Святой доктор

Oct 30, 2018 23:28

Это был уникальнейший человек, умевший гармонично сочетать, казалось бы, несовместимое - науку и религию. В первой половине ХХ века архиепископ и учёный, великий хирург Лука Войно-Ясенецкий пережил гонения, пытки, тюрьмы, лагеря и ссылки. Он не сломался, и до конца остался верен православию и избранному им пути безкорыстной помощи всем нуждающимся. Именно ему выпала честь стать настоящим небесным покровителем медицины.


«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится»
В замечательной многодетной семье Войно-Ясенецких мирно уживались две недружественные христианские конфессии. Отец, выходец из обедневшего белорусско-польского дворянского рода, фармацевт Феликс Станиславович был искренне верующим католиком и человеком удивительно чистой и светлой души. Мать, Мария Дмитриевна, воспитывала своих детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью. Всё самое лучшее будущий святой унаследовал от родителей и старательно преумножил.
Родившегося 27 апреля (9 мая по н.с.) 1877 года в Керчи четвёртого ребёнка назвали Валентином. Когда мальчику было 12 лет, ему отцу предложили хорошую работу в Киеве, куда и переехала жить вся семья.
По окончании гимназии Валя оказался перед трудным выбором: кем быть? Больше всего он любил рисовать, брал уроки живописи, хорошо рисовал с натуры.  Он уже подал, было, документы в Петербургскую академию художеств, но в последний момент в нём заговорил прирождённый альтруизм: «Я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и понял, что обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Но стать студентом медицинского факультета Киевского университета ему удалось лишь со второй попытки, в 1898 году. А художественный талант впоследствии пригодился ему в работе: он лучше всех рисовал анатомические таблицы, а позже стал писать иконы.
Окончив университет осенью 1903 года, Валентин устроился в киевский госпиталь Красного Креста. Год спустя, во время Русско-японской войны, он отправился служить в Читу, став заведующим хирургического отделения эвакуационного госпиталя. Лично делал сложнейшие операции на костях, суставах и черепе, спася от смерти многие сотни раненных солдат и офицеров.
Там же, в госпитале, он познакомился и обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской, вместе с которой счастливо прожил 15 лет.
Своим призванием Валентин считал работу земского врача. После Дальнего Востока ему довелось работать в провинциальных городках Ардатове, Фатеже и Золотоноше. Во время эпидемий брюшного тифа, кори и оспы Валентин Феликсович ездил в командировки по Курской губернии, не щадя себя помогая больным. Несмотря на молодость, он пользовался таким авторитетом, что к нему на приём приезжали крестьяне из соседних губерний.
Параллельно молодой хирург занимался научной работой. Столкнувшись с опасностями применения общего наркоза, он прочёл более пятисот книг и статей на французском и немецком языках, и на практике разработал собственный метод применения местной анестезии во время операций. В 1909 году на заседании хирургического общества в Москве Войно-Ясенецкий сделал свой первый научный доклад, а 6 лет спустя издал свою первую книгу - «Регионарная  анестезия», за которую получил степень доктора медицины и премию имени Хойнацкого, присуждаемую учёным, сказавшим новое слово в медицине.
Поработав главным врачом в селе Романовка под Саратовом, в 1910 году Валентин возглавил городскую и уездную больницы и военный госпиталь в Переславле-Залесском. Спасал самых тяжёлых больных и продолжал изучать научную литературу, став одним из лучших в стране специалистов по диагностике и лечению гнойных заболеваний.
В марте 1917 года Войно-Ясенецким пришлось переехать в Ташкент, где Валентин возглавил городскую больницу и организовал хирургическое отделение. Причиной переезда стала болезнь жены - Анна Васильевна заболела туберкулезом и нуждалась в сухом жарком климате и улучшенном питании.

