Будучи длительное время вовлеченным в непосредственную борьбу РВС против проявлений ювенальной юстиции, я неоднократно был удивлен тем, как представители органов межведомственного взаимодействия стремительно разрушают семьи, пренебрегая нашими традициями и обычаями. Эти изменения в мировоззрениях чиновников примечательны и потому, что в своей личной жизни эти чиновники и представители ювенальной общественности сохраняют верность традиции и нисколько не считают, что ювенальные перемены коснутся и их. Обдумывая сей печальный феномен двоемыслия, я не мог не заинтересоваться тем, а откуда это новое мировоззрение «пошло есть» в головы ювеналов, и решил поискать авторов и ретрансляторов этой напасти.
Пришлось обратиться к первоисточникам, благо Интернет эту возможность предоставляет. Основным документом, определившим ювенальный подход к проблемам семьи, является Конвенция о правах ребенка, официальный текст которой есть на сайте ООН.
Выяснилось, что история создания этой Конвенции описана в двухтомном отчете (
1,
2), также имеющемся в Интернете. Изучение отчета показало, что особую роль в становлении ювенального подхода в его нынешнем виде сыграли польские граждане.
Адам Лопатка
Предисловие отчета написано представителем Польши Адамом Лопаткой. Сведения о А. Лопатке, руководителе создания Конвенции с начала до конца деятельности Рабочей группы, - в Приложении 2.
В начале отчета о создании Конвенции сказано следующее:
Вначале по инициативе поляка - Людвика Райхмана - в 1946 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций создала ЮНИСЕФ.
Л. Райхман.
История Людвика Райхмана и ЮНИСЕФ помещена в Приложение 1.
Дальше Адам Лопатка пишет:
Кроме того, делегаты Польши активно участвовали в процессе составления Декларации прав ребенка, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1959 году.
Таким образом, международная традиция польского участия в улучшении положения детей во всем мире. Эта традиция основывается на чувствительности польского общества к страданиям и страданиям детей. В течение Первой мировой войны и, тем более, во время Второй мировой войны, дети в Польше испытали страдания, которые трудно описать. Это было вызвано военными операциями на территории Польши. В результате многие дети голодали, были лишены базового медицинского обслуживания и доступа к образованию, и были вынуждены выполнять сложную и чрезмерную работу. Во время Второй мировой войны дети и их родители были в значительной степени перемещены из своих домов и многие из них были взяты из своих семей, чтобы подвергнуться нацистской идеологии. Дети еврейского и цыганского происхождения были жертвами истребления. Мало кто помнит сегодня, что нацистские власти даже создали концентрационный лагерь для детей в Польше, где тысячи детей погибли. Эти прошлые события стали стимулом для польской власти предпринять действия по улучшению положения детей, которые, как мы знаем, очень часто были и остаются трагическим.
Когда польское правительство выдвинуло первый проект конвенции о
права ребенка в 1978 году, оно хотело популяризировать концепцию детства доктора Корчака (Данные о нем в Приложении 3) во всем мире. Польша также хотела доказать, что - как страна в то время, принадлежащая к системе социалистических государств, - она была способна выступить с конструктивной и крайне необходимой инициативой в области прав человека. Это была хорошая возможность для демонстрации того, что такой тип инициативы не должен быть монополией западных государств. Поэтому Польша является заслуживающим доверия инициатором и сторонником Конвенции.
В Польше первоначальный проект, представленный Комиссии по правам человека, был разработан в министерстве иностранных дел при содействии группы академиков, которые были специалистами в области права о семье и отношения опекунства. До того, как Польша официально представила проект конвенции, предварительные консультации с некоторыми членами Комиссии по правам человека были проведены по дипломатическому протоколу. Поддержка этой инициативы также была найдена среди государств, принадлежащих к социалистическому блоку.
