в Вятиккя.

А ведь так часто бывает, что благодаря съёмкам фильма какое-то неприметное место становится чуть ли не главной достопримечательностью.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1. Сияние над Полигональными озёрами
2. Откуда взялась паровая машина в Хибинских горах?
3. Для чего устраивали ядерные взрывы в Хибинах?