Почему в России нет гагачьих хозяйств. Информация к размышлению

Apr 14, 2019 10:26

Однажды я уже рассуждала на эту тему. В докладе "Как в СССР пытались создать гагачьи хозяйства и почему из этого ничего не вышло" в качестве одной из основных причин я называла отсутствие института частной собственности.



Ферма Sæból, Исландия. Фото: Heiða Heiler

Со времен того доклада прошло три года. Я узнала гораздо больше того, что знала тогда, и даже книжку дописала. Но вот о том, почему в России нет гагачьих хозяйств, ничего принципиально нового сказать не смогу. Только теперь абсурдность российской ситуации могу показать на конкретных примерах.

"...Всего прежде надлежит им сделать между собою раздел всем тем местам, на которых Гагки водятся; так чтоб всяк с того только места Гагочей пух собирать мог, которое ему по разделу достанется. И тогда никто не будет иметь причины отнимать у Гагки пух прежде, нежели с гнезда она сойдет; для того что всяк будет знать, что тот пух никогда от него не уйдет".

Это написал Н.Я. Озерецковский - автор первой российской работы, посвященной гагам и их охране - ещё в 1773 году!

Заметим, что в это время уже не менее 100-150 лет существовали гагачьи фермы в Норвегии и Исландии. Построены они были ровно на том же принципе - территория гагачьей фермы являлась частной собственностью или находилась в долгосрочной аренде у своих хозяев. В самом раннем из известных нам описаний исландских и норвежских гагачьих ферм сказано об этом предельно ясно:

«Собственники пуха - не те люди, которые им завладевают, а исключительно те, которым принадлежит та земля, на которой птица делает своё гнездо» (Brünnich, 1763).





Табличка, запрещающая проход на место гнездования гаг. Остров Flatey, Исландия. Фото: Александа Горяшко.

Казалось бы - всё ведь очевидно. На своей земле человек заботится о своих гагах. Коммерческие интересы тут работают в интересах охраны природы. Чем больше будет гаг, тем больше хозяин соберет пуха, тем больше заработает, плохо будет охранять гаг - разорится. Именно так оно и работало.

«Там [в Норвегии] каждый хозяин известной гагачьей колонии знает наперечёт своих птиц, тщательно оберегает места гнездовья гаг и настолько заботится о них, что птицы теряют всякий страх перед человеком и гнездятся даже в его жилище» (Силантьев, 1898).

Так же работал и вариант аренды, более принятый в странах с большой территорией. В 1930-х гг. в Канаде был проведен первый эксперимент с отдачей в аренду мест гагачьих гнездовий. И эксперимент этот был предпринят именно как способ охраны гаг, которых на тот момент в Северной Америке истребляли катастрофически.

"Подходящие прибрежные острова с многочисленными гагачьими гнёздами, расположенные вдоль северного берега залива Св. Лаврентия, были разделены на пронумерованные участки... Эти острова являются государственными землями, находящимися в ведении Департамента земель и лесов провинции Квебек. Любой ответственный житель региона может арендовать у этого отдела один или несколько участков. Аренда предоставляется сроком на пять лет с символической платой два доллара в год. Каждый арендатор …получает … лицензию в соответствии с Законом об охране мигрирующих птиц , позволяющую ему собирать и продавать гагачий пух, собранный из гнёзд на арендуемом им участке. … Каждый арендатор должен ежегодно сообщать … о количестве собранного им гагачьего пуха и его использовании… В настоящее время (ноябрь 1937 года) действуют двадцать девять договоров аренды. Количество гнёзд гаги на каждом арендованном участке варьирует примерно от семидесяти пяти до шестисот и более» (Lewis, 1938).Схема начала работать вполне успешно: возрастающее количество собранного пуха свидетельствовало об увеличении числа гнездящихся птиц. В 1933 году было собрано около 11 кг, в 1934 - почти 16 кг, в 1935 - 26,8 кг, в 1936 - около 37 кг, в 1937 - больше 60 кг (Lewis, 1938).

Итого. В разные годы, и даже в разные столетия, разные люди в разных странах приходят к одной и той же схеме, и эта схема успешно работает. Казалось бы - используй, да радуйся. Однако что же происходит в России?

«В марте прошедшего 1913 года одна из поморок, Иулиана Аникиева, подала прошение на имя Его Превосходительства начальника Архангельской губернии следующего содержания: она просила отдать ей в аренду острова для сбора пуха в указанное время, никаких вспомоществований от правительства она не требовала, только одно, что если она узнает, что кто-либо взял как пух, так и яйца не вовремя, то чтобы по её указанию местная полиция произвела обыск в её присутствии и составила протокол о похищении её собственности. Один или два таких протоколов прекратили бы такое варварское уничтожение птицы. Но если бы полицией не было бы ничего найдено, то она, Аникиева, отвечает как за ложный донос перед судом. Но ответа от Его Превосходительства и до сих пор никакого не последовало» (Архипов, 1914).

