Понятие «фантазма» в гносеологии Фомы Аквинского

Jan 08, 2016 18:34

В процессе беседы с http://olgaw.livejournal.com/ был поднят вопрос о том, что представляют собой «фантазмы», о необходимости обращения к которым часто пишет Фома Аквинский. Исходя из того, что Аквинат, говоря об образах, в которых «пассивный интеллект» созерцает предстоящую ему вещь, нередко ( Read more... )

гносеология, Грегорианский Университет, Фома Аквинский, философия, теория познания

Leave a comment

alexander_konev February 25 2016, 11:42:29 UTC
Я не специалист по Мариону, но вот относительно Лонергана могу сказать, что две первые большие свои работы , "Verbum" (1947) и "Insight"(1956) он выдержал в духе томистской гносеологической модели, опираясь на аристотелевский инструментарий. В этот период он понимал свой подход как опровержение эпистемологии Канта (неоднократно замечая, что у Фомы есть много интуиций, не разработанным Аквинатом до конца, которые могут быть противоядием против Канта), хотя прибегал всё ещё к томистской лексике. Однако уже и тогда он периодически вставлял в свои размышления замечания вроде такого: "гносеология Аквината вполне удовлетворительна, но эпистемологии у его просто нет" (то есть Фома Аквинский не обращает внимания на сам процесс познания в его динамике). Дальше больше, в последующих интервью он говорит, что сожалеет о том, что в "Инсайте" он пошёл по пути использования аристотелевской метафизики и что описывал субъекта в категориях воли и интеллекта как отдельных способностей души, а теперь он осознаёт, что его метод это интенциональный анализ. Правда, он называл свой подход пост-Гуссерлианским.

Reply

dmatveev February 25 2016, 11:50:15 UTC
Спасибо!
А как, интересно, Лонерган различает гносеологию и эпистемологию? Разве это не синонимы?

Reply

alexander_konev February 25 2016, 11:56:21 UTC
По Лонергану нет. Согласно ему, эпистемология не объясняет, каким образом мы можем познавать реальность, а изучает сам процесс познания в его динамике. Гносеология для него базируется на метафизических предпосылках, а эпистемология выводит метафизику из себя.

Reply

dmatveev February 25 2016, 11:58:55 UTC
Это у него в "Инсайте"?

Reply

alexander_konev February 25 2016, 12:07:48 UTC
Уже в "Вербуме" есть. Он начал изучение теории познания со Стюарта Милля в самом начале 30х, тогда же изучал платоновские подходы. Потом познакомился с работами св. Августина, и ему очень понравился подход того к теории познания. Потом заинтересовался Аквинатом, и одновременно Марешалем. Логическим шагом стала серьёзная работа над Кантом. После "11 лет размышлений над Аквинатом", как он сам пишет, он публикует "Вербум". "Инсайт" это развитие идей "Вербума", но там уже почти нет разборов текстов Аквината, там Лонерган уже чувствует себя самостоятельным.

Reply

dmatveev February 25 2016, 12:15:32 UTC
Спасибо! Надо ознакомиться.

Reply


Leave a comment

Up