Польское правительство тщательно изучило большое количество предложений и рекомендаций и подготовило второй, измененный вариант проекта конвенции. Этот проект был представлен Комиссии по правам человека в 1979 год и стал основой для дальнейшей работы над конвенцией.
С самого начала Рабочая группа применяла принцип принятия всех текстов Конвенции на основе консенсуса. Это означало, что каждое предложение обсуждалось и исправлялось, если какое-либо вето не применялось какой-либо стороной к обсуждению.
То есть в течение 10 лет представители разных стран постепенно склонялись к подписанию документа, основанного на концепции детства доктора Корчака.
Адам Лопатка написал про это следующее: В годы между двумя мировыми войнами была разработана современная концепция детства. По своей сути убеждение в том, что ребенок является автономным лицом, у которого есть свои собственные потребности, интересы и права; и что он или она является не только объектом заботы, но и субъектом, интересы и права которого должны соблюдаться.
Согласно этой концепции, ребенок на определенном этапе своего развития способен формулировать и выражать свои мнения, которые следует принимать во внимание. Основной носитель этой новой концепции детства был доктор Януш Корчак - доктор медицины, писатель, философ и педагог. Он подтвердил верность своему видению детства в его собственной жизни. Хотя у него была возможность спасти свою жизнь, он решил остаться вместо этого с детьми, о которых он заботился до самого конца, - и умер вместе с ними в газовой камере нацистов в концлагере Треблинка в 1942 году .
Поэтому нельзя понять, что такое права ребенка, не изучив концепцию Януша Корчака и условия, в которой Януш Корчак эту концепцию создал.
Вот что о концепции Корчака говорит Жерар Канн, швейцарский ученый-педагог, в своей книге .
Жерар Канн
Жерар Канн убедительно показывает, что все основные педагогические идеи, вся педагогическая теория, которая содержится в поэтической педагогике Корчака, связаны с еврейскими традициями и, более того, представляют собой их вариации. Воспитание в настоящем - известная идея, отличающая Корчака от христианских педагогов, присутствует и в еврейской традиции, - равно как и этический принцип безусловного уважения к ребенку или признание его права быть самим собой. Сказанное вовсе не ставит под сомнение оригинальность Корчака. Напротив, эта оригинальность вписывается в соответствующий контекст, получает историческое объяснение, что позволяет ответить на вопрос, почему Корчак сумел создать и воплотить в жизнь педагогику, которая столь радикально отличалась от других.
Здесь встает более общий вопрос, касающийся христианской традиции в современной педагогике. Последняя почти исключительно порождена протестантством и, хотя как наука педагогика добилась автономии, она все еще до конца не освободилась от этого мышления. Корчаковская теория воспитания содержит в себе вызов, ибо она не стремится сделать ребенка совершенным, не морализирует и в то же время не отказывается защищать его права, вести его, воздействовать на него - и именно в этом смысле - "воспитывать" его. В этом - не протестантском - смысле, ведь речь идет не о той душе, которая, дабы быть "правильной", должна быть сформирована Богом. Заповедь уважения - абсолютна, и она касается не будущей, а уже сегодняшней "формы" души. Миссия Корчака состоит в том, чтобы, тем не менее говорить о воспитании, но о воспитании без права на насилие
[1].
[1] http://www.jerusalem-korczak-home.com/kan/kan1.htmlЭто мнение подтверждается и в книге современного израильского ученого, литератора и педагога Менахема Регева «Корчак в Израиле: Правдивые истории, которых не было и не могло быть»
[1]. О польско-еврейском педагоге и враче написаны сотни статей и десятки книг, но работа Регева, как, кстати, и некоторые другие, вышедшие за несколько лет до нее, показывает, что многие педагогические идеи, сама теория, составляющая суть поэтической педагогики Корчака, во многом связаны с еврейскими морально-этическими традициями и представляют, по сути, их вариацию.
Биография Корчака подтверждает его высокую убежденность в своих идеях, ради которых он отдал свою жизнь и жизнь детей. Это не могло не ускорить внедрение этой метафизики в практику всего мира.
