За пределами пространства и времени.

Jan 21, 2017 00:19



Никто не хочет стареть. Все хотят быть молодыми и как можно дольше. Но давайте представим, что, если бы мы не старели, всю жизнь до самой выглядели бы все на 25-30 лет. Как тогда было бы грустно умирать! Умирать грустно в любом возрасте. Но одно дело, когда ты глубокий старик, уже изможденный болезнями, а другое дело, когда ты полон сил и энергии. Конечно, морально можно износиться и за 20 лет, и внутренне к этому времени быть совсем старым, но представьте себе ситуацию, если вы в 75 лет, к примеру, влюбились, первый раз по-настоящему! Вы молоды и красивы, а тут… Парадокс, но старение является в данной ситуации благом…

Рассмотрим другой вариант. Мы бессмертны. Но этот вариант оказывается ненамного лучше. Я как-то одну лекцию смотрел, где ученые рассказывали, что было бы с нами, если бы мы жили большое кол-во лет, тысячи, даже миллионы. От наших тел просто бы ничего не осталось. Хотя бы от механических повреждений. За свою жизнь человек получает среднее кол-во травм, которые более или менее не мешают ему жить (если не брать какие-то серьезные травмы или инвалидизацию), но за тысячи или миллионы лет от наших тел просто бы ничего не осталось при самом удачном раскладе! Следующий вопрос: а что человеку делать все это время? Ходить на работу? Расти карьерно, рожать детей? Так за такое время можно расплодиться еще на пару планет. Возникает проблема с территорией. Где все поместятся? Короче, проблема. Получается какое-то жуткое противоречие. С одной стороны, человек не хочет стареть и умирать, с другой, становится понятно, что старение и смерть - неотъемлемые и необходимые характеристики нашего мира.

Как же человек решал это противоречие? Ну, часто проклиналось тело, материальный мир. Человек понимал, что в этой реальности бессмертие невозможно, поэтому задача развоплотиться и переместиться куда-то в нематериальное пространство или раствориться в божестве. Так мыслили на высотах религиозно-философского сознания. В простонародье это проблема чаще всего решалась по-другому. Бессмертие как бы достигалось через род. Задачей человека было оставить после себя потомство, и он как бы продолжал жить в детях. По сути, это и есть принцип патриархальной семьи, которая сейчас в нашей стране пытается позиционироваться как эталон нормальной духовности. Поэтому для такой семьи характерна многодетность: чем больше детей, тем больше у рода шансов на выживание, а значит, сохранение тебя через передачу генетического материала.

Какая проблема с этим вроде как общедоступным способом «достижения бессмертия»? Ну, во-первых, вся наша Вселенная когда-то прекратит существование, а во-вторых в таком случае «бессмертие» достигается через обезличивание. Человек как бы сам по себе и не нужен, он лишь средство передачи генетического материала, первичен род, нация. Но человечество перешло в новый этап жизни, где мир становится антропоцентричным, и это, прежде всего, благодаря Христу. Он провозгласил бесценность каждой отдельной личности. Человек в такой парадигме уже не может расцениваться как средство для достижения блага рода или нации. Уже не проигнорируешь Канта, который заявил свой категорический императив, говорящий, что никакой человек не может быть средством, а только целью. Хотя человеку такая патриархальная парадигма жизни может казаться вполне приемлемой, пусть даже и на подсознательном уровне.

С этим миром одни проблемы: нашими телами, с пространством, поэтому Платон и называет тело темницей души, а в диалоге «Федон» от лица Сократа рассуждает, как хорошо истинному философу умереть, развоплотиться, избавиться от этой плоти, которая только мешает подлинной жизни, ограничивая нас во многих отношениях.
Так что мы имеем на выходе? Какие есть способы решения проблему смертности и старения в этом мире? Конечно, все это очень грубые обобщения, но в общем можем свести все к двум следующим пунктам: а) развоплощение и достижение бессмертия в форме существования бесплотной души; б) безличная стихия рода.

Но христианство предлагает совсем другую парадигму. В начале Библии мир творится, как благое место, как благое творение Бога. И человек увенчивает это творение, и ему поручается заботиться о мире, вступить как бы в сотрудничество с Богом в заботе и устроения мира. Каким творится человек? Человек творится не бесплотной субстанцией, которая вынуждена одеться в тело. Нет. Человек - это душа и тело. Дух, душа и тело, вот что значит полноценный человек. Но через отпадение человека от Бога, он наследует смерть. Смерть, которая выражается в разделении души и тела. Так вот, что для Платона величайшее благо, то для Библии - величайшее зло! Развоплощение - это смерть, это зло. Именно поэтому в христианстве в центре стоит идея воскресения, телесного воскресения. И эта идея возникла, хотя не сразу, еще до Христа. К Его рождению вера в телесное воскресение было уже устоявшимся мировоззрением большой части иудеев.

Но воскресение полностью ломает родовою идеологию, где человек вторичен по отношению к роду и является лишь материалом для жизни безличной родовой стихии. Именно поэтому Христос говорит просто взрывные революционные вещи, посягает на самые важные символы иудеев, как об этом пишет Н.Т.Райт. Это семья, земля и храм. Сюда можно добавить еще и нацию. Это ломает привычное мировоззрение иудеев. Оказывается, семья по крови - это реальность вторичная, преходящая, в какие-то моменты просто вредная, являющаяся препятствием для подлинной жизни человека. Оказывается, земля и нация не являются безусловными вещами, которые важны по умолчанию, они тоже вторичны. А что же тогда первично? Первично Царство Божие. Но Царство Божие - это не какое-то место где-то там в гиперурании, где будут пребывать развоплощённые души. Царство Божие - это небо и земля, которые стали одним, как об этом говорится в молитве Господней «да будет Царство Твое и на земле, как на небе».

Время должно исчезнуть. Потому что во времени невозможна вечность, в нем возможна только бесконечность, дурная бесконечность. Время как бы развоплощает реальность, поэтому в реальности подлинной его быть не должно. Не будет прошлого и будущего, будет только настоящее. Также и пространство: в Евангелии Воскресший Христос появляется в закрытых помещениях, что-то произойдет со всем миром. Весь мир станет иным, через изменение человека. Поэтому Царство Божие - это новая реальность, в которые преодолены все пространственные и временные ограничения, преодолена всякая субьективация через обращение к Личности, к Личности Бога, которая открывается во Христе. И вот оказывается там, где преодолевается пространство и время, там побеждается смерть. Пространство и время - категории падшего мира. Новое творение не отрицает плоть, материю, оно подразумевает ее преображение. Преображение через соединение с Богом, с личным Богом, а через Него и с друг другом.

Вот он секрет бессмертия и вечной молодости, который уже 2000 лет как не секрет. Вместо бесконечности явится вечность, вместо ограниченного пространства бесконечный космос, новые небо и земля, где помощником Бога будет вечно молодой и красивый человек, где человек и Бог вместе будут пребывать в общении, в творчестве и заботе о мире, в любви и радости.

Иисус, жизнь, христианство

Previous post Next post
Up