Кто такие игуменьи

Nov 15, 2018 14:52

Со времён зарождения христианства, Церковью руководят мужчины - епископы и священники. В консервативной православной иерархии женщинам традиционно отводятся роли второго плана. Они могут становиться «вторыми половинками» священников и занимать нижние уровни в церковном клире. А высший карьерный предел для тех, кто избрал монашество - должность настоятельницы монастыря. Об игуменьях и пойдёт наш рассказ.


Ведущая монашка
В переводе с греческого «игумен» означает «ведущий». До конца XIX века в мужских обителях так называли настоятелей. Затем монастыри поделили на три уровня, и игуменами стали называть настоятелей низшего, третьего класса, а первым и вторым классами заведовали архимандриты. Ныне быть игуменом может и тот, кто вообще не управляет монастырём, но ему запрещено ходить с настоятельским посохом. В женских же обителях древняя традиция сохранилась без изменений, и игуменья - это всегда настоятельница.
Назначенная правящим архиереем и утверждённая Священным Синодом настоятельница руководит монахинями всех уровней, от инокинь - до своих ближайших заместителей: казначеи, благочинной и эконома. Она носит наперсный (нагрудный) крест и благословляет им людей. Однако проводить церковные обряды и таинства она не может. Для этого в монастырь приглашаются священники. Которые могут быть не только монахами, но и обычными семейными батюшками.  
У многих игумений - мужские имена с «женским» окончанием. Их небесными покровителями считаются святые отцы или архангелы. Дело в том, что при постриге монах уподобляется ангелу, а ангелы, как известно, не имеют пола.
Современные монастыри имеют разный статус. Самый высокий - у ставропигиальных. Они независимы от епархиальной власти и подчиняются только Патриарху или Синоду. Сейчас в составе РПЦ - 33 ставропигиальных монастыря. И восемнадцать из них - женские.
Остальные обители делятся на епархиальные - находящиеся в подчинении местного архиерея и приписные - филиалы крупных монастырей. Статусность может зависеть от их популярности, от чудотворных икон и прочих святынь. А также от наличия духоносных священников и старцев. В то же время иерархическое положение настоятелей может зависеть не только от статуса обителей, но от их личной деятельности. Например, игуменья обычного монастыря, принимающая активное участие в церковных управленческих органах, считается более важной и влиятельной, чем менее активная главная матушка ставропигиальной общины.    
Впрочем, настоящие духовные руководители всем этим иерархическим условностям не придают значения. Понимая, что главное - чтобы в монастыре был мир и порядок, чтобы братья и сёстры хорошо молились и жили в любви и единении во Христе. А всё остальное - мишура и суета сует.

Не сотвори себе тирана
В Русской Православной Церкви - без малого тысяча монастырей. Больше половины из них - женские. И каждый по-своему уникален. Устав обители и атмосфера в ней во многом зависит от личности и мировоззрения настоятельницы. С хорошей игуменьей монастырскому «кораблю» не страшны никакие бури и шторма. Жаль только, что некоторые хозяйки монастырей путают христианское послушание с рабством и диктатурой.  

Настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря Николая (Ильина) входит в число наиболее известных и авторитетных игумений. Она возродила из руин Свято-Никольский Черноостровский монастырь, сделав его образцово-показательной обителью. Основала несколько скитов, создала при монастыре приют-пансион «Отрада» для девочек из трудных семей и сирот.
За спиной у неё два высших образования и аспирантура - она окончила МИИТ и МИФИ, работала заведующей Лабораторией систем искусственного интеллекта. Людмила была замужем и родила сына, но семейная жизнь не сложилась, и после развода она нашла утешение в религии. Новое имя ей дали при постриге в честь Николая Чудотворца.
В 1990 году, в возрасте 39 лет Николая стала монахиней возрождённого в Шамордино женского монастыря, получив должность эконома. А пару лет спустя она возглавила обитель в Калужской области. За созидательные труды и дела милосердия матушка награждена пятнадцатью церковными и государственными орденами и медалями. Более двадцати её монахинь ныне сами стали игуменьями. Однако за всей этой благостной внешней идиллией скрывается такое, о чём не принято говорить.
Недавно вышла книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Бывшая подопечная Николаи, прожившая в её монастыре несколько лет, подробно и красочно описала обстановку тотальной монастырской диктатуры и культа личности игуменьи. И привела многочисленные примеры психологического насилия, манипуляций и издевательств, которыми властолюбивая и жестокая настоятельница подвергала своих подчинённых.