Изучение влияния теории Корчака на работу собственно еврейских школ в Москве показало, что напрямую эта теория как основа не применяется. Об этом свидетельствуют сканы поиска по сайтам еврейских школ.
[1] http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/reg/reg.html В некоторых школах произведения Корчака используются во внеурочной деятельности:
В то же время субъект-субъектный подход Корчака в малых группах из участвующих под руководством ведущего является основой неформального еврейского образования
[1] (Приложение 4).
Как же эти метафизические принципы ювенальной юстиции оцениваются в РФ? Примером служит история, происшедшая совсем недавно.
В Учительской газете была опубликована статья с оценкой Януша Корчака как педагога
[2]. Михаил Изотов высказал свое мнение:
«Или Януш Корчак. Тут совсем, казалось бы, другое дело. Дипломированный врач, детский писатель, основатель и директор «Дома сирот» в Варшаве. Я преклоняюсь перед его верностью своим маленьким воспитанникам, но, каюсь, не могу принять его педагогическую и гражданскую позицию. Он не сказал детям, которых гитлеровцы 6 августа 1942 года депортировали в лагерь смерти: «Ребята, нас всех гонят на убой, как скотов, давайте постараемся прорваться, в крайнем случае, умрем людьми». Не бросился первым на охрану, чтобы спасти своих детей. Охрана, когда их отправляли в Треблинку, по свидетельству очевидцев, была немногочисленна и, судя по тем же свидетельствам, даже отчасти сочувствовала им. Уверен, что кто-то прорвался бы и выжил. Нет, он взял доверяющих ему воспитанников за руки и повел их прямиком в газовую камеру. То есть, по сути, организовал оккупантам беспроблемное решение их жуткой бесчеловечной бандитской задачи. Я не уверен, что это педагогический подвиг. Да, он умер вместе с детьми, но он не боролся за них. Настоящий педагог будет за детей драться».
В ответ Ямбург Евгений Александрович, Действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, директор школы №109 г. Москвы написал следующее
[3]:
«Прочитав статью М. Изотова «Конкурс великих: кто следующий?»* («Учительская газета» № 4 от 26 января 2016 г.), взвесив аргументы «за» и «против», я принял холодное трезвое решение выступить с разоблачением.
Такое мог написать только моральный урод! Этот омерзительный текст беспощадно обнажает один непреложный педагогический закон, который необходимо твердо усвоить всем педагогам без исключения: агрессивное невежество опасно не только потому, что оно опирается на недостоверную информацию, а тем, что неумолимо приводит к моральной деградации».
Сопоставление этих мнений показывает, насколько глубоки противоречия, возникающие при практическом внедрении метафизических установок, лежащих в основе Конвенции о правах ребенка в чуждую им русскую цивилизацию, базирующуюся на других идеях. И надо понимать, что мир тут наступит тогда, когда все носители идей, противоречащих идеям Конвенции о правах ребенка, будут нейтрализованы. А как это устранение происходит на практике - имеется множество свидетельств. Дело Естехиной является ярким примером.
[4] [1] http://activi.website/library/14/index.html [2] «Учительская газета», №04 от 26 января 2016 года Конкурс великих: кто следующий? Почему среди крупнейших педагогов ХХ века только Антон Макаренко и Олег Газман могут быть признаны «отцами открытых систем» Автор Михаил ИЗОТОВ, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук
[3] https://www.direktor.ru/article.htm?id=154 За базар надо отвечать: агрессивное невежество требует отпора
[4] https://youtu.be/dt2ezdnkDhw В настоящее время субъект-субъектный подход реализуется в личностно-ориентированном подходе в воспитании и гуманистической парадигме, которая состоит, в частности, в отсутствии у педагога права на истину: «ты прав, я прав и он тоже прав».