Лихие годы
В Ташкенте Валентину довелось хлебнуть немало горя. Начинались лихие послереволюционные годы, когда жизнь человеческая не стоила и гроша, а братья и друзья шли убивать друг друга, каждый за своё понимание истины. В 1919 году в городе, ставшем столицей Туркестанской АССР, вспыхнуло антибольшевистское восстание, жестоко подавленное властями. Профессор Войно-Ясенецкий счёл своим долгом врача спасти от смерти тяжелораненого бунтовщика, казачьего есаула Комарчева. За это на него донесли, доктор был арестован ЧК и подвергся допросам и избиениям. Лишь чудом ему удалось избежать расстрела.
Перенесённый стресс хуже всего сказался на здоровье жены. Болезнь её резко усилилась, и в октябре 1919 года Анна скончалась, оставив сиротами четверых детей, старшему из которых было двенадцать, а младшему - шесть лет. Страдая от непоправимого горя и безысходности, доктор ночами молился у постели умершей жены. И неожиданно получил откровение Свыше: твои дети обретут новую мать, которая воспитает их. Так и случилось - бездетная, недавно овдовевшая операционная сестра Софья Сергеевна Белецкая с радостью согласилась заменить родную мать детям Валентина Феликсовича и стала для их семьи настоящим ангелом-хранителем.
Войно-Ясенецкий работал не покладая рук. Вёл активную хирургическую практику, стал одним из основателей Высшей Медицинской школы, где преподавал анатомию, параллельно возглавляя кафедру оперативной хирургии в Туркестанском Государственном Университете. А ещё он успевал быть активным мирянином - посещал воскресные и праздничные богослужения и выступал с духовными беседами.
Встреча с епископом Иннокентием (Пустынским) оказалась судьбоносной. Архиерей сразу предложил ему: «Доктор, вам нужно быть священником!» И хотя  Валентин прежде никогда не помышлял о священстве, он воспринял это предложение как Божий призыв и согласился. 15 февраля 1921 года рукоположенный иерей Валентин провёл первое богослужение. На работу в больницу и университет он отныне приходил в рясе, с крестом на груди. Неизбежный гнев властей вскоре вылился в очередной арест по надуманному обвинению. Но доктору и на этот раз удалось отстоять свою невиновность.
Примечателен случай, когда на суде по сфабрикованному делу против «реакционных» врачей отец Валентин выступил в качестве эксперта и доказал полную невиновность подсудимых, спася их от расстрела «по законам военного времени». Когда же глава местного ЧК Петерс, выступавший общественным обвинителем, задал ему провокационный вопрос: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы Его видели?», то получил остроумнейший ответ: «Бога я, действительно, не видел… Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил!». Такого дружного хохота зал суда ещё не слышал.
Почти на два года Войно-Ясенецкого оставили в покое, и он смог продолжить оттачивать своё медицинское мастерство. Помимо привычных методов лечения болезней, Валентин освоил и проводил операции на глазах, спасая людей от слепоты, обучал и наставлял местных врачей. Именно он подал идею использовать климат Средней Азии в лечебных целях, став у истоков основания санаториев для больных костным туберкулёзом и других болезней.