Порядки в монастыре напоминают тоталитарную секту. Процветает и поощряется доносительство, из-за любой ерунды можно подвергнуться репрессиям и унижениям. Послушницы и монашки обязаны письменно исповедоваться Николае о своих мыслях и помыслах. Им категорически запрещается дружить и общаться - начитавшаяся сомнительных духовных книг игуменья уверена, что человеческая дружба мешает единению с Богом. И что кроме Него у настоящего монаха не может быть иных друзей и подруг. Кормят насельниц скудно, им порой приходится есть просроченные продукты, присланные для корма скота. Сама же настоятельница питается отдельно от всех, ей готовит лучшие деликатесы личная повариха.
Тяжелее всего в обители - послушницам с детьми. Их девочек отдают в монастырский приют с казарменными порядками и редко разрешают им видеться друг с другом. Матери практически без отдыха вкалывают на самых тяжелых послушаниях с 7 утра и почти до полуночи, гробя своё здоровье.
Насильно в монастыре никого не держат, но психологическая обработка настолько сильна, что насельницы панически боятся покинуть обитель, веря, что за этим последуют самые ужасные «божьи кары». Терпят произвол и добровольно-принудительное рабство. А у многих проявляются признаки «стокгольмского синдрома». Из-за хронического недосыпания и стрессов немало сестёр доходит до нервных и психических расстройств, начиная принимать транквилизаторы, антидепрессанты и прочие психотропные лекарства.
Уйдя из монастыря, Мария нашла в себе силы восстановиться и начать нормальную счастливую жизнь в миру. А работа над книгой была для неё своего рода психотерапией и помогла морально возродиться.
После выхода скандальной книги пятнадцать игумений написали гневное письмо в защиту настоятельницы, обвиняя автора в клевете, духовном терроризме и попытке подорвать православные устои. Правда, оказалось, что все они - духовные чада самой Николаи. В то же время немало православных поддержали Марию, признав, что описанные ею проблемы реально существуют. Ещё одна бывшая послушница Черноостровского монастыря Регина Шамс недавно дала интервью крупной столичной газете, где поведала не менее удручающие факты своих злоключений. А в интернет-блогах появляются всё новые откровения бывших воспитанниц: «Я прожила в приюте монастыря 12 лет, это сущий ад! В тюрьмах, наверное, и то лучше живётся…»
Но было бы несправедливо во всём обвинять настоятельницу. Тиранов создаёт их собственное окружение - люди с рабской психологией, жаждущие подчинения и даже унижения. Пожив под начальством доброй игуменьи, такие рабы заявляют ей: «У вас, слишком мягкий устав, и вы мягкая, а я хочу подвизаться, как мученица ради Христа! Мне нужен монастырь, где всё очень строго». И они действительно находят такие суровые монастыри, и даже чувствуют себя счастливыми. Всерьёз веря, что чем больше страданий и лишений они претерпят, тем скорее Бог их помилует и спасёт.


