И в поезде тоже.
Статья А.С. Корякина "Следование чаек за поездами".
Первая публикация: 2001 г. Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 322-323.
Вторая: 2012 г. Русский орнитологический журнал, Том 21, Экспресс-выпуск 740: 650-651.
А.С. Корякин. Фото Антона Балабана
Следование морских птиц за судами в море - общеизвестное явление, но сходный феномен - следование птиц за поездами - не привлёк внимания, возможно, потому, что с очевидностью его можно наблюдать только из торцового окна тамбура последнего вагона.
В нашем случае наблюдения проведены в солнечную погоду 9 июля 2000 со скорого поезда «Мурманск-Москва».
Следование чаек за поездом отмечено в Карелии, на участке Октябрьской железной дороги между станциями Сегежа, Медвежья Гора и Кондопога. Этот участок магистрали не электрифицирован (птицам не угрожает опасность разбиться о провода), а полотно дороги большей частью проходит через плотный лесной коридор.
За поездом летели сизые Larus canus, серебристые L. argentatus чайки и клуши L. fuscus. Все наблюдавшиеся птицы были взрослыми.
Обычно за поездом следовала группа из 5-10 особей; максимальная по величине группа включала 10 сизых, 3 серебристых чаек и 3 клуш. Некоторые особи непрерывно следовали за поездом на протяжении 10-20 км. Иногда к чайкам, летящим за поездом, присоединялись и вóроны Corvus corax, но они прекращали преследование через 1-2 км.
Чайки явно учитывали аэродинамические эффекты, возникающие при прохождении поезда. Они предпочитали держаться в зоне от нескольких метров до нескольких десятков метров от последнего вагона и в пределах этой зоны использовали в основном парящий, а не машущий полёт. У отдельных чаек изредка отмечались попытки схватить какие-то объекты, оказавшиеся в воздухе после прохождения поезда, но в целом поведение птиц более напоминало игровое. Во многом сходное поведение отмечалось в устье реки Нивы в Кандалакше, когда при внезапном усилении ветра ранее отдыхавшие сизые, серебристые и морские Larus marinus чайки поднимались в воздух и до 10 мин и более играли в воздушном потоке, используя преимущественно парение.