«Я полюбил страдание»
«Я полюбил страдание - так удивительно очищающее душу» - эту цитату святителя, ставшую названием его автобиографической книги, можно считать его кредо. Страданий он перенёс столько, что их хватило бы на множество человек.
В 1923 году Валентина постригли в монахи. Епископ Андрей (Ухтомский) поначалу хотел дать ему имя Пантелеимон, в честь святого мученика-целителя. Но перед самым постригом понял, что наилучшим для него станет имя Лука, в честь апостола-евангелиста, художника и врача. В том же году иеромонах Лука был посвящен в епископы и возглавил Туркестанскую епархию.
Ответная реакция не заставила себя ждать. Началась травля в прессе, профессора-епископа вынудили уйти из университета. А спустя неделю после его рукоположения в епископы последовали новый арест и 11 лет лагерей, тюрем и ссылок. Навесив на Луку клеймо «антисоветчика», суд приговорил его к высылке в Сибирь. Ему пришлось пережить мучительный 400-километровый путь до Енисейска в зимнюю стужу в промороженных дощатых вагонах и на санях.
В Енисейске ссыльный приобрёл огромный авторитет как талантливый врач и обзавёлся многочисленной паствой. В один из дней с ним произошёл удивительный случай. К нему на церковную службу пришёл монах Христофор, при виде Луки впавший в ступор, а затем признавшийся: «10 лет назад я увидел сон, где незнакомый епископ рукополагал меня в священники. Сегодня, увидев вас - я узнал этого архиерея из сна!» Поразившись неисповедимости путей Господних, Лука рукоположил его в иеромонахи.
Из Енисейска опального святителя выслали ещё дальше на север - в деревню Хая, затем в Туруханск, а оттуда - в деревню Плахино, в 230 км от Полярного круга. Но где бы он ни был, к нему стекался страждущий духовной и медицинской помощи народ, и власти ничего не могли с этим поделать.
В конце 1925 года Войно-Ясенецкого освободили, и он смог вернуться в Ташкент. Но три года спустя Лука снова попал под следствие по сфабрикованному уголовному делу. Около года он провёл в тюрьме и исправительно-трудовом лагере, а затем был сослан в Архангельск. Ему предлагали публично отказаться от сана и вернуться в Москву работать хирургом, но он отказался. Из ссылки на Север ему удалось вернуться домой к детям лишь в 1934 году.
Несмотря ни на что святитель везде продолжал нести свою миссию священника и врача. Он разрабатывал новые методы лечения и собирал материалы для будущих научных трудов. Во время передышки между ссылками оперировал, читал лекции и руководил отделением Института неотложной помощи. Осенью 1934 года он издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Он мечтал основать институт гнойной хирургии, чтобы передать свой безценный врачебный опыт. Спасая людей, святитель заразился лихорадкой паппатачи, пережил две неудачные операции и ослеп на левый глаз.
В 1937 году Луку снова арестовали за «создание контрреволюционной церковно-монашеской организации» и «убийства пациентов». Следователям удалось выбить признательные показания из епископов Евгения (Кобранова), Бориса (Шипулина), Валентина (Ляходского) и других священников, они оговорили самих себя и Луку.
Святителя подвергли 13 суткам непрерывных допросов без сна, во время которых он переживал невыносимые мучения и галлюцинации. Череде пыток и издевательств, казалось, не было конца, но он так и не признал себя виновным, не подписал ни единого протокола, и в знак протеста объявил голодовку на 18 суток.
Три года Войно-Ясенецкий томился в тюрьмах, дело несгибаемого епископа было выделено в отдельное уголовное производство. В феврале 1940 года суд не нашёл убедительных доказательств его вины и приговорил его к пяти годам ссылки в Красноярский край. В это время все остальные, признавшиеся фигуранты уголовного дела уже были расстреляны и гнили в безымянных могилах.

Великий хирург
С марта 1940 года Лука работал хирургом в районной больнице в Большой Мурте, в 120 километрах к северу от Красноярска. Осенью того же года ему разрешили выехать в Томск, где в городской библиотеке он изучал новейшую зарубежную медицинскую литературу и смог завершить второе, обновлённое издание своих «Очерков гнойной хирургии».
Во время Великой Отечественной войны власти удовлетворили просьбу Войно-Ясенецкого направить его в госпиталь, где он сможет оказывать помощь раненным воинам. Он стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. Он ежедневно проводил по несколько сложнейших операций и параллельно обучал хирургов. Благодаря нему были спасены десятки тысяч бойцов Красной армии.
Одновременно святитель возглавил Красноярскую епархию, власти согласились закрыть на это глаза. В феврале 1944 года Военный госпиталь переехал в Тамбов, и Лука возглавил Тамбовскую кафедру. Организовав среди прихожан сбор средств, Лука собрал и передал на нужды фронта около миллиона рублей.
По окончании войны епископа Луку наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». А за его научно-медицинские труды Войно-Ясенецкому в начале 1946 года была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей. Большую её часть он пожертвовал детским домам.
Все дети профессора Луки пошли по его стопам: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, Алексей - доктором  биологических наук, а Елена - врачом-эпидемиологом. Его внуки и правнуки тоже продолжили дело своего великого предка. Например, Ольга Валентиновна Войно-Ясенецкая стала создателем Одесского областного патологоанатомического бюро, а её брат Алексей Валентинович стал профессором, директором центра урологии.
И поныне в России Лука Войно-Ясенецкий считается одним из лучших специалистов в области гнойной хирургии. Его труды стали настольной книгой для многих поколений хирургических врачей.