Я не знаю, делались еще в России в прошлом взять в аренду места гагачьих гнездовий, но очевидно, что если и делались, успехом они также не увенчались.

Есть два положительных российских примера безвредного для гаг сбора пуха: в Кандалакшском заповеднике в 1930-90-е годы, и на Новой Земле, в 1940-е годы. Аренда или частная собственность тут не фигурирует, но работал тот же основной принцип - места гнездования были закреплены за определенным хозяином (заповедник, промысловая артель) и этим хозяином охранялись. И результат был логичный и уже нам знакомый - количество гнездящихся птиц (и, соответственно, собранного пуха) возрастало.

И вот прямо сейчас, в Кемском районе Белого моря, происходит очередная попытка пойти правильным путем. Недавно созданная местными жителями (при исландском участии) компания по сбору и переработке пуха подала заявку на аренду островов с гагачьими гнездовьями. Острова в районе Кеми активно посещаются и местным населением, и туристами, там официально разрешена охота на гаг, известно также, что происходит там и браконьерский сбор гагачьих яиц. Очевидно, что только охрана в гнездовой период сохранит благополучие местных гаг. Очевидно, что люди, планирующие собирать пух (даже если оставить в стороне высокие душевные порывы и рассматривать только коммерческие соображения) более всех заинтересованы в сохранении и приумножении гнездящихся тут гаг и будут делать для этого всё, от них зависящее. И даже - о чудо! - местное Министерство природных ресурсов и экологии поддержало этот проект.
Но, мамадорогая, какой громкий и безграмотный вой начался по поводу этой новости в местных соцсеточках!
Для понимания уровня процитирую некоторые фрагменты этого воя, сохраняя оригинальное написание (чувствительным к логике и грамматике не читать, честно предупреждаю).

"Пока гага сидит на гнезде, оно в пуху,когда появляются птенцы они растаскивают пух лапками,вопрос что сборщики пуха собираются брать, когда гага сидит на гнезде? они что совсем о... оборзели.По другому собрать не получится,и пусть лапшу на уши не вешают,я помор, знаю что пишу.
.
спугнутая с гнезда гага,своё гнездо тем более если в нем яйца,обязательно обсеред жидко и обильно при вынужденном взлете,и естественно много пуха с такого гнезда не взять! Наймут наших синеков за копейки. Да и при ихней ареньде островов попросту на острова не высадиться!Не костёр не развести,не чайник вскипятить! Посадят своих нанятых негров в палатках живущих,а те и будут людей гонять,типа это наш остров арендованый и плати денежку!
.
для чего в аренду? Пух можно и так собирать
.
возьмут в аренду, якобы, для сбора пуха, а на самом деле будет процветать нелегальный туризм.
.
Надо собрать митинг по защите птиц и их сохранения
.
наверное, с живой пух собирать будут.
.
Сначала аренда ,а потом и присвоят эти Острава
.
А а килограмм очищенного гажьего пуха равен двух спальному плотно набитаму матрасу! Цены варьированы по Москве,в Питере дешевле так как питерцы смешиватют гажьий пух с верблюжьим либо с гусинным!
.
Пошли на х ! Пуха нет в Белом море , а гаги тем более"

Ну-с, вот так вкратце. Хороший у нас народ. Понимающий. И природу страсть как любит.
И замечателен тут еще один момент. Ровно на этих же островах уже более 10 лет собирали пух две московские компании. Ни за какими разрешениями они никуда не обращались. Свою деятельность никак официально не оформляли. Её результаты и влияние на птиц никто не контролировал (в отличие от нынешнего проекта аренды, который включает непременный контроль орнитологов). И ответственности ни за сами острова, ни за результаты своей деятельности не несли. Шныркали себе тихо по островам, и народ не возмущался, попросту не знал ничего. Но стоило кому-то попытаться начать действовать законными методами, какая волна всенародной любви их окатила!
Как гагачьему историку мне, можно считать, повезло. Жизнь сама устраивает эксперименты, мне остается только наблюдать за их развитием. Но чисто по человечески, мягко говоря, тошно. И нет у меня, увы, никакой уверенности, что Россия хоть когда-нибудь пойдет вменяемым путем в отношении гаг. Буду счастлива ошибиться.



Табличка, запрещающая проход к местам гнездования гаг в резиденции Президента Исландии. Фото: Александра Горяшко.

P.S. Тут некоторые глупые и подлые люди повадились выдергивать из моих публикаций куски и использовать их в извращенном контексте. В случае открытых публикаций я этому препятствовать не могу, но на всякий случай предупреждаю - я тетка занудная, и мысли свои излагаю многословно. Так что если вы где-то встретили цитату из меня, которая вызвала у вас удивление, не поленитесь прочесть авторский оригинал текста. Ну, и, пользуясь случаем, напоминаю глупым и подлым людям, что использовать свои фотографии без согласования со мной и указания авторства я не разрешаю.

shit, гага, мракобесие

Previous post Next post
Up