Поскольку Конвенция о правах ребенка лежит в основе политики отношения к детям в нашей стране, то отсюда следует, что вся политика нашего государства в отношении детей должна быть переориентирована в соответствии с Конвенцией, которая, в свою очередь, базируется на взглядах Януша Корчака о воспитании без права на насилие. Эта красивая фраза не имеет смысла, так как воспитание - это всегда насилие, даже если оно для ребенка проходит незаметно. Воспитатель направляет свои усилия на привитие детям норм поведения, основанных на морально-нравственных ценностях, способствуя формированию личности.
Гуманистический подход нужен в своем месте и в свое время. Нельзя распространять его автоматически везде, так как есть ведь такие сферы деятельности, в которых не обойтись без опоры на истину. Не во всем и не всегда педагог должен поддерживать своего ученика и говорить, что он прав. В противном случае нападения в школах могут стать только прологом к более страшным последствиям вседозволенности и преклонения перед «безусловной ценностью уникальной личности ребенка». По Корчаку, педагог вынужден соглашаться с любыми поступками подопечного, так как, в соответствии с учением Корчака заповедь уважения - абсолютна, и она касается не будущей, а уже сегодняшней "формы" души ребенка.
Владимир Путин в рамках большой пресс-конференции в декабре 2016 года заявлял, что он «против перекошенных стандартов ювенальной юстиции». Однако эти перекошенные стандарты основаны на перекошенных подходах к воспитанию без насилия, которые заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой нашей страной еще в 1990 году. Именно эти перекошенные подходы к воспитанию вкупе с отсутствием критериев вредной для морального здоровья детей информации предопределяют нынешнюю вспышку насилия в школах.
Приложение 1.
Людвик Витольд Райхман (1 ноября 1881 - 13 июля 1965 года) был польским врачом и бактериологом. Он считается основателем ЮНИСЕФ и является его первым председателем с 1946 по 1950 год.
Вот что удалось собрать в Интернете об этом видном деятеле:
1881: Людвик Витольд Райхман родился в Варшаве в семье Александра Райхмана, создателя и первого директора Варшавской филармонии, и Мелании Хирсфельд, социалистки и правозащитницы. Он был из семьи христианских польских евреев. В то время
родители были агностиками, Людвик крестился при рождении.
1900-1907: изучал медицину в Кракове, степень по бактериологии.
Райхман вырос в Варшаве в сложных условиях русской оккупации. В раннем возрасте он и его сестра Хелена остро осознала социальную несправедливость в своей «стране» (Польша официально не существовала в это время) и участвовали в
качестве подростков в обучении молодых работников. Будучи взрослым, он присоединился к польской социалистической партии (ППС) и участвовал в восстании 1905 года и даже был арестован. После нескольких месяцев тюрьмы он был сослан в Харьков.
1907: изучал микробиологию во Франции.
1909-1913: преподаватель в Ягеллонском университете (Краков), (ему запретили ехать в оккупированную Россией часть Польши), а затем поступил в Королевский институт общественного здравоохранения (Лондон).
1914-1918: руководитель Центральной лаборатории по дизентерии (Лондон).
Райхман, его жена и трое детей остались в Лондоне во время Первой мировой войны, в течение которой Райхман был занят также как активист ППС лоббированием независимости Польши после войны. Семья вернулась в Варшаву в октябре 1918 года
и Райхман (который был хорошо знаком с польской элитой благодаря своим семейным связям) убедил новые польские власти создать эпидемиологический центр, впоследствии переименованный в «Panstwowy Zaklad Higieny» (National Институт
гигиены), который существует в Варшаве и по сей день в качестве главного общественного института в Польше. Райхман был очень активен в борьбе с несколькими волнами эпидемии тифа, бушевавших в разрушенной войной Восточной Европе. Это было замечено растущей Лигой Наций, которая призвала его в 1921 году для создания Организации здравоохранения для LN.
