О Закхее

Jan 30, 2017 13:04



В воскресенье читалась притча из Луки о начальнике налоговых инспекторов - Закхее. Началась первая подготовительная неделя к Великому Посту.

Войдя в Иерихон, проходил Он городом. И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: и "Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме". И тот поспешно спустился и с радостью принял Его;и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. А Закхей встал и сказал Господу: "Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо". И сказал ему Иисус: "Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек - сын Авраамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало".
(перевод С.Аверинцева) Лк., 94 зач., XIX, 1-10

Интересно рассказывает про эту притчу Пола Гудер. Традиционно принято считать, что мытари были очень коррумпированы, что они покупали у римлян франшизу на сбор налогов и делали что хотели на вверенной им территории. Но известно, что император Август, узнав о серьезных злоупотреблениях в сфере взимания налогов, издал очень строгие законы, регламентирующие их сбор. Мы не знаем, конечно, насколько эти законы строго исполнялись в таких отдаленных провинциях, как Израиль, но и каких-то исторических сведений, говорящих о сильной коррумпированности мытарей тоже нет.

Закхей говорит, что он заплатит вчетверо, если кого-то обидел. И мы считаем, что он был коррумпированным чиновником, который раскаялся и обещал вчетверо возместить убытки тем, с кем он нечестно поступил при сборе налогов. Но, как считает Пола Гудер, все не совсем так. Надо думать, что Закхей, будучи начальником налогосборщиков, собирал налоги ни с одной сотни, а может, и тысячи людей. Если он был насквозь коррумпированный, то он должен был обобрать огромное множество людей, и просто не смог бы всем возместить вчетверо.

То есть, на самом деле он не был коррумпированным, он считался таковым, вот в чем дело. Заявить, что ты вчетверо заплатишь тому, кого обманул в ситуации, когда ты взаимодействуешь с сотнями, а может, и тысячами людей, можно, только если ты на самом деле был честен, и специально никого обманывать не собирался.

Мытари причисляются к грешникам, не потому что они коррумпированы, а потому что они сотрудничали с римлянами. И тут профессор Гудер говорит об отличии прощения грехов, о котором написано в книге Левит, от прощения грехов, которое проповедовал Иисус. В книге Левита могли быть прощены только грехи по неосторожности, ненамеренные, в то время как Иисус провозглашал прощение любого греха. Мытари - это те, кто совершает грех (сотрудничают с римлянами) намеренно и осознано. Поэтому они маргиналы и изгои, поэтому сверху им можно навесить и обвинение в коррупции. Что еще можно от них ожидать?

Иисус же говорит, что они тоже иудеи, что хотя общественное сознание выбросило их за границы народа Божьего, они тоже дети Авраама. И Он идет и трапезничает с ними. Трапеза в иудейском мире - это высшая степень близости взаимоотношений. Именно поэтому фарисеи так негодовали. Да, ты можешь общаться с мытарями и грешниками, в конце концов, где-то это просто неизбежно, иудеи часто вынуждены были общаться и с язычниками. Но ты не можешь с ними вступать в близкие отношения, ты не можешь с ними разделять трапезу! Это и тебя уже выводит за пределы народа Божьего.

Но Иисус говорит: "Нет! Это тоже иудей!" Поэтому мы видим, что покаяние тесно связано с собиранием людей. Это не просто индивидуальный акт сокрушения о своих грехах. Это связано с преодолением тех разделений, которые существуют в народе Божьем.

Разве сейчас в нашей церкви не так? Разве мы часто не делим людей на «своих» или «чужих», «консервативных» и «либералов». Легко вешаем ярлыки «экуменист», «модернист» и пр.? Поэтому собирание и примирение - это достойное начало подготовки к посту, это будет лакмусовой бумажкой нашего поста и покаяния. Если мы научимся преодолевать перегородки, нами же воздвигнутые, перестанем вешать ярлыки, и научимся видеть самого человека, вот тогда наше покаяние будет действительно деятельным.

Ведь Иисус привнес вот это вот уникальный феномен личностности. Ему дорог конкретный человек. Он, хоть и проповедует толпе, но потом всегда идет к конкретному человеку, к грешнику. Иисус верит в Бога, поэтому Он верит и в человека. Это всегда лучшая лакмусовая бумажка нашей веры. Если мы верим в Бога, значит мы не можем не верить и в человека, каким бы грешным он нам не казался. И поэтому мы готовы вступить с ним в самые близкие отношения и быть вместе одной семьей, одним народом Божьим. Конечно, для этого нужно раскаяние человека, если человек живет во зле и грехе, то он не может быть в собрании народа. Но чтобы он захотел быть в этом собрании, он должен оставить свой грех. А для этого он должен увидеть тех, кто готов в него поверить, его принять, несмотря на весь его бэкграунд. Как это произошло у Закхея с Иисусом. Поэтому мы с вами тут можем находится и в роли Иисуса и в роли Закхея: мы должны возжелать со Христом общения, раскаяться во всем том, что натворили, но мы также должны быть открытыми принять любого, чье сердце загорится при упоминании имени Иисуса.

Иисус, современная церковь, библеистика, РПЦ, христианство, Писание

Previous post Next post
Up