Mar 13, 2018 00:07
После выхода «Инсайта» Лонерган продолжал своё исследование структуры человеческого действия, результатом чего стала разработка четвёртого уровня человеческой ауто-трасценденции, уровня морального действия, уровня ценностей. Этот уровень предполагает уже не только сознание, но и поступок. В этот период он глубоко изучал феноменологию, экзистенциальную философию и герменевтику. Впервые он пишет об уровне ценностей в своей небольшой работе The subject. Данный уровень последовательно вырастает из уровня познания. Такая трансценденталия, как благо, о которой размышляли схоласты, предполагает дискурс о ценностях. Мы помним, что основными трансценденталиями в средние века считались бытие, истина и благо. Понятие бытия у Лонергана носит динамический характер, оно не является «пониманием» или концептуализацией бытия; подобно этому, понятие блага у него ориентировано на ценности, но не описывает их в концептуальной форме. Следуя позиции схоластов, Лонерган утверждает, что бытие и благо ко-экстенсивны (ens et bonum convertuntur).
Эту тематику канадский иезуит раскрыл в своей третьей крупной работе, «Метод теологии». В ней автор чётко формулирует, что в то время, как первые три уровня относятся к области познания, четвёртый отвечает за уровень решения и действия. Когда мы задаёмся вопросом о том, является ли что-то хорошим или плохим, мы спрашиваем не о том, удобно ли это для нас, а о том, какова объективная ценность этой реальности. Мы задаём себе вопросы такого типа и ищем ответы на них, а затем стараемся жить согласно полученным ответам. При этом мы находимся на уровне морального само-трасцендендирования. И здесь у человека есть возможности: выйти за текущие пределы себя самого или остаться внутри них. В этот момент решается вопрос о подлинности человеческого бытия или о её отсутствии. Лонерган вначале называл этот уровень «уровнем ответственности», но затем стал оказывать предпочтение названию «экзистенциальный уровень». На этом уровне свобода и ответственность человека определяют его моральное само-трасцендирование, то каким человек делает себя самого. Как говорил Лонерган, это тот уровень, на котором сознание становится совестью. По мере того, как человек переходит с одного уровня на другой, он всё лучше осознаёт, кто он такой, и всё полнее становится личностью. По-настоящему человек является самим собой не тогда, когда он неизменен, но когда он само-трасцендируется, растёт.
Трансцендентальные понятия бытия и блага представляют собой интенциональную динамику человеческого сознания. Они продвигают субъект на более высокие уровни сознания: от опыта к пониманию, от понимания к интеллектуальной разумности, а от интеллектуальной разумности к разумности поведения. Вначале этого пути действует врождённое стремление к истине (здесь от человека требуется критичность мышления), а затем стремление к добру подталкивает его к чистоте совести, но если он поступил плохо, то это же стремление сообщаем ему о проблеме через угрызения совести.
Трансцендентальные понятия являются основанием нашей способности само-трансценденции. Актуализируется же эта способность благодаря любви. Всё это движение развития человека, миновав этап определения истинных ценностей, приводит к состоянию бытия-в-любви. Это бытие-в-любви включает любовь к Богу и ближнему. Вопрос о Боге сам по себе имплицитно включён в любой наш вопрос; плодом же любви к Богу является наша любовь к ближнему. Если у человека недостаёт любви к Богу, то результатом становится тривиальность его жизни, заполненной постоянной погоней за развлечениями.
Согласно Лонергану, четвёртый уровень является уровнем свободы, ответственности, морального само-трасцендирования, самоопределения и самоконтроля. То, принимается человеком ответственность, или нет, зависит от того, как он прошёл предыдущие уровни: был ли внимателен к своему опыту, задавал ли нужные вопросы, необходимые для осознания опыта, был ли разумен в своих суждениях. К четвёртому уровню не имеет отношения ни произвольность принятия решения, ни чистый разум. На этом уровне человек принимает решение о самом себе, о том, кем он желает стать. Речь не идёт об индетерминизме как противоположности детерминизма: речь идёт о само-детерминировании. Реализуется этот уровень на практике в межличностных отношениях.
У Лонергана есть статья Natural knowledge of God (о естественном познании Бога), где он так определяет само-трасцендирование человека: уровень познания - это лишь интенциональный уровень само-трасцендирования, но реальным уровнем само-трасцендирования является уровень моральный. Только когда человек переходит от эгоизма к тому, чтобы нести благо ближним, он становится способным на подлинную любовь. Но что является вершиной само-трасцендирования? Согласно Лонергану, ею является религия, в которой «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5).
Лонерган,
теология,
богословская антропология