Настоятельница с душой послушницы
«Мне до сих пор снится, что я - всё ещё послушница, - признаётся настоятельница одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря Серафима (Шевчик). - Подметаю полы, мою горы посуды и ощущаю вину за непослушание…»
Её называют игуменьей с душой послушницы. Серафима - разносторонняя яркая личность. Она - лауреатка премий «Лучший христианский журналист 2006 года» и «Женщина третьего тысячелетия». Матушка написала и издала 15 книг по истории православия и духовной культуры, основала музей «Христианская Одесса». Состоит и участвует в четырёх комиссиях Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения, церковного искусства, организации жизни монастырей и монашества, взаимодействия Церкви, государства и общества... Возглавляет синодальный отдел «Церковь и культура». И параллельно работает… депутатом Одесского горсовета.
В 1980 году, 17-летней девушкой Надя пришла в Киевский Покровский монастырь. Прежде чем стать монахиней Серафимой, она 14 лет беззаветно трудилась послушницей. Спала всего 4-5 часов в сутки, с утра до ночи работала и участвовала в службах. Кем только ни приходилось ей трудиться - от просфорни и трапезной - до огорода и мытья туалетов. Но тяжелее всего было, когда из-за скудных средств монастыря, монахиням приходилось надрываться на тяжёлых строительных работах, которые далеко не всякий мужик вынесет. Про тот период их жизни вполне можно было бы написать женскую версию книги «Как закалялась сталь».  
Все испытания Серафима с честью вынесла - потому что искренне любила Бога и свой монастырь, и не желала иного пути кроме монашества. «Служа Христу, ты получаешь от Него необыкновенную радость и благодать, - вспоминает матушка. - Понять это может только верующий человек. Как бы ни было трудно - я чувствовала себя счастливой, и ни одной секунды не пожалела, что избрала этот путь».
Трудности монастырской жизни скрашивала дружба с другими послушницами. Став в 1995 году настоятельницей, Серафима дружить монахиням разрешает, считая, что это полезно. И старается никого не обижать и всех одинаково любить. В первый день её прихода в монашество, старица обители сказала ей: «Старайся всегда в течение дня кому-то сделать добро. Очень опасайся причинить кому-то боль. И не дай Бог сделать кому-то зло - оно вернётся, и его придётся искупать. Когда ты будешь делать добро, люди будут говорить тебе «спаси Господи» - и тебе всегда будет хорошо». Эти слова стали её кредо на всю оставшуюся жизнь.


Человека надо просто любить
Настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря Маргарита (Феоктистова) стала инокиней в 2003 году. Позади осталось сорок лет успешной и по своему счастливой жизни. Детство в подмосковном  Егорьевске, учёба в мединституте имени Сеченова. Замуж Елена вышла в 19 лет ещё студенткой, родила и вырастила сына и дочку. Много лет работала эпидемиологом и иммунологом в лучших московских лабораториях. По мирским понятиям у неё всё было хорошо. Но душа стремилась к чему-то высшему, и полную гармонию бытия она ощутила только после прихода в монашество.
В начальной степени пострига, именуемой «рясофором», ей оставили прежнее имя, а два года спустя она была пострижена в «мантию» в честь великомученицы Маргариты Антиохийской. В том же 2005 году стала игуменьей Казанского женского монастыря в селе Колычево её родного Егорьевского района. А ещё через пару лет, Маргариту перевели в Москву - возглавлять Новодевичий монастырь.
В знаменитом Новодевичьем, помимо монастыря и музея, находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, и именно отсюда ведётся руководство подмосковной епархией. Многие сёстры по очереди трудятся в епархиальной администрации. Кроме обычных служб существует традиция: каждый день в монастыре проводится крёстный ход - монахини обходят с крестом и иконами обитель по внутреннему периметру, поют молитвы и окропляют всё вокруг святой водой. В монастырь приезжает огромное множество туристов, а снаружи - безпокойный шумный город. Ежедневный крёстный ход помогает отвлечься от суеты, духовно очиститься и призывает на обитель благодать Божью.
В большинстве монастырей в принципе отсутствуют выходные для монахинь. Новодевичий - приятное исключение из правил. Здесь каждая сестра раз в неделю получает день отдыха от послушаний, и даже может пообщаться с родственниками.
Матушка Маргарита признаётся, что большое духовное влияние на неё оказала старейшая сестра обители, неожиданно попросившая у неё прощение за то, что она не смиренная. «Тогда кого же, по-твоему, можно считать смиренным человеком?» - удивилась настоятельница. Ответ впечатлил её до глубины души: «Это тот, перед которым другой человек никогда не чувствует себя виноватым».
«Страшен тот человек, который умело формирует чувство вины у другого, - уверена игуменья Маргарита. - Человека надо просто любить, и не давать почувствовать себя виноватым перед тобой. Надо быть готовым отдать свою жизнь за всякого человека: за здорового и за больного, за умного и за глупого, за того, кого ты любишь и за обидчика твоего. И выше этого нет ничего!»


