Jan 16, 2022 20:01
Насколько я могу понять, Псевдо-Дионисий очень свободно употребляет термин «божественный» В меру моего скудного понимания его текстов я полагаю, что атрибут «божественности» у него играет скорее роль риторического приёма, и предполагает скорее познавательное движение «снизу вверх», чем конкретное обоживающее действие самого Бога. Те, кто хорошо разбирается в теологии Ареопагита, может быть, меня здесь поправят, если я ошибаюсь. Но я практически уверен в том, что в текстах Дионисия не может быть ничего о том, что сущность Бога «эманирует» во внешний мир, делая какие-то вещи «божественными». В то же время у Эдит Штайн мы читаем такой комментарий к теологии Ареопагита:
But effects go forth from God into the created world that harbor something of his essence within themselves (that is, they are “divine”) and make “divine” whatever takes them in. All these “emanations” of the divine essence, all that lives like unto God in creatures and merges them with God into the oneness of the Kingdom, we can no more seize with our hands or see with our bodily eyes than we can God himself. That is why this must be made accessible to us, who are bound to the world of natural experience, through images from the world we know.
патристика,
Эдит Штайн,
Псевдо-Дионисий Ареопагит,
теология