1921-1938 гг. - Райхман директор Организации Лиги Наций по вопросам народонаселения. Он расширяет сферу своей деятельности, включая профилактику заболеваний, защиту детей и инвалидов, антинаркотические усилия, а не просто уделяет внимание только борьбе с инфекционными заболеваниями.
Организация здравоохранения во многом рассматривается как одно из самых успешных начинаний LN. Rajchman много путешествовал для выполнения своего мандата и, в частности, увлекся необходимостью создания карантинной и общественной системы здравоохранения в Китае: он стал советником китайского правительства и стал хорошим другом Чан Кай-ши и особенно хорошим другом Т.В. Суна, тогдашнего министра экономики Китая и брата мадам Чан Кай-ши, одним из
богатейших людей Земли.
Т.В. Сун.
В начале 1930-х годов Райхман стал известен в Женеве за его антифашистские и провоенные настроения и действия. Он больше не угодил политически французскому режиссеру-ассистенту Лиги Наций.Джозефу Авенолу, который уволил его из Лиги Наций в 1938 году.
Оставшись без работы, Райхман отправился в Китай, чтобы помочь правительству подготовить оборону Китая против Япония, в частности, покупая самолеты из Соединенных Штатов. Его семья переехала во Францию, купив «замок» в Сарт, западный регион Франции. Вся семья была там, когда немцы вторглись во Францию. Рахман отправился увидеть президента польского правительства в изгнании генерала Сикорского, которого он знал лично. Сикорский поручил Райхману спасение польских беженцев и дал ему письмо, чтобы пригласить президента Рузвельта с просьбой о помощи США в спасении польских беженцев; Сикорский
выдал Райхману дипломатический паспорт, который позволил Райхману с семьей убежать из Франции через Испанию и Португалию и, в конечном итоге, добраться до Вашингтона.
Генерал Сикорский
1939-1941: Под руководством генерала Сикорского, Райхман убеждает правительства Франции, Великобритании и США предоставить продовольственную помощь польским гражданским лицам и детям.
1941-1943 гг. - Райхман - советник Банка Китая.
1944-1945 годы: Райхман - консультировал UNRRA (Администрация Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и
реабилитации, созданная в 1943 году для оказания помощи пострадавшим от войны странам) по вопросам здравоохранения.
1946-1950 годы: основал ЮНИСЕФ и стал первым председателем этой организации (1946-1950 годы).
Создание в 1946 году ЮНИСЕФ явилось следствием начала политики холодной войны.
Перспективы в Европе были мрачными. Зима 1946-1947 гг была особенно горькой. Миллионы людей по-прежнему не имели надлежащего жилья, топлива, одежды или продуктов питания. Особенно страдали дети: в некоторых пострадавших районах
половина всех младенцев умирала до первого дня рождения. Союзники, ожидая повсеместного опустошения в конце войны, в 1943 году учредили Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA) для оказания общей помощи. Но «железный занавес» спустился, и правительство Соединенных Штатов отказалось использовать UNRRA в качестве канала помощи, поскольку оно помогало странам и Западной и Восточной Европы.
Тем не менее, как только началась ликвидация UNRRA, заключительной встрече в Женеве прозвучали голоса в знак протеста против судьбы детей в Европе. Делегат из Польши, Людвик Райхман, был особенно настойчив, и совещание согласилось с предложением о том, чтобы оставшиеся ресурсы UNRRA были направлены на работу для детей через ЮНИСЕФ. Поэтому Райхман считается основателем ЮНИСЕФ. Для ЮНИСЕФ не было никаких запрещений на места оказания помощи (в основном сухим молоком ). ЮНИСЕФ поддерживал одинаково детей как побежденных, так и победоносных стран. Впоследствии, 11 декабря 1946 года
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН - номер 57 (I) - создала ЮНИСЕФ. Поэтому, следовательно, Детский фонд стал частью этого продолжающегося эксперимента в области международного сотрудничества, который с тех пор является системой
Организации Объединенных Наций. Некоторые из наиболее важных ранних программ, поддерживаемых ЮНИСЕФ, были реализованы в странах Восточной Европы - Польше, Румынии и Югославии, а также в Германии. И в конце 1940-х годов ЮНИСЕФ оказывал чрезвычайную помощь по обе стороны гражданских войн в Китае и Греции. Он также направил помощь детям на Ближнем
Востоке, вытесненным из-за создания Израиля в 1950-1965 годы: основал Международный центр детей (ICC) в Париже с Дебре и стал вице-президентом, пока не умер в 1965 году.