Услышать друг друга
В негласном рейтинге наиболее активных и влиятельных православных женщин, одно из высших мест занимает игуменья Московского Зачатьевского монастыря Иулиания (Каледа). Она - единственная монахиня, состоящая в Президиуме Межсоборного присутствия. Ещё матушка работает секретарём Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, и входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по тем же вопросам.
Её род славен не только священниками, но и святыми. Отец Иулиании - знаменитый учёный-геолог, писатель и протоиерей Глеб Каледа, принявший сан в 50-летнем возрасте, в безбожное советское время. Много лет он тайно служил в домовой церкви, прежде чем получил приход с храмом. А дедушка по материнской линии, иерей Владимир (Амбарцумов) был осуждён как «контрреволюционный церковник» в 1937 году и расстрелян на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 
Родившаяся в 1961 году Мария Глебовна впитала православную веру с молоком матери. Несмотря на гонения на верующих, родители никогда не боялись говорить своим детям о Боге, и сами были образцовыми примерами настоящих христиан. Двое её братьев стали священниками, а Мария с юности мечтала о монашестве. В 1994 году она приняла монашеский постриг, а ещё через год была назначена настоятельницей возрождаемого из руин Зачатьевского женского монастыря.
Иулиания признаётся, что в силу своего мягкого характера чуждается конфликтов, не любит властвовать и старается по возможности по-доброму договариваться с людьми. Управляя монастырём, она учитывает особенности характера каждой из сестёр и находит индивидуальные способы воздействия, приносящие наибольшую духовную пользу. Их община напоминает большую дружную семью. Вместе молятся и обсуждают монастырские и прочие вопросы, каждая сестра имеет право высказать своё мнение и личное видение той или иной проблемы.
«Очень важно услышать друг друга и прийти к общему мнению и решению, наши действия должны отражать наше единодушие, - убеждена игумения. - Наш идеал, к которому мы по мере сил стремимся - первые христианские общины, в которых у всех было одно сердце и одна душа…»


Из генетиков - в монашки
Успенский Пюхтицкий ставропигиальный монастырь располагается в селении Куремяэ на северо-востоке Эстонии, в 30 километрах от границы с Россией. «Пюхтица» в переводе с эстонского означает «святое место». Холм, на котором построена обитель, считался священным с дохристианских времен, а в летописях XVI века описывается чудо, когда пастухи увидели стоящую на его вершине Богородицу и нашли в месте её явления чудотворную икону. В конце XIX века по благословению Иоанна Кронштадтского здесь был построен монастырь, который с тех пор никогда не закрывался, несмотря на лихие времена ХХ века.
Игумения Филарета (Калачёва) родилась в 1968 году в Самаре, в верующей семье, духовником которой был местный епископ, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Именно благодаря нему, закончив в 1992 году биологический факультет Самарского университета по специальности эмбриолог и генетик, Ксения Калачёва ушла в монастырь.
Как рассказывает сама матушка, в юные годы она ходила в храм скорее из уважения к любимой маме, чтобы её не обидеть. Но встречи и беседы с владыкой сотворили в её душе настоящий переворот, благодаря которому она обрела глубокую искреннюю веру. Вместо привычного отдыха на море она решила провести студенческие каникулы в паломничестве и приехала пожить трудницей в Пюхтицкий монастырь. И была настолько очарована этой обителью, что уже не сомневалась в выборе своего жизненного пути. 
Доучившись и получив диплом, летом 1992 года Ксения стала послушницей. В этот раз добраться в Пюхтицкий монастырь оказалось непросто - после развала СССР Эстония стала другим государством, и для пересечения границы пришлось  выбивать особую справку от своей епархии. Но в итоге всё сложилось удачно.
В начале лихих 90-х, обитель пережила тяжёлые времена, но сёстрам под руководством игумении Варвары (Трофимовой) удалось всё наладить. Ксения трудилась на строительных и хозяйственных работах, в монастырской гостинице, пела на клиросе, фотографировала и готовила к публикации книги по истории монастыря. В 1993 году она стала инокиней, а 9 лет спустя - пострижена в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Московского. 16 лет она была келейницей настоятельницы, а после её смерти в 2010 году возглавила монастырь. И старается жить по заветам своей наставницы, которая духовно и самоотверженно помогала страждущим, и привела к вере множество людей.
Круглый год гостеприимная Пюхтицкая обитель принимает тысячи паломников, туристов, школьников и студентов со всего мира, обеспечивая их проживанием и питанием. Даже не воцерковлённые люди ощущают здесь особую неземную благодать и насыщаются духовной пищей, многие обретают веру и позитивно изменяют жизнь. И это не случайно, ведь монастыри всегда были для простых людей своего рода маячками среди бурного житейского моря, взирая на которые, христиане обретали свой личный путь к спасению.

православие

Previous post Next post
Up