Крымский владыка
В 1946 году святитель переехал в Крым и до конца своей земной жизни был архиепископом Симферопольским и Крымским. Несмотря на подорванное в тюрьмах и ссылках здоровье, он активно восстанавливал разрушенные приходы, читал проповеди и повсеместно налаживал духовную жизнь. Безплатно принимал больных у себя дома, оперировал и консультировал местных врачей, работал над научными исследованиями. Его скромности и равнодушию к собственному достатку и комфорту, и безграничному альтруизму стоит поучиться любому современному архиерею.
В 1955 году Войно-Ясенецкий полностью ослеп и уже не мог оперировать людей. Но и слепой он безошибочно диагностировал болезни и консультировал, поражая местных врачей безошибочными диагнозами, видя пациентов каким-то сверхъестественным зрением. Он продолжал совершать службы, наизусть читал молитвы и Евангелие, совершал миропомазание и произносил замечательные проповеди, которые записывались прихожанами и позже составили 11 томов.
Лука написал двухтомный трактат «Дух, душа и тело» и «Наука и религия», где обосновал единство науки и религии. Он утверждал, что научные открытия доказывают неисчерпаемость наших представлений о жизни и позволяют пересмотреть многие идеи естествознания, и что вера в Бога отнюдь не мешает, а помогает науке. «Наука без религии - небо без солнца. А наука, облачённая Светом, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира», - искренне считал он.
Святитель Лука умер 11 июня 1961 года в День Всех святых в земле Российской просиявших. Несмотря на запреты властей, на его похороны собралось такое огромное количество народа, что в Симферополе было блокировано движение транспорта, и ещё несколько дней город был переполнен людьми, приехавшими проститься с великим священником и хирургом. Его похоронили на кладбище у храма Всех Святых.

Покровитель врачей и больных
После смерти святителя было замечено, что многие люди, молившиеся на его могиле, избавлялись от болезней. 22 ноября 1995 года архиепископа Луку канонизировали как местночтимого святого, а в августе 2000 года на Архиерейском соборе было принято решение о его всероссийском почитании.
Во время перенесения святых мощей Луки Крымского в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя, где они пребывают поныне, произошло чудо. Когда фотограф напечатал снимки ковчега, все заметили лик святителя, проявившийся на ткани покрывала (см. фото). В тот же день, очень многие прикоснувшиеся к раке с мощами больные исцелились.
Ныне храм, где покоится святитель Лука, стал местом паломничества для православных из России, Греции, Сербии и других стран. Святого просят об исцелении от тяжёлых болезней, и очень многим он действительно помогает. А у тех, кто помолился Луке перед тем, как пойти на хирургические операции, значительно увеличиваются шансы на благоприятный исход и выздоровление.
Мой знакомый, хирург Андрей как-то признался мне, что перед каждой операцией он молится Луке Крымскому, а его иконку в виде медальона на шее он всегда носит с собой. Он уверен, что именно после того, как стал обращаться за помощью к небесному покровителю всех врачей - почти все его операции стали оканчиваться успешно.
Известны случаи помощи святителя даже при запущенных онкологических болезнях - у некоторых прикоснувшихся к его мощам больных рассасывались злокачественные опухоли.
Чудеса исцеления людей благодаря Луке Крымскому происходят ежедневно. И для этого не обязательно ехать к нему в Крым. Многим достаточно просто встать у его иконы, обратясь к святому с искренней сердечной молитвой. Ибо для него теперь не существует никаких преград и расстояний.

православие, святые, чудеса

Previous post Next post
Up