ЮНИСЕФ - это организация ООН, деятельность которой в настоящее время посвящена исключительно детям и реализации принятой в 1989 году Конвенции о правах ребёнка.
Приложение 2
Адам Лопатка (Adam Lopatka) польский юрист, специалист в
области теории государства и права, доктор юридических наук (1962), профессор
(1968). На научной и преподавательской работе - с 1962 г., с 1969 г. - директор Института
юридических наук Польской АН в Варшаве. Автор многочисленных научных трудов, в
т. ч. «Социалистическое государство и профсоюзы. Исследование из области теории
социалистического государства» (1962), «Введение в науку права» (1969). В
1970-х годах он был председателем Ассоциации польских юристов. В 1982-1987
годах он возглавлял Управление по делам религий в следующих правительствах:
Войцех Ярузельский и Збигнев Месснер. С 14 мая 1987 года по 30 июня 1990 года
он был первым председателем Верховного суда. В 1976-1985 годах он был членом
Сейма 7-го и 8-го классов. Член Польской объединенной рабочей партии - в
1965-1971 гг. Член Центрального комитета по аудиту Центрального комитета ПОРП,
в 1971-1976 гг. - заместитель члена ЦК ПОРП, в 1976-1986 гг. - член ЦК ПОРП.
Лауреат четвертой премии ООН за заслуги в области прав человека(1988).
Приложение 3
Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид» («Проповедник» - еженедельная газета на иврите).Отец, Юзеф Гольдшмидт - адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). В 1889 году у отца Генрика обнаружилась душевная болезнь, и свою жизнь он закончил спустя 7 лет в сумасшедшем доме. Януш Корчак выбрал карьеру врача. Осознав, как велик для него риск плохой наследственности, он навсегда отказался от мысли иметь детей.Из книги Бетти Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака»: «В романе [«Дитя гостиной»]
заключены все стороны жизни самого автора: его стесненное детство, страх перед самоубийством и сумасшествием, стремление уклониться от секса, решимость стать реформатором общества, преданность детям».
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила принятая тогда в Европе жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором - французский и немецкий, в третьем - греческий.
В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.
В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.
«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в аттике.
В 1,11 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.
Во время Первой мировой войны 1914-18 гг. Корчак служил в дивизионном полевом госпитале российской армии. В Тернополе он взял под свою опеку беспризорника Стефана Загородника, затем работал врачом в приютах для украинских детей в Киеве, где написал книгу «Как любить ребёнка».
Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Во время советско-прльской войны 1919-20 годов Корчак в звании майора медицинской службы работал в военном госпитале в Лодзи.
Корчак стал педиатром в разгар детского туберкулеза. Причины высокой заболеваемости он увидел в высокой рождаемости. В 1930-х годах предложил законопроект по принудительной стерилизации всех бедняков и душевнобольных в Польше. В «Сенате безумцев» Корчак писал:
«Я утверждаю, что без евгеники мы все увязнем в болоте, и уже не будет
спасения. И уже раз и навсегда. Рождает каждый, кто хочет и сколько хочет.
Рождает и подкидывает нам всё новых и новых людей равнодушная злая воля. На
ларёк с газированной водой требуется патент. Удостоверение личности,
соответствующие квалификации, основной капитал, контроль. Требуется сдать
экзамены на парикмахера, трубочиста, сапожника, пирожника, садовника,
сановника. А тут шут гороховый, первый от конца, последний из последних,
становясь отцом, вступает в бессмертие - созидает будущее!»
Эта идея Януша Корчака, а именно «лицензия на родительство», - уже воплощается в жизнь - она вошла в Форсайт-проект «Детство 2030».
В 1899 г. Януш Корчак был гостем 2-го Сионистского конгресса. С 1920-х годов принадлежал к масонской ложе «Заря моря» Международной Федерации «Le Droit Humain».
Януш Корчак дважды побывал в Израиле (вернее, тогда это была еще подмандатная Палестина): в 1934 году провел там 3 недели, а в 1936 году - 1.5 месяца. Работал как рядовой кибуцник в кибуце «Эйн Харод».
Он отказывался от предложений Сопротивления бежать из гетто для личного спасения. Но вместе с личным спасением подпольщики неоднократно предлагали ему вывести из гетто детей, чтобы спрятать их среди поляков. Но каждый раз получали
отказ. В воспоминаниях бойца польского Сопротивления Казимежа Дебницкого приводятся такие слова Януша Корчака в ответ на предложение выйти из гетто вместе с детьми:
«Выйти не могу. Останемся тут. Я - воспитатель, заботящийся, чтобы в детях
были чувства, сердечность, чтобы они не свернули на плохую дорожку, а это так
легко может случиться; чтобы воспитательный процесс, говоря сухо, как в
профессорском докладе - двигался дальше. <…> Это будущее там тоже
ненадёжное, зато при детях меня точно не будет и точно я не смогу заботиться и
влиять на них. Ну, я подсчитываю. И выходит отрицательный результат. Так я на
это смотрю сегодня…»
Из почти 200 воспитанников Януша Корчака от гибели в Треблинке спаслись лишь
несколько подростков.
Адель Зильбершац 14-летней девочкой попала в поезд смерти. 6 августа 1942 года она подняла восстание против Корчака и не
подчинилась его решению спокойно ехать навстречу гибели. Хрупкая Адель выломала несколько вагонных досок («до сих пор не понимаю, откуда силы взялись, мы же все были голодны и истощены») и выпрыгнула на ходу.
В своих воспоминаниях о последних днях Учителя и его воспитанников пишет Адель Зильбершац, 14-летней девочкой попавшая в поезд смерти. Перед отправлением поезда, поляк - одноклассник Адель успел передать ей узелок . Немного еды, воды и инструменты, которые спасли жизнь самой Адель и ещё нескольких подростков - напильник, молоток и клещи. Всю ночь в вагоне, следующем в Треблинку, Адель пилила оконную решётку . Наконец отверстие было выпилено. « Я крикнула: «За мной!» Но
бросилась в отверстие не сразу, а секунду помедлила. Этой секунды было достаточно, чтобы в последний раз в жизни услышать голос Корчака. Он крикнул: «Бессовестная! Этого от тебя не ожидал!» Я выпрыгнула. Кажется, выскочило еще несколько старших детей, но точно не знаю. Корчак, конечно, не мог оставить маленьких.. Он навсегда остался в том вагоне смерти. На крышах вагонов лежали немцы. Они открыли огонь. Прыгая, я держала в вытянутых руках белую кофту. Вероятно, немцы стреляли по кофте, поэтому ранили легко. Я скатилась в канаву. Долго пролежала там в полуобморочном состоянии. Там меня и нашел польский
крестьянин».
Убежденность Корчака была сильнее страха смерти и сильнее желания спасти детей. Именно такая сильная убежденность автора и
предопределила успех идей Корчака в мировом масштабе.
Приложение 4
Субъект-субъектный подход Корчака в настоящее время применяется, в том числе, в неформальном еврейском образовании, о чем свидетельствует книга об основах неформальной еврейской педагогики издательства "The American Jewish Joint Distribution Commitee" (Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет "Джойнт").
Том 14. Еврейское неформальное образование.
Авторы-составители Дима Зецер и Наташа Зецер